Рецензия на фильм «Гнев человеческий»/Wrath of Man

Год: 2021

Режиссёр: Гай Ричи

В ролях: Джейсон Стэтхэм, Скотт Иствуд, Джеффри Донован, Джош Хартнетт

 

Любителям хорошего кино – здравствовать и радоваться!

Иногда бывает, что приходишь в спортзал уставшим или просто морально не готовым, всё валится из рук, твой рабочий вес внезапно прижимает тебя к скамье, хочется плюнуть и закруглиться на сегодня. Но в какой-то момент, если удаётся разбудить в себе неуловимый и практически неидентифицируемый импульс, вдруг всё получается, уставшие мышцы забывают о боли и выжимаешь даже больше своего максимума.

В первые полчаса просмотра мне казалось, что нечто подобное произошло с Гаем Ричи на сьёмках его последнего шедевра. В первом акте «Гнева человеческого» режиссёр неожиданно и крайне удачно начал делать то, что 15 лет назад пытался сделать «Револьвером» - снять не криминальную комедию положений, маскирующую юмором, искромётным стилем и прочими изысками формы полное отсутствие содержания, а серьёзное, сложное и мрачное кино.  И надо честно признать, у него почти получилось. Ключевое слово здесь – «почти».

Развивая вышеупомянутую метафору, скажу, что Ричи уверенно снял штангу, контролируемо опустил её на грудь, бодро поднял до половины, и вдруг отказали трицепсы. Хорошо, что вокруг был народ, подбежали, помогли. Несчастья не произошло, а вот неприятный осадок остался…

Сюжет, несмотря на свою формальную простоту, развивается с помощью нескольких параллельных флэшбэков и захватывает с первой же минуты. Некий таинственный мужчина по имени Хилл устраивается инкассатором в компанию Fortico. Компания полгода назад пережила крупное ограбление, фирма потеряла 6 миллионов, двое инкассаторов и один случайный свидетель были убиты, поэтому руководство набирает новый персонал, усиливая охрану броневиков. Хилл, недавно прибывший из Европы и имеющий отличные рекомендации, как нельзя кстати подходит на роль третьего охранника в машине.

Тем не менее Хилл всеми силами старается не привлекать к себе внимание, показывая посредственные результаты вождения и чуть не заваливая тест по стрельбе. Он практически не общается с коллегами и кажется, что в компании Fortico его интересует совсем не приличная зарплата или бонусы. Всё меняется через три месяца, когда во время ограбления банда отморозков захватывает в заложники напарника Хилла и требует отдать им деньги. Хилл без каких-либо проблем отстреливает большинство бандитов, причём попадая всем точно в лоб, и допрашивает последнего из них, задавая всего лишь один вопрос: «кто навёл?» Ну а следующая банда, встретившаяся на пути Хилла и вовсе разбегается, едва увидев его лицо. Тут коллеги-инкассаторы начинают подозревать – что-то тут не ладно…

Параллельно развивается сюжетная линия об отделении солдат армии США, недавно дембельнувшихся и сидящих без работы. Ян - самый молодой и отмороженный из них – предлагает товарищам заняться разбоем и после нескольких ограблений домов они переключаются на инкассаторские машины. Одной из первых их целей становится фургон фирмы Fortico с 6 лимонами внутри. В процессе ограбления Ян, не справившийся с контролем заложников, вынужден убить их, а также паренька, случайно оказавшегося рядом. Отец этого парня спешит на помощь сыну, но получает пару пуль и впадает в кому на несколько месяцев.         

Разумеется, этим отцом был Хилл. Мало того, Хилл оказывается не просто гражданским лицом, а крутым бандитом, главой бригады, специализирующейся как раз на инкассаторских машинах. Он решает внедриться в компанию Fortico и вычислив наводчика, найти убийцу сына. Впрочем, как бандит Хилл явно не относится к честным ворам, поскольку первое, что он делает после выхода из больницы – идёт на поклон к ФБР, которые в качестве счёта к оплате за невмешательство выдают Хиллу список граждан, которых хорошо было бы убить для блага общества…

Казалось бы, такую заготовку сюжета попросту невозможно испортить. На ум немедленно приходит классическая «Схватка» с Пачино и ДеНиро (некоторые сцены скопированы оттуда один в один), но в отличие от Майкла Манна, Ричи, который выступил также в роли сценариста, рисовал широкими мазками и совсем забыл о деталях. Именно они сбрасывают фильм с кинематографического Олимпа. И если бы мы говорили о вселенной Marvel или картине уровня «Ментовских войн 19: Утюг против Бешеного», никто бы и не подумал заострять внимание на мелочах, но от Гая Ричи, который собаку съел в области взаимосвязанных деталей и чёткой сюжетной канвы, ожидаешь большего. Хотя куда уж там большего – хотя бы элементарной логики… поскольку начиная со второго акта сюжет неожиданно сворачивает в какие-то дебри.

Судите сами (и простите за спойлеры): выйдя из комы и получив благословение ФБР, Хилл со своей бандой ловит достаточно крупного грабителя и начинает пытать его вместе с женой, пытаясь получить интересующую его информацию. Грабитель в конце концов ломается и выдаёт людей, которые, возможно, что-то знают. Хилл благодарит невольного информатора, даёт ему 200 тысяч долларов (!!!) за причинённые неудобства и отпускает (!!!) на все четыре стороны. Тут я схватился за голову и вспомнил бессмертные слова Винсента Веги: «Джулс, если ты отдашь этому придурку полторы тысячи, я застрелю его из принципа». Да и о том, что пытки типа «слоник» не принято прощать, и Хилла и его людей теперь точно будут искать, Ричи не задумывается. Но Хилл на этом не останавливается – поймав банду, снимающую детское порно (на заднем плане в этой сцене, кстати, сидят три здоровые кобылы 17-18 лет). Хилл, как и положено пуританину, в праведном гневе расстреливает негодяев и приказывает своим людям отдать все захваченные в притоне деньги, а это 2,5 миллиона баксов, «бедным жертвам сексуальной эксплуатации». Тут уж я взвыл от восторга. Даже для США 2,5 лимона это вполне приличная сумма и сдаётся мне, что в реальности единственное, что получил бы Хилл от своих коллег в ответ на такое указание это истерический смех и пулю в затылок.  Не говоря уже о том, что шлюха, неожиданно обогатившаяся на 700+ тысяч, явно засветит деньги, попадётся налоговой и рано или поздно сдаст весь расклад ментам, а значит Хилла и его людей будут искать за убийство двух и более лиц, что даже в либеральнейшей Калифорнии карается смертной казнью. 

Несмотря на постоянные громкие заявления Ричи о том, что он мол сам из лондонского Уэст-энда и бандитский уклад знает не понаслышке, складывается впечатление, что характеры уголовников списаны Гаем прямиком с Бриана де Буагильбера и Роберта Локсли из «Айвенго». Очевидно, Ричи в принципе не в курсе, что бандитами становятся далеко не случайно и естественный отбор в данной области проходит строго определённый тип людей – жёсткий, рациональный на уровне звериных инстинктов, и самое важное, глубоко эгоистичный. Конечно, за сильным лидером бандит пойдёт и даже рискнёт своей жизнью/свободой, но только если лидер регулярно приносит банде прибыль. Если же лидер начинает чудить, насильственная ротация власти в банде неизбежна. Почему аристократ Киплинг 200 лет назад это прекрасно знал, а простолюдин Ричи – нет?  

Но, справедливости ради заметим, что не один Хилл ведёт себя как идиот. Банда армейского спецназа под руководством сержанта Джексона успешно конкурирует с ним – взять хотя бы тот факт, что сержант, который успешно провёл 12 лет в Афгане и соответственно, поднаторел в вопросах тактики, совершает классическую ошибку – хочет взять сразу 200 миллионов (кстати, куда он их денет, как думает отмывать?), идя на огромный риск, вместо того, чтобы проводить 1-2 спецоперации в год, практически безо всякого риска пощипывая по 5-7 лимонов. Ну и конечно, смешно смотрится тот факт, что когда на кону стоит астрономическая сумма, матёрые профессиональные убийцы не зачищают весь банк и даже толком не связывают охрану, что позволяет многочисленным секьюрити добраться до оружия и устроить перестрелку. Почему армейцы вообще позволили подать сигнал тревоги и вызвать полицию? В «дельте» не учили радиоэлектронной борьбе? Или хотя бы умению перерезать телефонные провода/взорвать сотовую вышку? Как можно оставлять трупы своих на месте преступления – полиция же в первую очередь пройдётся по их друзьям и родственникам. Словом, незнание сценаристами таких элементарных вещей безумно раздражает.   

Но, не будем только о негативе – ведь сам фильм, если не принимать во внимание зияющие логические дыры, снят первоклассно. Ричи, постепенно приоткрывая завесу тайны, покрывающее прошлое героя, своим мастерством напоминает Хичкока с его классическим «Психопатом». Каждый визуальный элемент фильма служит общей задаче, каждое ружьё на стенке стреляет. Тщательнейшим образом проработано всё – музыка, углы камеры, мрачный желтоватый фильтр. Лос-Анджелес на экране кажется настоящими каменными джунглями, регулярно сотрясаемыми разборками диких животных.  Диалоги выписаны филигранно, героям – простым работягам-инкассаторам и солдатам, веришь с первой минуты. Замечательно раскрыт конфликт поколений на примере банды армейцев, и мы всей душой чувствуем праведный гнев сержанта, узнавшего что малолетний дебил Ян на следующий же день после ограбления купил себе спортбайк за 30 тысяч баксов. Очень понравилось умение Ричи работать с хронометражем, ни одна сцена в фильме не затянута, каждая секунда экранного времени несёт смысловую нагрузку. Сцены ограблений и перестрелок сняты динамично и захватывающе, фильм смотришь не отрываясь – до первого всплеска абсурда.

Кстати, удивительно, и весьма похвально, что в наше время все главные роли играют белые, да к тому же ещё и гетеросексуальные мужчины. Мало того, они ещё и не делятся своими чувствами и не ходят по психиатрам. А Хилл так вообще сначала жёстко трахает Сильную, Независимую Женщину (ТМ), а затем пускает пулю в подушку в сантиметре от её головы и выбивает из неё нужную информацию. Даже не знаю, как вашингтонский обком такое пропустил, но ни одного СЖВ-момента в фильме не наблюдается в принципе.        

Актёры подобраны просто замечательно. Возможно, это лучшая роль Стэтхэма, поскольку нигде больше я не видел столь мощного и целостного образа. Стэтхэм в этом фильме – настоящий демон отмщения, олицетворение сфокусированной энергии и даже дыры в сценарии не мешают ему сиять. Скотт Иствуд достойно принимает факел из рук отца – Ян в исполнении Иствуда это современная версия Человека без Имени, испорченного смартфонами и дорогими лофтами, подзабывшего принципы кальвинизма, но ещё вполне узнаваемого. Джеф Донован как всегда прекрасен в роли нормального мужика, озлобленного жизнью и не дающего незаслуженной бедности сломать себя.  Джош Хартнетт, в последнее время выпавший из обоймы Голливуда, достойно возвращается, отыгрывая роль балагура и труса, тем не менее умеющего за себя постоять в критической ситуации.  

Итог: великолепная криминальная драма, снятая заслуженным мастером, тем не менее допустившим необъяснимые огрехи в логике развития сюжета. Просмотреть, несомненно, стоит, причём два раза – в первый раз в восторге прильнув к экрану, во-второй – хватаясь за голову и прихлёбывая красное вино.   

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 2
    2
    188

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Я посмотрел. Очень вкратце:

    • Фильм понравился
    • Очень характерный сюжет для Стейтема 
    • Гай Ричи тут не постарался
  • sgb

    Замечательно написан отзыв. Очень образно и точно переданно ощущение от фильма.

    Я действительно посмотрел первый раз не отрываясь (второй смотреть уже не буду). К замеченным провалам в сценарии мог бы добавить ещё один основной - "Ну а следующая банда, встретившаяся на пути Хилла и вовсе разбегается, едва увидев его лицо." - согласитесь, если обычный бандит знает Хилла в лицо, то его досье есть в ФБР вместе с отпечатками пальцев и при приёме на работу инкассатором его обязательно проверили бы по такой базе.

    Но это художественный фильм, а не документальный и не учебный. Гай Ричи просто сделал за бабло качественный фильм для "чукчей", для грамотных пацанов он снимет "настоящий барабан" по вдохновению, если будет на то воля Джа.

    Спасибо уже за то, что не было ЛГБТ и БЛМ.