bitov8080 prosto_chitatel 15.06.21 в 10:01

Эх, прокачу! Выставка "Мечта москвича"!

#imhoch #alterlit #новые_критики #мечта_москвича #автопромом #по_бездорожью

Всех приветствую, друзья. Как провели праздничные дни? Гуляли, отдыхали, отмечали? Погоды стоят отличные, и в Москве решили еще немного поотмечать, только, желательно, изолировавшись от остального народонаселения. Но накануне население рассекало везде, где ни попадя. И я там был, и мёд я пил.

Пил мед я на ВДНХ, поскольку хотел попасть на выставку о советском автопроме, а именно о создании и славной истории всем известного "Москвича". Ребята, скажу сразу - это просто невероятно! В просторечии можно определить, как "отвал башки". И очень жаль, что нельзя передать всю эту светомузыку и атмосферу, которая буквально пробирает и доводит до комов в горле, честное слово. Пойдемте со мной, убедитесь в этом сами. 

На входе из подобия огромной трубы граммофона, почти что с потолка на нас обрушивается раритетная машина. Это не граммофон, а рог изобилия, который по задумке советского руководства, должен был разверзнуться для каждого гражданина. 

У моих родителей совсем еще не так давно жил голубой Москвич - 412. Он был куплен у одного знакомого, что называется "из гаража", где простоял с десяток лет, а потом радовал семью, катая до дачи и обратно под музыку радио-Ретро.  Тогда я не знала ничего про эту машину, зато сейчас, пройдя по выставке, ощущаю какую-то причастность к прекрасной истории и горжусь ею. 

С чего же все началось. Автомобильный инженер Г.В. Зимелёв, доказывал, что пора задуматься о выпуске в СССР маленького автомобиля, недорогого в производстве, с низким расходом топлива и предназначенного для продажи в личную собственность трудящимся.

27 августа 1938 года состоялось совещание в Главном управлении автомобильной промышленности, где решено было организовать производство на Московском автосборочном заводе имени Коммунистического интернационала молодежи. (КИМ) Инженеры начали думать, какую модель взять за основу. Тестируют и разбирают образцы "Форд-Префект", "Опель-Кадет", "Остин", "Моррис", "Фиат1100". Все модели показывали Сталину. Инженеры стояли за марку "Форд", как за более знакомую, остановились на двухдверной модели и приступили к созданию машины. 

Тем временем заключается пакт Молотова- Риббентропа, в Германии закупается партия автомобилей "Опель-Кадет", которыми награждают героев труда и передовиков производства. Одна машина из той парти досталась начальнику охраны Кремля Николаю Власику. 

1 мая 1940 года на Красную площадь в составе демонстрации трудящихся выехали первые три седана КИМ с большими фарами в отдельных корпусах, с подножками и нарядными хромированными молдингами. 

Представители завода привезли КИМы в Кремль для демонстрации членам правительства. В это время Николай Власик радостно приехал на собственном "Опель-Кадете",  поставил его в один ряд с новенькими КИМами и, когда пришел Сталин, начал расхваливать свое приобретение, прямо заявляя, что советская машина "никуда не годится".  После чего открыл заднюю дверь, показывая, что у советских машин задних дверей нет. Иосиф Виссарионович сел на переднее сиденье КИМа, подозвал наркома Ивана Лихачёва и предложил тому сесть сзади.

Так был поставлен крест на двух-дверном кузове, обычном для автомобилей такого класса. Правда, решение о четырех дверях приняли, когда оснастка и партия штамповок уже были готовы, поэтому, в качестве исключения, двухдверные КИМы тоже сошли с конвейера в количестве 500 штук. Потом началась война, заводы эвакуировали на Урал, а выпуск машин прекратили. 

В 1945 же году вернулись к вопросу и окончательно утвердили четырехдверные модели. А опытные КИМы с двумя дверями из той партии в 500 штук владельцы потом еще долго, любовно и упорно, латали в своих гаражах, поскольку запчастей к ним не предвиделось. 

КИМ10-50, такой автомобиль снимался в кинофильме "Сердца четырех"

А ниже - "Москвич-400" - это первый советский автомобиль, который можно было купить в личное пользование. В самом начале производства он был почти точным двойником довоенного "Опель-Кадета". Стоил баснословные 9 тысяч рублей, у него не было печки, а до багажника можно было добраться только из салона. Впрочем, такой Москвич не боялся плохих дорог благодаря тяговитому мотору и большому дорожному просвету. Сейчас машины с таким же клиренсом в 200мм называют кроссоверами. А на хороших дорогах он мог разгоняться до 90км/ч.

Этот автомобиль стоит в окружении "сада" из искусственных яблонь и груш, а рядом - скромный столик со знакомыми очертаниями статуэтки. Становится ясно, автомобиль снимали в фильме "Москва слезам не верит".

А вы знали, что раньше делали и деревянные машины? Москвич "Буратино" появился, как дитя послевоенной экономии, когда страна переживала дефицит стального проката. Крыша сделана из натянутой на деревянный каркас искусственной кожи, панели кузова скрепляются между собой мебельными болтами. 

Выглядит очень красиво, но такие машины имели много нареканий, ведь в жару кузов рассыхался, в сырую погоду - разбухал.

Использовали деревянных красавцев в основном для перевозки почты и контейнеров с монетами из телефонов-автоматов. Через несколько лет эксплуатации кузова начинали элементарно рассыпаться.

"Москвич-401" - улучшенный вариант самых ранних образцов. На выставке он представлен в разрезе, где видно и кузов и внутренности двигателя. Такой автомобиль участвовал в съемках фильма "Осторожно, бабушка!" 

В самом начале 50-х главным конструктором МЗМА становится Александр Федорович Андронов, а его первым проектом - Москвич второго поколения. Андронов решил изучить все новые иномарки схожей размерности, учесть прежние ошибки и сделать что-то похожее, но уже не скопированное, а полностью своё. Так получился "Москвич -402", а позже доработанный "Москвич-407" и "Москвич-408", на котором в "Бриллиантовой руке" летают незадачливые Лёлик и Гена Козодоев. 

"Москвич - 408, Турист" должен был стать четвертым серийным вариантом семейства М-408 после седана, универсала и фургона. Машина предназначалась для поставок на экспорт, прокатных контор и автоспорта. Серийное производство все же не началось. "Туристов" строили без чертежей, просто как макетные образцы, сразу по эскизу. Тогда же начались задержки запусков основных версий 408-го, вдобавок, отраслевое министерство негативно относилось к "туристам", и машины выпущены не были. 

Невозможно поверить, но одна из пробных моделей сохранилась вот в таком отличном состоянии. 

Да, Москвичей делали в том числе и на экспорт.

И вот он, наш герой, Москвич -412.

Самый массовый автомобиль АЗЛК, своим появлением и индексом 412, обязанный новому мотору объемом 1,5 литра. Двигатель был воплощением прогресса в автопроме того времени, он развивал мощность в полтора раза выше, чем четыреста восьмой. На М-412 ставили только раздельные передние кресла и напольный рычаг трансмиссии. Именно на 412-ый впервые стали штатно ставить ремни безопасности. 

На рубеже 60х-70х годов Москвичи успешно участвовали и побеждали в международных ралли! С этими победами так же связан тогдашний спрос на экспорт Москвича. Здесь представлены гоночные модели с фамилиями пилотов, которые управляли машиной в ралли "Лондон-Мехико". Их экипаж завоевал второе место в своем классе и двенадцатое в абсолюте. 

А вот с этого места для меня вообще начинается откровение, потому что я просто ни в каком сне не могла представить, что в нашем автомобилестроении существовала и такая страница:

На вазе написано: Авторалли "Москвич". Коллективу завода, автомобиль производства которого, занял 1-е место в абсолютном зачете"

Казалось бы, что может быть неожиданнее, чем болиды "Москвича"...Но дальше зал сделал резкий поворот, впереди под вспышки огней светомузыки громко запел  Виктор Цой, и открылась следующая картина:

"Яузу" готовили на смену модели "2141", и новый "Москвич" не должен был вызывать сомнений в своей прогрессивности и оригинальности. Здесь можно увидеть двухэтажное остекление. Оно было задумано ради неопускаемых гнутых стекол, которые улучшали аэродинамику. В этой машине был кондиционер, электростеклоподъемники для нижних секций и, извините, бортовой компьютер. Ходовой прототип собрали в 1991 году, а серийный выпуск планировался к 2000 году, но в начале 90-х стало ясно, что проект не состоится. 

"Яузу" хранили в музее АЗЛК и рассекретили только в начале нулевых. 

Москвич "Истра 2144". Внизу на фото, если присмотреться можно увидеть железный рычаг, который поднимает и открывает двери. Помимо подъемных дверей здесь были: подушки безопасности,. навигационная система, электронная панель приборов, проектор изображения на ветровое стекло, пневмоподвеска, вариатор и полный привод, а так же противобуксировочная система. Группа перспективных разработок была образована в 1985 году, начав проектировать "автомобиль 2000 года", который должен был поднять советскую автоиндустрию из застоя. В 91 году АЗЛК даже заключил договор на строительство завода по производству трехцилиндровых турбодизелей на рапсовом масле (а так можно было?). До распада СССР успели построить только один образец, в 1993 году все работы по проекту "Истра" свернули. 

АЗЛК не чурался обращаться за сотрудничеством к западному автопрому. Например, пытались наладить связь с фирмой Раймонда Лоуи. Он считался самым успешным и влиятельным промышленным дизайнером того времени. Французского мастера пригласили в СССР, был заключен договор, по которому студия Лоуи должна была спроектировать ряд товаров для советской промышленности. От фотоаппарата "Зенит" до трактора "Белапрусь", входил в этот список и автомобиль "Москвич".

Проект с кодовым названием MXRL очень увлек Лоуи, к разработке был подключен американский художник-визионер Сид Мид, который впоследствии стал известен, как оформитель культовых фильмов "Бегущий по лезвию бритвы", "Трон" и "Звездный путь". Усилиями этих людей новый Москвич получался совершенно авангардным. Художники сделали футуристичный образ, двухэтажные задние фонари с обратным наклоном нижнего яруса смотрелись непривычно и агрессивно. Изюминкой стала подчеркнутая ассиметричность машины - водительская сторона капота была выше, чем пассажирская и значительно уже. В общем, идея не нашла поддержки, деньги были израсходованы, но до стадии воплощения авангардного автомобиля, хотя бы в качестве макета, дело так и не дошло.

Красный круг на стене мигает и переливается, грохочет музыка, огни скорой помощи "Москвича" крутятся, рядом стоит еще одна неожиданная модель:

Электромобиль "Москвич 2335", тоже взгляд, направленный инженерами завода в будущее. Желаемое, но так и не случившееся с нами. 

Выставка заканчивается мощным заключительным аккордом в виде красного уголка "Жизнь завода". Здесь расставлена мебель, на столах лежат чертежи и книги того времени, когда по ним читали схемы люди, которые остались на фото. Это и постановочные фото с работниками цехов, и просто, мельком щелкнутые, но такие светлые, счастливые, хорошие лица. 

Выставка не просто удалась, здесь будет интересно любому человеку, даже тем, кто далек от объема и мощностей автомобильных двигателей.

Спасибо, что потратили время и походили со мной по выставке, посвященной славному прошлому.  

До новых встреч, друзья. 

*В обзоре использованы материалы стендов.

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    517

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.