bitov8080 prosto_chitatel 14.02.21 в 05:40

Поэт и любовь.

Друзья, как бы кто ни относился к празднику всех влюбленных, само существование любви отрицать нет смысла. Как нельзя отрицать счастье посещения всевозможных выставок и культурных мероприятий, особенно посвященных литературе и всему, что с ней связано.

Волею судеб, попала я на экспозицию имени поэта, романтика с кудрявой головой, Сергея Есенина. Походила там, запечатлела кое-что, прониклась лирическим духом, в самый раз, думаю, поделиться счастьем с дорогими авторами ресурса.


 

 Но, готовясь писать статью и отринув искушение запостить одни фоточки и умыть руки, я стала читать архивные и прочие документы из биографии дорогого Сергея Александровича.

Конечно, какое-то представление о великом русском поэте мы все имеем, но некоторые моменты лично для меня стали неожиданностью. Вчиталась я в перипетии того времени и той эпохи и стало мне грустно, неуютно и зябко. Странно стало, что в светлый день выпавших сверх нормы белоснежных осадков, вместо истории о романтике придется писать историю неразгаданной до конца, но очень неоднозначной личности, алкоголике, дебошире и забияки…

Но разве не было там любви? Разве не разбивались сердца, иногда попадая в унисон, иногда только лишь опаляемые страстью и разлуками?

 

Сказать, что у Сергея как-то особенно разбивалось сердце, мне кажется, нельзя. Вернее, оно разбивалось всякий раз, когда он смотрел на свое отражение в зеркале и вдруг замечал некий свежевыползший на щеку прыщик. Здесь поэт испытывал всю гамму острейших чувств от торга до отрицания, потому что одной из его фобий была боязнь заразиться сифилисом. А заразиться наш герой мог, по всей видимости, несколько раз на дню. По крайней мере, если верить его же словам о трех тысячах женщин, прошедших через его эм..вместительную сердечную мышцу.

 

 

Наверное, его любовь была больше, чем любовь к одному конкретному человеку. Любовь к слову, к родной стороне, природе, к животным, просто людям. 

«Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…» 

Первое свое стихотворение Сережа, крестьянский сын, написал в возрасте восьми лет. 

Считается, что мать не сильно любила сына, по крайней мере есть свидетельство самого поэта о том, как он, сильно заболевший в 16 лет, увидел мельком, как мать, нисколько не печалясь, обыденно и обреченно, шьет саван к его предстоящему погребению. 

Нужно сказать, что в семье, помимо Есенина и его двух сестер, было еще одиннадцать детей, которые умерли либо не родившись, либо в самом раннем возрасте. Возможно, мать на самом деле, уже свыклась с таким положение дел, и не сильно горевала, как и любила уже тоже не сильно.

Родители поэта

Зато Сережу любили другие женщины.

 “К молодой барыне все относились с уважением. Бабы бегали к ней с просьбой написать адрес на немецком языке в Германию пленному мужу. Каждый день после полдневной жары барыня выезжала на своей породистой лошади кататься в поле, рядом с ней ехал наездник...Матери нашей не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне. Когда маленькие дети Кашиной, мальчик и девочка, приносили Сергею букеты из роз, мать только качала головой", - так сестра Есенина рассказывает о романтической дружбе совсем юного поэта и помещицы Лидии Кашиной, хозяйки его родного Константинова. 

Отец Лиды, купец Кулаков, владел знаменитыми хитровскими ночлежками, трактирами и доходными домами, его имя упоминается в книге Гиляровского “Москва и москвичи”, где описано жуткое “кулаковское подземелье” и обитающие там “люди дна”. Был он расчетлив, хитер и алчен. Дочь же, Лида, по воспоминаниям очевидцев “была прямой противоположностью своего отца.  Вся такая тонкая, нежная, возвышенная, неспособная обидеть человека”. И ей, как считается, Есенин посвятил поэму “Анна Снегина”.

 

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было 16 лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: "Нет!"

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

 

Но Сережу тянуло в город, в столицу и в 17 лет деревенского парня приняли на работу в типографию Сытина, где корректором работала Аня Изряднова, его будущая гражданская жена и мать первого сына. Первое стихотворение, в детском журнале, помогла опубликовать Сергею она же. 

— Ко мне он очень привязался. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать, — они нехорошие. Жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить.

В восемнадцать лет Есенин стал отцом. И через недолгое время попросил развода. Семья, ребенок, мешали ему заниматься творчеством. 

Правда, совсем скоро, в 1917 году он зайдет в редакцию газеты “Дело народа” и познакомится там с секретарем, Зинаидой Райх. 

«Она далеко, – не услышит,

Услышит, – забудет скорей;

Ей сказками на сердце дышит

Разбойник с кудрявых полей.

Он чешет ей влажные косы —

И в море стихает гроза,

И негой из синего плеса,

Как солнце, заискрят глаза»

 


 

Зиночка была необычайно хороша. Но и одновременно, “собрана, чужда богеме и стремилась прежде всего к самостоятельности. Дочь активного участника рабочего движения, она подумывала об общественной деятельности, среди ее подруг были побывавшие в тюрьме и ссылке. Но в ней было и что-то мятущееся, был дар потрясаться явлениями искусства и поэзии№ (из воспоминаний дочери Зинаиды Райх, Татьяны Есениной) 

Через три месяца знакомства, молодой, но уже довольно известный поэт и будущая ведущая актриса театра Мейерхольда, обвенчались. Любили они друг друга сильно и страстно, правда, поэтический гений дико ревновал и побивал жену, и часто на многие месяцы уезжал с выступлениями или просто по делам. После рождения второго общего ребенка, мальчика Константина, которого он даже не поехал смотреть, пара развелась. 

 

“Вы помните, Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял, приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое в лицо бросали мне.

Вы говорили: нам пора расстаться,

Что вас измучила моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел - катиться дальше, вниз”

 

Потом в Москву приедет знаменитая американская танцовщица, и будет смотреть на выступление молодого прекрасного поэта, не понимая ни слова, но проникаясь и очаровываясь силой его таланта. Он прочитает стихи и попадет в её плен. 

 

С Айседорой тоже все будет страстно, ревниво и ..тоскливо. Быть мужем при звезде Есенину скучно, обрыдло и паршиво, он напивается и кричит: “Дунька, пляши!”. И она пляшет, желая только чтобы ее любимый был счастлив, но в Европе Есенину становится совсем худо, и он возвращается на Родину. 

Здесь, в Камерном театре, актрисой балета работает прекрасная женщина, Августа Миклашевская, которая замужем, но вот уже и развелась и готова соединить своё сердце с балетмейстером Большого театра, Лёвой Лащилиным. Который, вот незадача, тоже немного семейный человек. Лев Александрович обещает развестись, дарит избраннице кольцо с бриллиантом, но тут к уже беременной “невесте” приходит не слишком довольная поворотом событий, законная жена суженого, и трясущейся рукою производит выстрелы из пистолета, не знаю какой системы. Пули пролетают мимо, но оставляют след в душе Августы и, по всей видимости, в душе горе-жениха, поскольку тот остается с вооруженной и опасной женой, а Августа остается с ребенком и одна. 

С Есениным её знакомят общие друзья. Тот влюбляется пылко и безоглядно. Он терпеливо караулит её у театра, пытается пробраться за кулисы, водит гулять, присылает охапки цветов, дарит подарки, они просто беседуют, сидят в кафешках, наблюдают за природой, но она не идет навстречу его поптыкам сближения. Эти отношения так и останутся исключительно дружескими, этой женщине Есенин посвятит цикл своих стихов:

Я б навеки пошёл за тобой 

Хоть в свои, хоть в чужие дали... 

В первый раз я запел про любовь, 

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Однажды Айседора в одной компании пересечется с Миклашевской, чтобы посмотреть на условную разлучницу:

 “Мы встали, здороваясь с ней. Она смотрела на меня и говорила: "Ти отнял у меня мой муш! Приходить ко мне на чай, а я вам в чашку яд, яд положу "…

…Стало светать, потушили электричество. Серый тусклый свет все изменил. Айседора сидела осунувшаяся, постаревшая и очень жалкая. "Я не хочу уходить, мне некуда уходить. У меня никого нет. Я один..."

/Письменный прибор Есенина/

Практически платоническими будут и отношения с поклонницей стихов поэта, его личным секретарем, Галиной Бениславской, которая обожала Есенина больше всего на свете и даже больше жизни, как выяснилось после его трагической гибели. 

Он говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю...» 

Через год после смерти поэта Галя застрелилась на его могиле, завещав похоронить себя рядом с любимым. 

В апреле 1900 года, в Ясной Поляне родилась девочка Сонечка, внучка Льва Толстого, которая по прошествии времени, напишет:

«…Через несколько дней меня послали одну в ЯП. Там, после общего завтрака, меня оставили в доме, чтобы посидеть с дедом, пока он будет завтракать. Я сидела на кончике стула и замирала от робости. Смотрела, как он выпускал в овсянку яйца всмятку… Он ел, жевал, и у него ужасно смешно и мило поднимался нос. Он о чём-то расспрашивал меня, очень просто и ласково, и у меня стал проходить страх, и я что-то ему отвечала…"

Лев Николаевич обожал Сонечку и специально на её девять лет написал молитву:  «Богом велено всем людям одно дело, то, чтобы они любили друг друга. Делу этому надо учиться. А чтобы учиться этому делу, надо первое: не позволять себе думать дурное о ком бы то ни было, второе: не говорить ни о ком дурного и третье: не делать другому того, чего себе не хочешь. Кто научится этому, узнает самую большую радость на свете — радость любви».

И радость любви Сонечка познала в полной мере, она познакомилась и крепко полюбила Есенина, став его последней официальной женой. 

.”..видела я Есенина впервые. Какие он тогда читал стихи, мне трудно сейчас вспомнить. Да и не хочу я фантазировать. К чему это? Память моя навсегда сохраняет с той поры другое: предельную обнажённость души Есенина, незащищённость его сердца…”.

Гуляя с возлюбленным по бульвару, Софья встретила цыганку с попугаем, и тот вытащил для Есенина медное кольцо. Вскоре поэт сделал предложение. 

Видно, так заведено навеки,

К тридцати годам перебесясь,

Всё сильней прожжённые калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать.

И земля милей мне с каждым днём.

От того и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнём.

Коль гореть, так уж гореть, сгорая.

И не даром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая, —

Знак того, что вместе нам гореть.

То кольцо надела мне цыганка,

Сняв с руки, я дал его тебе.

И теперь, когда грустит шарманка,

Не могу не думать, не робеть.

В голове болотный бродит омут.

И на сердце изморозь и мгла.

Может быть, кому-нибудь другому

Ты его со смехом отдала.

Может быть, целуясь до рассвета,

Он тебя расспрашивает сам,

Как смешного, глупого поэта

Привела ты к чувственным стихам.

Ну и что ж! Пройдет и эта рана.

Только горько видеть жизни край,

В первый раз такого хулигана

Обманул проклятый попугай.

 

Пишут, что брак Есенина и Софьи Толстой продержался недолго из-за её надменности и заносчивости. Может быть. Но вот выдержки из её письма родным через пару месяцев после свадьбы. Тогда Есенин ушел в запой, и она пыталась спасти его. 

«…Потом я встретила Сергея. И я поняла, что это очень большое и роковое. Это не было ни чувственностью, ни страстью. Как любовник он мне совсем не был нужен. Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно… Я хотела жить только для него.

Я себя всю отдала ему. Совсем оглохла и ослепла, есть только он один. Теперь я ему больше не нужна, и у меня ничего не остаётся.

Если вы любите меня, то я прошу ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чём не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня? Он любил меня, и его любовь всё покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива… Он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его, родили во мне, — это бесконечное счастье…"

 

Что можно здесь сказать.....

Конечно же, любите творчество, дорогие  друзья и не переключайтесь)

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 62

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют