Рецензия на фильм «Армия мертвецов»/Army of the Dead
#новые_критики #армия_мертвецов #armyofthedead #новыйфильм
Год: 2021
Режисёр: Зак Снайдер
В ролях: Дейв Баутиста, Элла Пернелл, Омари Хардвик, Тео Росси, Маттиас Швенгхофер, Гарретт Дилахант
Превед синефилам!
Зомби занимают особое место в творчестве Зака Снайдера. Сняв свой первый и крайне успешный полнометражный фильм «Рассвет мертвецов», Снайдер показал Голливуду, что он умеет работать как с актёрами, так и с бюджетом. Пожирающие мозги живые мертвецы дали Снайдеру зелёный свет для сьёмок опуса «300», а также подарили зрителю великолепных «Хранителей».
Впрочем, никто не смеет обвинить Снайдера в наличии слишком большого количества оригинальных идей, поскольку «Рассвет мертвецов» был римейком одноимённой классики Ромеро. И вот сейчас, спустя почти 20 лет, Снайдер пытается опровергнуть древнегреческую максиму о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку, по сути снимая римейк собственного римейка. И, несмотря на некоторые проблемные моменты, в итоге делает это успешно.
Сюжет картины весьма продвинут для кинокомикса, а учитывая то, что на этот раз у Снайдера не было первоисточника уровня Фрэнка Миллера или Алана Мура, вообще может считаться едва ли не образцом изящества. Как известно, армия США является источником едва ли не всех бед на свете, ну и в данном случае тупые пиндосы держат марку: армейцы создают «военного» Альфа-зомби, т.е. зомби, обладающего интеллектом, которого практически невозможно убить стрелковым оружием, и перевозят данного зомби из Зоны 51 в Лас-Вегас. Разумеется, по пути происходит автоавария, зомби вырывается на свободу и немедленно бежит играть в рулетку, а проигравшись похуже Достоевского, со злости начинает кусать окружающих, запуская таким образом зомби-апокалипсис.
Далее следует приятный монтаж, повествующий о судьбе небольшой группы выживших людей, старающихся вырваться из города, который немедленно начинает бомбить авиация. Руководит группой Скотт Уорд – бывший военный, солдат удачи и вообще хороший человек. Скотту удаётся вывести свою группу из города без потерь, но в самый последний момент его жену кусает зомби, Скотту приходится бросить её умирать на глазах у дочки-тинейджера по имени Кейт, и для верности скинуть на труп грузовой контейнер. Поскольку в кармане у мамы был новый айфон Кейт, дочка впадает в депрессию и начинает ненавидеть папу.
Спустя несколько месяцев на Скотта выходит владелец казино мистер Танака и делает предложение, от которого невозможно отказаться – тайно пробраться в город, вывезти оттуда 200 миллионов долларов наличными, хранящиеся в сейфе захваченного зомби казино и поделить их по-братски (90% - Танаке, 10% - непосредственным исполнителям). Страховая компания уже списала деньги, поскольку через 72 часа правительство США собирается сбросить на Лас-Вегас атомную бомбу. Единственное условие Танаки - вместе со Скоттом в закрытый город пойдёт его начальник охраны. Скотт соглашается, собирает разношёрстную команду авантюристов, но проблема состоит в том, что доступ в город может обеспечить только ненавидящая его дочь, которая имеет связи с контрабандистами. После небольшого скандала Скотту приходится взять Кейт с собой, поскольку крайне либерально настроенная девушка горит желанием спасти нелегальных мигрантов, которых зомби утащили в руины Лас-Вегаса.
Пробравшись в город, герои выясняют, что т.н. «военные» зомби или «Альфы» за пару месяцев умудрились построить в городе первобытно-общинный строй, подчинили себе тупых «обычных» зомби, завели зомби-кавалерию и даже начали размножаться половым путём. Тем временем в группе наёмников идёт естественный отбор, не особо любящие друг друга герои подставляют коллег по опасному бизнесу, чтобы соответственно увеличить свою долю добычи, а начальник охраны Танаки по имени Мартин ведёт собственную игру, пытаясь заполучить образец крови Альфы для последующего создания биологического оружия. Если вы немедленно вспомнили мистера Бёрка из «Чужих», то направление мысли абсолютно верное.
Добравшись до казино, мародёры обнаруживают, что припаркованный на крыше вертолёт, на котором они собирались выбраться из города, сломан, что никак не улучшает их моральное состояние. Мало того, Мартин, вместо того, чтобы набрать в пробирку кровь беременной королевы зомби, тупо отрезает ей голову, что вызывает вполне обоснованный гнев Альф, которые собирают многотысячную толпу мертвецов и штурмуют казино. Ну и в качестве вишенки на торте, правительство США решает ускорить планы атомной бомбардировки, и у команды Скотта остаётся всего полтора часа для того, чтобы выбраться из города.
Надо сказать, что достаточно продвинутый для данного жанра сюжет в итоге сыграл со Снайдером злую шутку. Если в «Рассвете мертвецов» всё было максимально тупо, что в принципе исключало логические ошибки, то несколько простеньких интриг в «Армии мертвецов» оказались режиссёру не по плечу. Следуя завету генерала Дрынова из «Чонкина», созданные фантазией Снайдера американские военные и наёмники быстро ориентируются в ситуации и из всех возможных решений принимают самое глупое. Разумеется, к мелочам в комиксах привязываться нет смысла, но пройтись по крупнейшим случаям идиотизма придётся.
Во-первых, зачем армии вообще создавать суперзомби-Альф, если их в принципе невозможно контролировать? Какая у них может быть боевая ценность, если им нельзя отдавать приказы? Даже в Resident Evil все зомби-проекты корпорации Umbrella имели чип в мозгу, позволяющий как минимум отключить их в случае неподчинения, но бравые вояки — это вам не жадная корпорация! Коммерсанты ж тупые и поэтому строем не ходят! Кстати, Альфа-зомби понимают, что их можно убить выстрелом в голову и немедленно начинают носить шлемы – почему это не предусмотрели военные? Во-вторых, зачем сбрасывать на Вегас атомную бомбу? Население города – всего 600 тысяч человек, и опасных Альфа-зомби из них не более десятка. Почему не зачистить город стандартными способами? Зомби не надо даже отстреливать, 50-тонные «Абрамсы» без проблем задавят сколько угодно ходячего мяса, знай подвози керосин и меняй гусеницы. Мало того, как мы видим в конце фильма (спойлер), атомная бомба не убивает людей (а значит и зомби), укрывшихся в подвалах. Какой тогда смысл навеки портить экологию штата? Ну и в-третьих, какой смысл было вообще затевать весь этот театр с ограблением казино, если Танаке была нужна кровь Альф? В первые же 20 минут фильма мы видим, что Альфы спокойно бродят вдоль забора, окружающего город и легко ловятся силками. Что стоит послать тех же 10-12 наёмников с конкретным заданием набрать пробирку крови и быстро уходить?
Впрочем, я слишком много требую от Снайдера. Как я уже упоминал, когда в его творческом процессе присутствует руководящая и направляющая роль Ромеро/Миллера/Мура, всё получается замечательно, а вот самостоятельные попытки создать осмысленный сюжет чаще всего заканчиваются Sucker Punch-ем.
Однако, простительные комиксу логические дыры - мелочь по сравнению с основной проблемой фильма. Увы, но культурный марксизм и СЖВ-яд насквозь пропитывают каждую секунду хронометража, не связанную с расчленением зомби. Я ничего не имею против сильных и умных латиноамериканских женщин (на ум приходит та же Джина Карано), но если эффект их героизации достигается посредством выставления белых мужчин сексуально озабоченными дебилами, нельзя не заподозрить что-то неладное. Не буду портить шикарную сцену спойлером, но настоятельно порекомендую читателям – если вы случайно окажетесь в городе, наводнённом зомби, никогда и не при каких обстоятельствах не отдавайте малознакомой девушке свой пистолет «на посмотреть», даже если она сравнит длину его затвора с размерами вашего полового органа, а количество патронов в магазине с числом эякуляций, на которые вы способны за ночь.
Также несколько шизофреничной кажется «нормализация» зомби, проявляющаяся в форме ненавязчивой философии в стиле «зомби тоже люди», «давайте жить дружно», «ну и что, что они нас жрут, мы должны уважать их культурные особенности», «они просто хотят жить согласно своим обычаям» и.т.д. Разумеется, произносит эти слова мудрая женщина, а потом тупой мужлан сносит башку мертвяку, который всего лишь хотел, чтобы его любили.
Говоря о стиле и визуальном исполнении фильма, следует признать, что Снайдер ни в коей мере не подмочил свою репутацию. Подобно Лавкрафту, сначала создавшему мифологию Ктулху, а потом собственноручно проведя её блестящую деконструкцию в «Хребтах безумия», Снайдер полностью трансформировал созданный им же жанр «быстрых зомби» - теперь это не психологическая драма с вкраплениями юмора и Sci-Fi условностями, а весёлый комикс с немногочисленными драматическими элементами. Впрочем, результат в любом случае хорош, поскольку Снайдер не забыл включить в картину важнейший элемент любого приличного зомби-фильма – вдумчивое и последовательное применение дисковой пилы против мертвяков. Увидев одного из персонажей в самом начале фильма с означенным инструментом в руках, я немедленно успокоился – Зак борозды не испортит.
Интересно, что стилистическое наполнение фильма включает в себя многочисленные смысловые мостики, связывающие различные этапы творческого пути Снайдера с его последней картиной. Использование lounge-версий знаменитых музыкальных композиций в качестве фона наиболее кровавых сцен является отсылкой к «Рассвету мертвецов», а выразительное «shit!» в устах последнего выжившего напоминает цикл безысходности из «Снега, пара и железа». Именно искусно поддерживаемая Снайдером форма повествования, близкая к идеальной, и вытягивает фильм, не давая ему скатиться на уровень HBO Movie of the Week. Разумеется, содержание по уровню драматизма даже близко не достигает эталонного первого сезона «Ходячих мертвецов», но Снайдер к этому и не стремится. Его специальность – развлечение зрителя, и в этом он традиционно достигает успеха.
К тому же, в «Армии мертвецов» нашли своё отражение трансформация и личностный рост творца. Снайдер не спешит потакать желаниям толпы, вместо этого вдумчиво нагнетая нужную атмосферу. Судите сами – первого человека зомби сжирают на шестой минуте фильма! Умение сдерживать себя целых 5 минут и 48 секунд является очевидным признаком творческой зрелости режиссёра.
Актёрская труппа весьма профессиональна и прекрасно выполняет поставленные перед ней скромные задачи. Увы, но драматическим мускулам Дэйва Баутисты в данном случае размяться негде в отличие от его кулаков, сокрушающих орды мертвяков. Элла Пернелл замечательно отыгрывает роль сверхлиберальной дуры, а на парочку Омари Хардвик/Маттиас Швенгхофер и эволюцию их дружбы приятно смотреть.
Итог: классно снятый комикс, мастерски выдержанный стиль которого позволяет на время просмотра забыть об огрехах содержания. Любителям лёгкого зомби-жанра настоятельно рекомендую.