Рецензия на сериал «Периферийные устройства» / The Peripheral
год:2022
автор сериала: Скотт Смит
в ролях: Хлоя Грейс Морец, Гари Карр, Джек Рейнор, Шарлотта Райли, Джей Джей Филд, Т’Ниа Миллерн, Луис Хертэм, Кэти Льюнг, Илай Гор, Крис Кой, Александра Биллингс
Квантовый привет зрителям!
Согласно Писанию, наличие даже небольшого количества праведников в городе является неплохим страховым полисом, гарантирующим защиту от огня и серы с небес. Если верить этой теории, то несмотря на всю свою греховность, Канаде пока нечего опасаться, ведь эта земля содомитов, либералов и лесорубов подарила нам Памелу Андерсон, Райана Рейнольдса, Наташу Хенстридж и, конечно же, почву для творчества Уильяма Гибсона. Отец киберпанка, который в своё время прятался от призыва в армию в Ванкувере, где и задумал «Нейроманта», вне всяких сомнений может считаться light-версией мифического царя Мидаса, ибо всё, к чему бы не прикоснулся талант мастера, становится если не золотом, то хотя бы серебром, и каждое его произведение просто умоляет его экранизировать.
В этот раз дзайбатсу по имени Amazon решила замахнуться не на классическую «трилогию Киберпространства» и даже не на пророческую «трилогию Моста», а на одно из новых произведений Гибсона под названием «Периферийные устройства», в связи с чем спешу поделиться радостью — автор не исписался, а создатели «Вестворлда», приложившие руку к экранизации, тоже не подкачали.
В аниме и манге, которые после появления на свет работ Гибсона, с удовольствием вступили в реакцию синтеза с киберпанком, есть такой архетип как «обычный японский школьник». Данный тип протагониста живёт тихой, незаметной жизнью, пока совершенно случайно не находит некий артефакт, делающий героя важнейшим человеком на планете. Ну а в данном случае авторы ловко развернули стандартный сценарный ход, введя в сериал «обычную американскую девушку».
Сюжет «Периферийных устройств» закручивается вокруг относительно молодой особы по имени Флинн Фишер. Проживает Флинн в глуши штата Северная Каролина вместе с матерью и братом, а поскольку дело происходит в 2032 году, героиня работает в салоне 3D-принтеров. Как и положено типичным представителям столь любимой мной социальной группы white trash, семья Фишеров живёт небогато — Флинн вкалывает копейки, брат по имени Бёртон, отслужив в армии и получив нервное расстройство, зарабатывает на жизнь онлайн-стрелялками, проходя для богатых игроков наиболее сложные уровни, а мать страдает от опухоли мозга и готовится к смерти. Поскольку как мать, так и брат плотно сидят на дорогих обезболивающих, бюджет семьи готов вот-вот показать дно, а банк, того и гляди, отнимет родной трейлер.
Но вдруг судьба предоставляет Фишерам шанс — некая офшорная компания предлагает профессиональному онлайн-игроку Бёртону за большие деньги протестировать новую виртуальную технологию с полным погружением в игрового персонажа. Проблема заключается лишь в том, что эксперимент необходимо начать немедленно, а Бёртон из-за отсутствия привычного уровня фармакологических субстанций в крови слегка не в форме. Героиня решает подменить брата, надевает VR-шлем и оказывается в весьма странной версии Лондона, где с ней связывается таинственная женщина по имени Алита и даёт задание — Флинн должна соблазнить некую даму, похитить её и добыть ценную информацию.
Флинн успешно выполняет миссию, но виртуальный мир с каждой секундой начинает казаться всё более реальным, а тот факт, что героиня, не уведомив клиента, полезла в игру вместо брата, вызывает непредвиденные последствия. Выясняется, что подключаясь к онлайн-игре, Флинн на самом деле попадает в квантовый пространственно-временной туннель, переносит своё сознание в 2102 год, и управляет телом специально созданного андроида. Кроме того, поскольку квантовый туннель был рассчитан на другого человека, в мозг Флинн случайно попала украденная копия крайне ценной информации, за которую её владельцы без колебаний готовы убить. Если внимательный читатель заметил явное сходство концепции с «Джонни-мнемоником», то он не так уж и далёк от истины.
Также мы узнаём, что мир XXII века пережил серию глобальных катастроф и оставшиеся в живых люди создали крайне неустойчивую систему управления — производством и бизнесом занимается класс Клептократов (по странному стечению обстоятельств состоящий в основном из русских, не обманывающих друг друга), технологиями заведует Институт, а роль арбитра берёт на себя глобальная Полиция, при этом все классы ненавидят друг друга и стремятся уничтожить, не выходя, однако, за рамки лицемерного приличия. Институт разработал технологию перемещения цифровой информации во времени и благодаря этому смог повлиять на мультиверс, создав несколько параллельных реальностей, в одной из которых и живёт главная героиня. И теперь все три основные силы, а также анархистская организация НеоДикарей воюют за контроль над многочисленными «отростками» мультиверса и пытаются извлечь данные из головы Флинн. Главная героиня, быстро сообразив, что без союзников ей не выжить, вступает в борьбу за секрет контроля над временем, интригуя, сталкивая врагов между собой и параллельно создавая всё новые ответвления временной линии. Словом, как сказал бы доктор Эммет Браун: «Great Scott!»
Начав смотреть «Периферийные устройства», я долго не мог поверить своим глазам. «Да ну, нет!» шептало наученное горьким опытом подсознание. «Этого не может быть... У них есть довольно популярная Хлоя Морец и много накачанных красавчиков в ролях второго плана... Да в сериале целых два негра, а значит восторг белых дам обеспечен... Зачем им тогда стараться, наверняка сейчас всё завалят, добавят лошадиную дозу СЖВ и получат на выходе очередной аудиовизуальный мусор...» Но серия следовала за серией, накал экшена не ослабевал, сюжет выписывал интересные виражи, сочные, трёхмерные персонажи продолжали радовать логичным поведением и в итоге, с последним кадром первого сезона пришло понимание — у них, чёрт возьми, получилось! И пусть «Периферийные устройства» и не стали новым «Вестворлдом», но в целом вышло не хуже, а по нашим временам — так и вообще едва ли не шедеврально. Вопреки современным трендам, положительные черты в сериале представлены настолько богато, что глаза просто разбегаются.
В первую очередь следует упомянуть оригинальность и креативность сценария. Буквально все темы, которые мы когда-либо могли слышать на шоу Алекса Джонса, шикарно отражены в сериале — глобалисты, создающие вирусы как предлог для обязательной вакцинации и затем помощью вакцин сокращающие население, одновременно зарабатывая триллионы; повальная чипизация, взлом мозга и дистанционное управление людьми; виртуальная экономика, рептилоиды из параллельной вселенной, управляющие глобальными процессами, развал США и война за независимость Техаса — всё это отзывается в душе куда лучше, чем надуманные проблемы штамповок DC и Marvel.
Персонажи объёмны, живы и немедленно располагают к себе наличием какого-никакого головного мозга и желанием его использовать. Что эталонные каролинские реднеки, что тщательно отыгрывающие роль просвещённых аристократов русские олигархи, что давно забывшие о морали и этике учёные и правоохранители — все они имеют чёткую и очевидную мотивацию и играют в древнейшую игру по мере своих интеллектуальных возможностей. Также несказанно радует, что негры и женщины не жалуются на то, как их дискриминируют, а просто решают свои проблемы. Но самое прекрасное то, что в кои-то веки в мейнстримном сериале появились компетентные злодеи.
Как и положено деривативу произведения Гибсона, философия «high tech — low life» проявляется в сериале очень интенсивно, а авторы, профессионально используя яркие метафоры, даёт зрителю возможность задуматься над такими насущными вопросами, как природа власти и ежесекундная борьба за контроль. Как определить момент, когда изначально правильная и здоровая конкуренция и естественный отбор перерастают в уродливый мир, достойный Оруэлла, и глобалистский Уроборос начинает жалить сам себя?
Смит, действуя одновременно изящно и вполне доступно даже для зумера, проводит очевидные параллели с нашим временем, предоставляя аудитории возможность делать самостоятельные выводы. Крайне выразительны брутально честные космополиты, называющие техногенные катастрофы, искусственно вызванный голод и ядерную войну «джекпотом» для бизнеса, и стремящиеся контролировать человека вплоть до ДНК. Великолепно разобрана нехитрая схема современной медицины, задуманная ещё Рокфеллером — лекарства, снимающие симптомы, но не устраняющие их причину обеспечивают стабильную прибыль и актуальны всегда, лишь с той разницей, что в наше время их выписывают для лечения потешных болезней, вроде анорексии, вызванной чувством белой вины, а в сериале это вопрос жизни и смерти. И, разумеется, остро и безжалостно спародирована современная глубоко коммерческая война, в процессе которой «защищающие демократию» солдаты тупо управляются с помощью чипа и умирают впустую.
Общий стиль сериала и видеоряд гармонично дополняют друг друга, и удивительно точно попадают в тон произведения. И хотя персонажи формально поделены на «хороших» и «плохих», в лучших традициях киберпанка эта черта с каждой минутой становится всё более расплывчатой и всех заботит лишь одна универсальная цель — выживание. Обильные экшн-сцены поставлены отлично, драки андроидов, обладающих сверхчеловеческими способностями напоминают лучшие моменты «Матрицы», а зеленоватый светофильтр голографического Лондона немедленно настраивает на нужный лад. Также нельзя не похвалить изумительно эклектичные декорации и костюмы будущего, отражающие душевное состояние нового мира.
Кастинг проведён замечательно и актёры идеально соответствуют своим персонажам. Играющая главную роль Хлоя Грейс Морец под руководством отличного режиссёра демонстрирует просто-таки феноменальный рост актёрского мастерства. Если в том же гениальном комиксе «Пипец» или «Муви 43» она выезжала в первую очередь за счёт срыва шаблона, а в недавнем «Мать против андроидов» она зря занимала экранное время, то здесь актрисе удалось воплотить очень близкий, приземлённый и реалистичный образ вполне обычной молодой женщины, тем не менее имеющей одну отличительную черту — нежелание тонуть в крынке с молоком. Джек Рейнор в роли Бёртона создаёт точный портрет современного молодого профессионала — высочайший ум в своей узкой специализации и ноль кругозора. Гари Карр интересен в роли гостя из будущего Уилфреда, а Шарлотта Райли прекрасна в роли этической биохакерши Алиты. В лучших традициях «Вестворлда», антагонисты также держат уровень — что Джей Джей Филд в роли олигарха Льва Зубова, что Т’Ниа Миллерн в роли демонической доктора Нуланд, что Александра Биллингс в роли инспектора демонстрируют высочайший профессионализм, да и исполнители ролей второго плана не нарушают гармонию.
Итог: неожиданно классно снятый сериал, одновременно развлекающий и заставляющий задуматься. Отличная экранизация Гибсона. Настоятельно рекомендую.
#новые_критики #периферийные_устройства #the_peripheral #киберпанк #гибсон #хлоя_грейс_морец #классный_сериал #джекпот
-
Давненько не приходилось читать такого восторженного отзыва на сериал. Обязательно посмотрю, уважаемый автор плохого не порекомендует. Прониклась уважением к создателям фильма за то, что попытались думающую часть населения привлечь к проблеме возможных глобальных катастроф.