Царь Эдип в палате № 6
На VIII биеннале театрального искусства «Уроки режиссуры», завершившейся на днях в столице, я посмотрел лишь два спектакля. Оба привозили из Санкт-Петербурга. На один слетелась «вся Москва», пропустить такое событие было бы ошибкой (хотя, конечно, совершить путешествие до города на Неве и обратно — не такая уж проблема). Второй спектакль прошел гораздо скромнее, без ажиотажа и светского шума, впрочем, и он оказался довольно любопытен, к тому же, представлял его абсолютно неведомый мне театр.
Но прежде — два слова о биеннале.
Это довольно большой и амбициозный проект, где самая интересная для широкой публики часть — показ спектаклей, а вот профессионалы театрального дела, настоящие и будущие, могут принять участие в мастер-классах, творческих встречах, режиссерских лабораториях.
Часть спектаклей показывают в рамках конкурса, который оценивает жюри, состоящее только из режиссеров (и в этом фишка концепции), а часть — вне конкурса. При этом — вторая фишка — в нечётные годы в состязании участвуют молодые режиссёры и судят их опытные мастера, а в чётные — наоборот, мэтров оценивает новое поколение режиссуры. В 2024 году жюри состояло из молодых, и из 16 претендентов оно выбрало победителем Владимира Панкова, поставившего в столичном Центре драматургии и режиссуры спектакль «Скоморох Памфолон».
Вот что написал я об этом зрелище на Альтерлит.ру в обзоре итогов 2022 года.
Самый длинный спектакль года — он идет 6 с половиной часов с тремя антрактами. И, как говорится, не всякая птица долетит до середины, не всякая даже попробует. И, возможно, самый необычный. В этом зрелище смешались жанры и стили — от цирка до ток-шоу, от балета до психологического театра. Что для зрителей, что для артистов он — и испытание, и удовольствие. Худрук ЦДР Владимир Панков подробно, образно и с эпическим размахом перенес на сцену не самое известное сочинение Николая Лескова (обычно ставят «Леди Макбет Мценского уезда»). Это «поучительная сказка», сказание о христианском праведнике. В программке указано более 60 имен артистов и музыкантов, но нельзя не выделить Павла Акимкина, играющего заглавную роль — скомороха, развлекающего богачей и их любовниц, и народного артиста России Игоря Ясуловича (ныне, увы, покойного) в роли старца Ермия.




Еще одним участником конкурсной программы стал в этом году Искандер Сакаев. Руководимый им государственный камерный драматический театр «Левендаль», расположенный в Кировском районе, знают далеко не все театралы даже в его родном Питере, что уж говорить о нас, москвичах. Существует он сравнительно недавно — с 2018 года. Театр назван в честь усадьбы Льва Нарышкина, когда-то находившейся на этом месте, и в переводе с немецкого «Левендаль» — «Львиная долина». Говорят, что нарышкинскую усадьбу дважды посещала сама Екатерина Великая.
Спектакль «Царь Эдип» Сакаев поставил в 2022 году. Он же выступил в нем как сценограф, хореограф и музыкальный супервайзер. Художник по костюмам и свету — Наталья Кузнецова. И еще один человек, которого надо обязательно упомянуть: трагедию Софокла о неотвратимости рока, о предопределенности судьбы, о гордыни и об ответственности человека за свои поступки (по сути, это главная тема всей дошедшей до нас античной драматургии) адаптировала для этой постановки Анна Колчина. Она решительно сократила архаичный текст и аккуратно приблизила поэтический язык древнегреческого шедевра к нашим дням.
Миф об Эдипе знают, вероятно, все. Фивский царь не ведал кто его настоящие родители, и он убил своего отца Лая, которому еще до рождения Эдипа предрекли, что он погибнет от руки сына. А после Эдип вступил в брак со своей матерью Иокастой. Узнав правду, он ослепляет себя.





Аскетичные декорации — длинный стол, он еще и помост, и подиум. И красная нить, которая — нить судьбы, этой нитью управляет Сфинкс. Играющая его актриса — единственная, кто облачен в красное. Её партнеры по сцене — в многослойных монохромных серых костюмах, их щедро выбеленные лица имеют тот же серый оттенок. И это делает их похожими на статуи.
Сакаев поставил красивый, строгий, инфернальный и довольно медленный спектакль. И хотя длится он чуть меньше полутора часов, а действие гармонично сочетает статику и динамику, часть публики успела поскучать и даже вздремнуть...
Второй спектакль, попавший в поле моего внимания, проходил как внеконкурсный. Вот он и вызвал ажиотаж, о котором написано в начале. Знаменитый Лев Додин, отметивший в мае нынешнего года свое 80-летие, привез свежую работу — «Палату № 6» по беспросветной повести Чехова, поставленную в МДТ — Театре Европы. Премьеру приурочили к юбилею режиссера. Отправляясь на московский показ, я уже знал, что Додин «отказался от всех возможных театральных приспособлений для привлечения публики» (цитирую питерскую Фонтанку. ру). Но поскольку Лев Абрамович уже давно — один из любимых моих режиссеров, то даже малейших опасений по поводу скуки я не испытывал. Спектакль захватил с первых минут.




Название чеховского произведения о душевнобольных давно уже стало нарицательным и ушло в народ. Буквально на днях зашел я в багетную мастерскую, а там на стене — самодельная табличка, прикрепленная одним из её работников: «Палата № 6». Как тут не вспомнить слова Николая Лескова, что Чеховым «в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6».
У отечественных театров это мрачное и всегда актуальное сочинение довольно популярно. К примеру, в Москве в прошлом году появилась интереснейшая постановка Евгения Закирова в Театре им. Маяковского, с Сергеем Беляевым и Мамукой Патаравой в главных ролях. Что послужило дополнительным стимулом увидеть додинскую версию. Пьесу на основе повести режиссер написал сам, а декорации создал его постоянный соавтор — сценограф Александр Боровский.
И тут надо сразу предупредить, что зрителей ждет первое препятствие: вся сцена, уставленная ржавыми ваннами, отделена от зала огромной чугунной решеткой, больше напоминающую не больничную, а садовую. Решение, что и говорить, эффектное, но оставьте надежды, что решетка раздвинется в стороны или взметнется вверх, облегчив публике обзор, а обитателям дурдома жизнь.
Правда, доктор Рагин (Сергей Курышев) сперва появится по «нашу» сторону этого «железного занавеса». Его напряженные разговоры с бывшим судебным приставом Громовым (Игорь Черневич), страдающим манией преследования, занимают большую часть зрелища, доказывая, что их нынешнее различие — это «только пустая случайность». Подозрительные философствования — о чем можно говорить с сумасшедшим? — в конце концов и самого доктора сделают пациентом шестой палаты...
#новые_критики #скоморох_памфалон #театр_цдр #царь_эдип #театр_левендаль #палата_6 #мдт_спб