Рецензия на сериал «Садоводы»/Landscapers

#новые_критики #садоводы #новый_сериал #дэвид_тьюлис #true_crime #грустный_мистер_варга #непроходимая_тупость

год: 2021
автор сериала: Эд Синклер
в ролях: Дэвид Тьюлис, Оливия Коулман, Кейт О'Флин, Дипо Ола

Salve!

Иногда бывает, что, как не посмотри, некий кинопроект, обладает всеми составляющими успеха — в его основе лежит реальная история, продюсеры и режиссёры имеют приличный опыт, актёры знают своё дело, да и публика как никогда жаждет развлечений. Казалось бы, авторам достаточно с минимальным умением соединить детали в нужной последовательности, слегка обработать напильником и наслаждаться результатом, но вдруг происходит что-то непредвиденное, винт идёт не по резьбе, и в результате зритель получает в целом неплохой, крепко сколоченный, но кривоватый продукт. Именно такое несчастье произошло и с «Садоводами», хотя возможно, события, лежащие в основе сериала, настолько банальны, что никакие художественные изыски не способны заставить их воспарить над уровнем печальной английской бытовухи.

Сериал рассказывает нам о интересной судьбе пожилой семейной пары из Лондона. Крис Эдвардс — менеджер среднего звена, его жена Сьюзен — библиотекарь, хотя по профессии они не работают уже давно, и последние несколько лет тихо живут во Франции, проматывая накопления. Впрочем, идиллия на пляжах Нормандии неминуемо приближается к концу — у возлюбленных заканчиваются деньги и попытки 60-летнего Криса найти работу в финансовом секторе, терпят закономерный крах. В отчаянии, пытаясь спасти своё семейное счастье, Крис звонит и просит денег у родственницы, но она отказывается помочь, пока Крис не расскажет, почему они с Сьюзен неожиданно бежали из Англии много лет назад. Расстроенный Крис пробалтывается о трупах на заднем дворе давно проданного дома, и умоляет её держать язык за зубами, но Уинстон Черчилль недаром называл англичан самой подлой нацией на планете, так что дама немедленно звонит в околоток и доблестная полиция, перекопав весь участок, находит два скелета с огнестрельными ранениями.

Однако, к величайшему неудовольствию оперов, Великобритания — страна отсталая и поэтому всё-таки во многом до сих пор является правовым государством. Так что, вместо того, чтобы изловить подозреваемых и применять к ним особые методы воздействия, пока те не сознаются и не возьмут на себя заодно и убийство принцессы Дианы, копам приходится заниматься сбором доказательств, без которых прокуратура отказывается даже объявлять семейство Эдвардсов в розыск. Поскольку за 15 лет на костях не осталось никаких биологических следов убийцы, полиция впадает в уныние, но тут Крис совершает очередную идиотскую ошибку. Вместо того, чтобы не контактировать с копами, он сначала пишет им мэйл, а потом и вовсе хватает Сьюзен в охапку и едет с ней в Лондон, разбираться и восстанавливать честное имя. Тут мне немедленно вспомнилось недавнее громкое дело американских «Ангелов Ада» — ФБР арестовало 174 члена банды, но поскольку ни один из них не согласился общаться с полицией, прокуратуре в итоге было попросту нечего им предъявить и всех пришлось отпустить на свободу. Но Крис и Сьюзен это вам не тупорылые байкеры и вместо того, чтобы поступать примитивно и тупо не давать показания, супруги решают оформить всё по-интеллигентски и разрабатывают хитрый план. Насмотревшись шоу типа Law&Order, супруги узнают, что в англо-американском common law есть институт непредумышленного убийства, за которое дают в районе пятёрки, а за нелегальные похороны трупа — и вовсе до года. Поэтому свою линию защиты чета Эдвардс строит следующим образом — как-то раз Сьюзен поехала навестить родителей, обнаружила, что её мать убила её отца, сама в состоянии аффекта схватила револьвер, застрелила мать, уехала домой, через неделю (!!!) призналась мужу, тот помог ей похоронить трупы и спрятать все улики. И вообще, Сьюзен в детстве родители сексуально абьюзили, так что она тут основная жертва, поэтому давайте нам условный срок, а мы побежали писать мемуары и выступать по BBC.

Тут я в ужасе схватился за голову. Что за чушь нёс Задорнов — это американцы-то тупые? О нет, тут англичане дадут им сто очков форы! Я понимаю, конечно, что две тысячи лет на изолированном острове дают серьёзный риск вырождения, но быть настолько глупым, чтобы не знать, что оставленные при комнатной температуре тела разлагаются и воняют, а револьвер не выбрасывает стреляные гильзы и пытаться убедить в обратном присяжных — это уже за гранью добра и зла. Ну а когда выясняется, что Сьюзен обчистила банковский счёт матери и в течение 15 лет получала пенсию вместо убитого отца, уверяя собес, что тот ещё жив, мотивы Эдвардсов становятся вполне понятными. Казалось бы, нам предлагается посмотреть очередной вариант шоу a’la «Дежурная часть», но неожиданно классные персонажи и сценарий спасают сериал.

Семья Эдвардсов, на первый взгляд являющаяся самыми обычными неприметными лузерами, при ближайшем рассмотрении приятно удивляет глубиной и символизмом образа. Крис — приличный и добрый человек, не сумевший найти применение своей тяге создавать порядок из хаоса, и поэтому стремящийся спасти всех вокруг себя. Тяжело переживая раннюю смерть матери и брата, он ищет себе объект, требующий постоянной любви и внимания. Недалёкая и пугливая Сьюзен, старательно скрывающая от мира свои душевные изломы, как нельзя подходит на роль тщательно оберегаемой розы. Парочка взаимно дополняет друг друга и находит счастье в этом симбиозе.

Одновременно Крис является символом утонувшей в собственной шизофрении Англии, давно потерявшей реальную экономическую базу и до сих пор тешащей себя беспочвенными надеждами на то, что всё ещё как-нибудь образуется. Замечательно обыгран момент женитьбы Криса — интересно, зачем ему 40-летняя невеста — не потому ли, что что-нибудь поприличнее он себе попросту не может позволить и время белого человека в Англии давно ушло? Недаром единственный полностью нормальный, адекватный и энергичный персонаж сериала это чернокожий адвокат, защищающий Сьюзен; сразу видно, кому принадлежит будущее Соединённого Королевства.

Очень интересным и удачным моментом сериала следует признать попытку режиссёра визуально передать атмосферу, созданную воображением супругов. Обыденные сцены допросов и судебных заседаний в любой момент могут прерваться совершенно безумной фантасмагорией, снятой, тем не менее, со вкусом и сдержанным английским юмором. Особенно хороши эпизоды, когда Эдвардсы, фанатеющие по вестернам, представляют себя ковбоями, лихо прячущими свежеотстреленный труп. Но, как справедливо отметил Булгаков, фантазий нет — есть реальность, и каждый раз, возвращаясь из мира фантазий стариков-разбойников в реальность их бескрайней глупости, испытываешь раздражение. Казалось бы, Крис и Сьюзен это обычные люди, как сказал бы классик, угнетённые безденежьем и ещё сотней мелких бытовых проблем, и их попытка убежать в мир фантазий достойна сочувствия, но их принципиальное нежелание думать головой вызывает у зрителя стыд за весь вид homo sapiens.

И именно в этом, на мой взгляд, кроется основная проблема сериала. Как бы не старались профессиональные сценаристы и прекрасные актёры давить на жалость, любому нормальному зрителю абсолютно невозможно идентифицироваться с такими дремучими идиотами, соответственно, ну никак не выходит им сопереживать.

Композиционная и техническая составляющая сериала — настоящий honeypot для критиков; все возможные приёмы, призванные показать, что тут у нас серьёзное, драматическое кино вытащены из шкафа, тщательно очищены от нафталина и используются на полную катушку. Тут тебе и монохромная картинка в флешбеках, и ломка «четвёртой стены» (замечу, что у Дэдпула это получалось куда изящнее), и сюрреалистические видения главной героини, и мрачная струнная музыка — словом, у авторов хоть и так с витиеватостью явный перебор, а они всё прикупают да прикупают.

Актеры подобраны прекрасно и реалистично отражают генетический пул современной Англии — в сериале нет ни одного физически привлекательного персонажа. Дэвид Тьюлис со своей типично английской стоматологической проблемой, которую в своё время классно обыграли в «Фарго», мастерски изображает хорошего, но глубоко несчастного человека. Оливия Коулман прекрасна в роли запутанного клубка психологических комплексов, а Кейт О’Флин, исполняющая роль полицейского инспектора, изумительно демонстрирует нам преемственность поколений — очередная Сьюзен, пусть менее забитая, но тем не менее столь же психически нестабильная, ждёт своего часа. Дипо Ола очень хорош в роли единственного персонажа, которому не нужны антидепрессанты. 

Итог: сомневаюсь, заслуживает ли сериал всех лавров и восторженных отзывов критики, но нельзя не признать, что снят он грамотно, профессионально и интересно. Несмотря на свои недостатки, «Садоводы» явно стоят просмотра.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 424

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют