Рецензия на сериал «Мёртвые души»

#новые_критики #мертвые_души #константинопольский #цыганов #дюжев #трибунцев #коренева #серебряков #анна_михалкова #толстоганова #охлобыстин

Год: 2020

Режиссёр: Григорий Константинопольский

В ролях: Евгений Цыганов, Дмитрий Дюжев, Тимофей Трибунцев, Елена Коренева, Алексей Серебряков, Анна Михалкова, Виктория Толстоганова, Анна Котова, Иван Охлобыстин.

 

Привет любителям хорошего кино!

Есть авторы, чей гений способен создавать универсальные крылатые фразы, применимые к целым областям жизни и если есть необходимость одной цитатой метко охарактеризовать некое явление в российском искусстве, Веничка Ерофеев это sine qua non.

После просмотра последней экранизации «Мёртвых душ» я немедленно вспомнил удивление пассии главного героя поэмы «Москва-Петушки» по поводу того, как же можно на 50 страницах нанести столько околесицы, на что герой, ничуть не смутившись, ответил: «Если хотите, я нанесу еще больше! Еще выше нанесу!» Увы, но все обстоятельства дела указывают на то, что именно этими принципами и руководствовались создатели сериала.

Сериал начинается мрачным предзнаменованием – логотипом канала ТНТ во весь экран. Но, в конце концов, чудеса тоже случаются, поэтому начинаем потихоньку разбираться в сюжете. Авторы сериала, решив экранизировать великое произведение Гоголя, заглянули в Википедию и с удивлением узнали, что крепостное право в России формально отменили. Погоревав о том, что пропадает такая сюжетная линия, сценаристы решили заменить мёртвые души местами на кладбище, а Чичикова сделать чиновником Министерства культуры, который разъезжает по провинции на новой версии русской тройки – BMW X3, и продаёт места элитных захоронений у Кремлёвской стены местным чиновникам.

Тут я немедленно усомнился в правдоподобности фабулы. Посудите сами - как можно на современных немецких тачках ездить по провинциальным дорогам? Вы же на десятом километре оставите половину подвески! Это в «Бумере» пацаны из 90-х могли легко прыгнуть в изделие баварского автопрома, технологии и дизайн которого ещё не тронул Крис Бенгл, и проехать 900 километров до Слоняры без поломок. Ну ладно, предположим, что Павел Иванович исключительно удачлив, но вот мотивация провинциальных чиновников на первый взгляд попросту смехотворна. Я понимаю, конечно, что задача стояла высмеять возведённый в абсурд культ потребления, но создаётся впечатление, что провинциальная элита настолько зажралась, что готова по первому призыву незнакомого авантюриста выбросить суммы от 1 до 10 миллионов долларов в мусорное ведро.

Далее сюжет сериала развивается примерно соответственно сюжетной линии книги – Чичиков разъезжает по области и продаёт чиновникам несуществующие места захоронения между Сталиным, Андроповым и Джигурдой. Чиновники, разумеется, пытаются кинуть друг друга. На сцену выступают знакомые со школьной скамьи образы - Манилов (наркоман и любитель тантрического секса), Ноздрёв (архи-патриот и просто дебил), Собакевич (единственный приличный человек, да и тот, между нами говоря, свинья) и даже Коробочка, которую произвели в мэры города – поверьте, радфемки оценят прогиб.

Диалоги между персонажами частично перенесены из книги, частично – из гоголевского же «Ревизора». В частности, Селифан произносит знаменитый монолог Хлестакова о 35 тысячах курьеров, многие имена чиновников также взяты из пьесы. Закрадываются сомнения, знает ли автор сценария, что «Ревизор» и «Мёртвые души» - это разные произведения? Или взаимная интеграция классики с целью получения неудобоваримого продукта – это новый нацпроект в области культуры? Словом, загадка.

Параллельно развивается сюжетная линия, повествующая о том, что Чичиков на самом деле – майор ФСБ! И не просто так катается по чиновникам, а совершает оперативные провокации, записывая на видео многочисленные эпизоды взяточничества при попытке купить фейковые места на кладбище. Я сначала схватился за голову, а потом подумал – стоп, это ж ТНТ, они недавно склепали «Домашний арест» с аналогичным сюжетным поворотом, и что ж теперь, пропадать добру? Нет уж, теперь будем пихать ошмётки прошлых сценариев куда только можно! Вот увидите, если Слепаков заснимет сериал об инопланетянах, то и там какой-нибудь трёхголовый высасыватель мозгов с планеты Антарес будет агентом ФСБ.

А, ну и разумеется, офицеры госбезопасности настолько благородны, что из конфискованных денег не берут себе не копейки (полковник Захарченко плачет от умиления), а прямиком перечисляют десятки миллионов долларов «в предвыборный штаб товарища Байдена». Тут уж становится совсем непонятно – шутка это или ранняя стадия шизофрении.

Кстати, о процессе написания сценария – был на ТНТ такой сериал «Зайцев+1». Он выгодно выделялся на фоне остального ТНТ-шного трэша тем, что концептуально чуть более чем полностью был слизан с знаменитых «Гриффинов», а поскольку Сет МакФарлейн умеет снимать смешно, то и клон получился удачным. Так вот, был в «Зайцеве» персонаж Коля – тупой и не смешной КВНщик, которого постоянно чморили за дебильные шутки. В процессе просмотра «Мёртвых душ», мне всё время казалось, что Коля подрос, вырвался из измерения сериалов в реальный мир и начал писать сценарии для ТНТ.

Мини-сериал идёт без малого четыре часа и как минимум 2,5 из них занимают бессмысленные кривляния уровня университетского КВН и дешёвая эротика. Например, в гостях у Манилова Чичиков обкуривается какой-то индийской дрянью (диалог типа «Павел Иванович, почему-с не курите?» - «Не сделал привычки-с, говорят трубка сушит» - «Ну тогда вот вам косяк», разумеется, присутствует) и ловит глюки примерно 20 минут экранного времени. Кому это может быть интересно, кроме небольшой части аудитории с крайне специфическими вкусами? Также как минимум полчаса нам демонстрируют Анну Котову в традиционном для неё образе клофелинщицы, поющей в кабаре, и других, менее известных актрис, в аналогичных ролях с лёгкой обнажёнкой.  Что это должно символизировать? Разврат и деградацию местечковой элиты? Так это ещё Карамзин знал и недаром метко сказал «пьют и воруют». Или у Котовой просто хороший агент и он сумел заключить с ТНТ выгодный контракт с формулировкой «10000 минут в роли проститутки в течение следующих 5 лет»?  Словом, загадки продолжают окутывать сериал.

В целом, переиначивание классики и перенос действия во времени является вполне приличным жанром, часто представленным весьма качественными фильмами – стоит вспомнить ту же историю Человека-Без-Имени, кочевавшую из средневековой Японии на Дикий Запад и обратно, или того же «Короля Лира» в исполнении Куросавы. Да и откровенное издевательство над классикой, вроде «Гордости, предрассудков и зомби» при наличии прямых рук режиссёра также в итоге получается весёлым и смотрибельным.

Основная проблема «Мёртвых душ» заключается в том, что авторы сериала используют классику Гоголя исключительно как элемент узнаваемого брэнда, вроде Распутина в рекламе водки. В остальном же они валяют дурака, и несмотря на комедийный характер сериала, крайне вяло пытаются развлекать зрителя.  У того же Булгакова в своё время римейк истории Чичикова получился куда смешнее.

Хотя, справедливости ради надо сказать, что в творении ТНТ есть и некоторое количество безусловно удачных моментов. Подчёркиваю – даже не эпизодов, а именно моментов. В частности, бизнес-модель современного Чичикова, продающего престижное потребление смерти была бы абсурдна где угодно, но только не в России. Когда герой Кевина Спейси в «Карточном домике» спекулировал билетами на инаугурацию президента, в этом был практический смысл – держателю билета можно было сесть за стол с людьми, до которых в нормальных обстоятельствах в принципе не достучаться. А у нас очевидно, что понты дороже денег.

Судебный процесс над капитаном Копейкиным (который оказывается вежливым человеком, «которого-не-было» в ДНР) – идеальное отражение сути всей пост-советской судебной системы.  Просто замечательно выглядит стикер «Спасибо деду за победу» на «трофейном» бумере Чичикова, классно обыгран тот момент, что Чичиков по приезду в город немедленно возлагает цветы у Вечного огня, крестится на церковь и лишь после завершения всех надлежащих ритуалов наносит визит губернатору.

Также нельзя не отметить дерзкие и едва ли не провокационные оппозиционные политические элементы сценария – а именно, Чичиков, обсуждая элитные захоронения, допускает мысль, что Путин когда-то умрёт! Такая фронда на российских экранах – дело неслыханное.

Кстати, продолжая тему омажей и заимствований, невооружённым глазом видно, что сценаристы смотрели «Казино» Мартина Скорсезе – в момент, когда у героев начинаются неприятности, немедленно начинает играть кавер-версия «House of the rising sun». Впрочем, поскольку бейсбольными битами в «Мёртвых душах» никого не забивают и живьём не хоронят, впечатление от такого цитирования классики остаётся неоднозначное.

Актёры в сериале заняты прекрасные, но вот вытянуть бред они, при всём желании, никак не могут. Евгений Цыганов в данном случае – просто олицетворение чувства собственного достоинства - по нему видно, что весь происходящий вокруг него бедлам его абсолютно не трогает. Если когда-нибудь в России будут снимать отечественную версию «Декстера», Цыганова с его невозмутимой физиономией можно смело брать на главную роль, он наш Майкл Си Холл. Трибунцев замечательно изображает постоянно пьяного Ноздрёва, Дюжев прекрасен в роли фрика Манилова, Серебряков кривляется в роли Плюшкина, Охлобыстин хорош в камео Копейкина, да и в целом, даже небольшие роли играют часто мелькающие в проектах ТНТ артисты. Удивительно, что на этот раз обошлось без Гарика «Куколда» Харламова и Яны Кошкиной – очевидно, они заняты на съёмках ремейка «Преступления и наказания» в ролях опухшего с голода 120-килограммового студента Раскольникова и высокодуховной стримерши с OnlyFans Сони Мармеладовой.    

Итог: дорого снятый 4-часовой номер университетского КВН «про Гоголя». Если в стране находятся деньги на такое, очевидно, что с экономикой России всё в порядке. И это радует.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 217

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют