УГРЮМ-РЕКА

#новые_критики #угрюм_река #александр_балуев #юлия_пересильд 

 

Так получилось, дорогие друзья, что к просмотру сериала «Угрюм-река» по Первому каналу Лев Валерьевич подготовился, как тот Арнольд Шварценеггер к визиту в логово террористов. Только вместо пукалок за пояс и базуки за спину, взял я два тома книги Вячеслава Шишкова, да и прочел. Книга совершенно шикарная, произвела сильное впечатление. Испоганить ее, как мне показалось, трудно. Но можно. Было бы желание.

А оно, похоже, было. 

Сначала меня насторожила ночная зимняя тайга, явно снятая в павильоне. Ведь тайга – это ширь, простор. А тут – какое-то явно тесное пространство, как стеклянный шарик со снегом. И артист Балуев скалит зубы на песика, который притворяется волком. В общем, странное что-то.

 

 

 

С текстом романа обошлись, как я и опасался, вольно. В самом начале романа, например, юный Прохор участвует в драке стенка на стенку, пыряет ножичком одного из драчунов, удирает. 

 

Не то в сериале. В начале этого эпизода мы видим оркестр людей в белоснежной форме, который в парковой беседке наигрывает что-то вроде «Сыпется-сыпется с попы песок, кружится-кружится старый вальсок». Что-то явно более позднее. А чуть в стороне сошлись на кулачках гимназисты. Драка странная. Как будто ученики кружка единоборств отрабатывают приемы. Ну, а потом Прохор убегает от полиции. По роману он лезет через забор, его хватает полицейский, Прохор теряет картуз и прячется в темном закоулке. 

 

Киношный же Прохор придурковатым самцом антилопы пробегает по живописным старинным улицам. За ним такие полицейские в парадной белой форме. И тут Прохор вбегает во двор – к кому бы вы думали? Да к Анфисе же! Роковой красавице. Вот так она здесь появляется. Анфиса и какая-то с ней бабка прячут Прохора в живописный сарайчик. Входит полиция, вертлявая, как карикатурные белогвардейцы. Один из полицейских тут же закуривает. И курит такой Анфисе в лицо: «Куда спрятала беглеца?» Но Анфиса с бабкой как-то стражей порядка отшивают. И секунды не прошло, как глупым сайгаком выскальзывает Прохор: «Э-ге-гей! Женись на мне!» 

Чушеметр у Льва Валерьевича заклинило уже здесь.

 

***

 

Прохору в начале книги – 17 лет. Усы у него прорастают где-то к середине первого тома. Уже после экспедиции в дикие места. В сериале он усат изначально. И выглядит лет на сорок мальчуган этот. Какой-то странный артист вообще Прохора играет. «Угрюм-река» - это как раз тот случай, когда я думал: «Блин! Лучше бы Петров сыграл, Данила Козловский, кто угодно!»

 

 

Анфиса – тоже, как вам сказать. Актриса Юлия Пересильд – хорошая, наверное. Но просто в данном случае она реально никакая. Ноль харизмы. Отчего там сын с отцом с ума сходят – непонятно совершенно. И опять же, кто угодно был бы лучше. Тем более, что в старом фильме играла Чурсина,  такого огня дала, такой пожар страстей раздула! Актерка Пересильд на фоне великой Чурсиной – что светлячок на фоне светила. Ну, бледно, блин!

 

И главное, что там с ней за бабка?! Какая-то старуха с Анфисой Петровной живет, не улыбается, каркает, как с полотна Васи Ложкина сошла.  У сельской секс-бомбы по версии Шишкова не было никакой бабки в компаньонках! Какой выверт сценаристского сознания этот хтонический образ иллюстрирует? Русь патриархальную, что ли, хотели через бабку дать?

 

Но дальше количество неведомой фигни только нарастает. Очень странная, например, тайга. Она не то, что на реальную тайгу не похожа, в этих диких местах я еще и ни одной сибирской сосны не углядел. Да, а в дремучих чащобах проложены широкие такие тропинки. А берега Угрюм-реки оборудованы песчаными пляжами. Все это напоминает пейзажи пригородного дома отдыха, притом ухоженного.

 

 

Путь Прохора изобилует романтичными знакомствами. И все по одному и тому же сценарию. Вот красотка в ночной рубашке полощет копытца в водице. А вот такой Прохор – опа! Только тунгусскую девушку не стали в воду почему-то пихать. Не знаю почему.

 

В гламурной таежной деревушке у Прохора случается амурное приключение, которого в романе я что-то и не припомню. Потом идет побоище на кольях и кинжалах, а дальше погоня в сторону реки. И напомнило это действо мне финал заседания шахматного клуба в Васюках. Только у шахматистов было куда больше динамики.

 

***

 

Фильм потрясающе вялый. Все актеры играют, как в киселе бултыхаются. Динамики, повторюсь, ноль. Диалоги снотворные. Очень плох коммерсант Илья – это сильно ухудшенная, унылая и вялая версия Леонида Куравлева. Но этот персонаж отдувается за юмор, похоже на то. От этого юмора я то и дело совершал фейспалм и заляпал очки.

 

Александр Балуев в роли Петра Данилыча – неважен. Он производит впечатление апоплексического алкоголика на грани удара. Ходит походкой медведя-зомби. Ничего больше.

 

Музыка очень плоха. Не знаю, что сюда можно было подобрать, но не визгливую же гармошку, не пошлейший же цыганский ансамбль?

 

Ужасные интерьеры. Мастера интерьеров передают через свою работу характеры героев, организуют бардак. Но в «Угрюм-реке», как в самых бездарных российских фильмах последнего времени, интерьеры блещут чистотой и безликостью. Как в музее матрешки после ПХД.

 

В общем, в сериале «Угрюм-река» плохо абсолютно все. Смотреть нельзя. Лучше прочесть книгу.

 

PS. И совсем забыл сказать, что в паузах проплывала жирная такая, нажористая реклама. Всю не запоминал, но точно помню какое-то слабительное.

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 181

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют