Show must go on!
Насколько это было возможно, я всегда был против двойных стандартов. Старался жить по принципу: если не можешь сказать всей правды, то хотя бы не лги и не привирай. Ну, или молчи.
Пошло и подло делать вид, что мы живем прежней жизнью. И даже если внешне у многих она и прежняя, то внутри... Ох, внутри у нас этическая и сенсорная перегрузка от всего происходящего. А потому подло и пошло с утра до вечера захлебываться в истерике и пережевывании новостей и фейков. Но вот когда худрук МХТ им. Чехова, народный артист России, один из самых популярных людей страны Константин Хабенский официально заявляет: «Я никогда не участвовал в политике и в обсуждении политики, и сегодня я тоже не собираюсь этого делать», я кричу, как старик Станиславский: «Не верю!» И не хочу цитировать адмирала Колчака: «Не трогайте артистов, проституток и кучеров. Они служат любой власти».
Сегодня даже формирование афиши на ближайший месяц, даже из того, что уже давно поставлено, одобрено и разрешено — это уже политика.
Я написал на днях в своих соцсетях, что всегда с опаской реагирую на просьбы знакомых, а уж тем более незнакомых мне людей, посоветовать «хороший спектакль». Но вот «Мефисто», который в том же Художественном театре семь лет назад поставил Адольф Шапиро по написанному в 1936 году роману Клауса Манна, я бы посоветовал всем. Даже если зрелище кому-то не понравится, то прочистит мозги.
Герой «Мефисто» — Хендрик Хофген, преуспевающий актер, режиссер и директор театра, который в один прекрасный день понимает, что ему надоело играть в легковесных шоу, что надо забабахать что-то революционное, в духе Бертольда Брехта. Но в итоге он продается за славу и за блестящую карьеру — не дьяволу, а нацистам. Карьера в итоге обернется пшиком. Прототипом Хофгена послужил реальный театральный деятель Густав Грюндгенс, который одно время был женат на сестре автора романа.
Это очень хороший спектакль — в первую очередь, с художественной точки зрения. Там замечательный актерский ансамбль, начиная с исполнителя главной роли Алексея Кравченко. Там яркая работа сценографа Марии Даниловой. А ещё это актуальный спектакль. И ни капли не устаревший, крепкий, не разболтанный.
Но как написали подписчики, пожелавшие после этой моей рекомендации посмотреть «Мефисто», на ближайшие два месяца в репертуаре его нет. Понятно, что причины тому могут быть разные. Надеюсь, это всё-таки не цензура, которая в нашей стране запрещена 29-й статьей Конституции. Не самоцензура руководства театра. И не страх.
В том же своём заявлении Хабенский признаётся, что в нынешних обстоятельствах ему и его коллегам «очень тяжело, психологически тяжело, выходить на сцену и делать свою работу, но мы будем продолжать делать своё дело». А вот с этим спорить не буду. Ключевые слова — своё дело.
Мне тоже тяжело сейчас писать о спектаклях, обозревать сценические новинки, хотя это — моя работа. Но еще тяжелее — ходить на премьеры, которые, естественно, продолжают выходить, поскольку в театре всё планируется сильно заранее, и делать вид, что меня не было среди публики. Делать вид, что актеры, режиссеры и театралы не ждут публичной реакции. Или писать и говорить им что-то с глазу на глаз. Но я, как было сказано выше, противник двойных стандартов, а потому продолжаю это делать публично. Ведь у нас, как сказано в той же Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода мысли и слова».
К счастью, наш театр ещё не перешел на эзопов, то есть иносказательный язык, хотя одна из последних премьер Российского академического Молодежного театр — это именно «Эзоп» по пьесе бразильца Гильермо Фигерейдо в постановке Владимира Мирзоева.
Жил ли в Древней Греции на самом деле этот легендарный баснописец, «фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего», или его придумали — не так уж и важно. Важнее, что именно ему приписываются многие мудрые и теряющие злободневности мысли. Например, такие:
«Легко быть смелым с безопасного расстояния».
«Утешение для несчастных — иметь товарищей по несчастью».
«Если тебе не спастись от смерти, умри по крайней мере со славой».
«Велико ли, мало ли дело, его надо делать».
В общем, шоу должно продолжаться.
#новые_критики #рамт #эзоп_рамт #мефисто #мхтчехова #showmustgoon #хабенский
-
Автор, в порыве желания то ли Хабенского обвинить в двойных стандартах, то ли посокрушаться об отмененном спектакле, то ли сам вдруг решил перейти на эзопов язык, но разбросал мысли по статье и собрать их очень сложно. Хотя в нынешних условиях у всех мысли не на месте. А вот здесь единственный выход: шоу должно продолжаться, чтобы люди имели возможность снять напряжение, которое сегодня накалилось в обществе до предела. И в этом вопросе я абсолютно согласна с автором.