Владычная (Грановитая) палата (Великий Новгород)

#новые_критики #великий_новгород #владычная_палата #грановитая_палата #имхоч

Странно, но живя всю жизнь в Питере, я никогда не бывал в Великом Новгороде. И решил восполнить этот пробел, тем более, что теперь в Новгород ехать одно удовольствие - в 2019 году открылась трасса М11 "Нева". В результате - от дома до центра Новгорода езды 2 часа 20 минут. Просто прекрасно. 

Про Новгород я еще напишу (пару раз), но сегодня я хочу поделиться посещением Владычной (Грановитой) палаты, которая находится на территории Новгородского детинца.

Владычная (Грановитая) палата — единственная сохранившаяся до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, сооруженного, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430–1440-е гг. Это уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики.

Парадные помещения палаты перекрыты нервюрными сводами с выступающими ребрами — гранями, чем и объясняется ее второе название — Грановитая. Стены Владычной палаты были расписаны фресками, фрагменты которых, датируемые XV–XIX веками, и сейчас можно увидеть в ее интерьере. В 1436 году на фасаде палаты появилась большая по тем временам редкость — «часы звонящие». Верхний зал палаты был задействован в торжественных церемониях архиерейского дома. В наземном этаже, где находился «Питейный погреб», иногда совершались праздничные трапезы. Подвальный этаж предназначался для хранения съестных припасов и кухонной утвари, некоторые его помещения использовались в качестве темницы. Во Владычной палате проходили все важнейшие события — прием послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

© culture.ru

Памятники художественного металла Великого Новгорода XI-XIX вв., хранящиеся во Владычной (Грановитой) палате Кремля, происходят в основном из церковных и монастырских ризниц, из древнейшего в России храма Софийского собора. Эти драгоценные предметы культа, связанные с определенными кругами заказчиков, с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора, знакомят с христианскими представлениями о прекрасном.

© novgorod.ru

Билет стоит 200 рублей. Признаюсь - мы не посмотрели экспонаты на первом этаже, так как там тусовалась группа человек в сорок. Сбежали на второй этаж. Понятно, что здесь я всё не покажу - иначе текст будет бесконечным. Ну что же, начнем экскурсию. 

Очень удобное электронное табло рассказывает нам о Владычной палате.

По ходу дела я буду расшифровывать музейные таблички. Итак:

Сион использовали во время литургии как сосуд для перенесения евхаристического хлеба.  Он воспроизводит одну из главных реликвий христиан - сень, сооружение над местом погребения и воскресения Христа, воздвигнутую над Гробом Господнем. 

Деисус - иконописная композиция с изображением Христа - в центре и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Предтечи - по сторонам.

Панагиар служил для перенесения в праздничные дни просфоры из собора в покои Владыки. Такой предмет церковной утвари чаще назывался "столовой" панагией. 

Реликварий - вместилище для хранения церковных реликвий.

Кратиры - причастные чаши с двумя ручками, напоминающие дохристианские ритуальные сосуды. Роскошные богослужебные предметы утвари использовались в литургической практике до XVII в. 

Своды зала просто восхитительны.

Отдельное чудо во Владычной палате - кельи архиепископа Иоанна. Всю подробную информацию для вас сфотографировал - посмотрите.

Фрески поистине прекрасны. Вот что я нашел в интернете:

Реставраторы сняли живопись 19 века, под которой находилось изображение 17-го. Мастера провели зондажное исследование и обнаружили ещё более древний слой живописи. Однако, от фресок 15 века остались только контуры, поэтому было принято решение оставить живопись 17 века, которая находилась в хорошей сохранности. Фрагмент фрески 15 века сохранился в сенях перед кельей архиепископа Иоанна.

© novgorod.ru

Вот тот самый фрагмент фрески 15 века:

Остальные фрески:

Как вы думаете, что скрывается за маленькой дверкой справа? Правильно - туалет архиепископа. 

Идем дальше.

Рипиды - богослужебная утварь в виде металлического или деревянного двустороннего изображения шестикрылого серафима в круге, в квадрате, в ромбе или в звезде на длинной рукояти. © Википедия

Митра - архиерейское головное украшение, означавшее терновый венец Спасителя, а также особую славу и власть, данную Господом его служителям.

Как говорится - найдите десять отличий

Самое большое Евангелие в музее. Если честно - я даже усомнился, а точно ли листы внутри подлинные? На срез книга выглядит невероятно внушительно. Задал вопрос смотрительнице зала. И получил в ответ ледяную волну презрения. Что не удивительно. Так мне и надо.

Фотографировался рядом для понимания размеров Евангелия.

Ну и самый внушительный экспонат палаты. Размеры действительно впечатляют. 

И в конце приятный бонус - экспонаты, которые я не включил в обзор. Если вас заинтересует что-то конкретное, пишите в комментарии - я с удовольствием отвечу, что это, где и когда.

 

 

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 303

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют