yukkamaleka Юкка Малека 02.08.21 в 15:12

Читательский дневник. Зелёный

#читательский_дневник #зеленый #литература #альтерлит

1. Александра Литвина, Анна Десницкая «Транссиб. Поезд отправляется!». Дивно, дивно красивая книга. Крупноформатная (примерно А3), в раскрытом виде она уже едва умещается на коленях. Она рассказывает о городах и поселках, лежащих на пути из Москвы во Владивосток. Рассказывает и показывает. Тексты, собранные Александрой Литвиной, принадлежат местным жителям — детям и взрослым. Это коротенькие заметки о любимых локациях в городе, воспоминания о дедушке-железнодорожнике, советы, что попробовать в кафе на центральной площади. Кроме них есть еще и историческая справка, но, признаюсь, именно она мне была наименее интересна — даты, имена основателей, годы битв несут куда меньше эмоциональной информации, чем заметка о Детской железной дороге или хорошие новости о поголовье амурских тигров. Впрочем, ладно. Все равно самое главное в этой книге — иллюстрации! Милые, наивные и потрясающе талантливые, со множеством мелких деталей, которые хочется рассматривать долго-долго, чтобы ничего не упустить, и общим чувством любви ко всему этому. Что ДК с колоннами, что плацкартная полка, что заклеенные объявлениями обшарпанные гаражи — у Анны Десницкой все это выглядит очень уютным и родным. И хочется ехать в эти незнакомые города. А незнакомых (даже по названию) в книге оказалось немало.

2. Тони Хоукс «С холодильником по Ирландии: «Гиннеса» много не бывает». Замечательно написанная история лихого и дурацкого путешествия автостопом через всю Ирландию. Тони Хоукс — британский комик, который однажды по пьяной лавочке поспорил, что готов выйти на трассу с холодильником. Наутро все протрезвели и готовы были забыть глупый спор — но тут он обнаружил, что ему и правда этого хочется. Ой, как я его понимаю! Дальше его ждали отличные приключения, клевые знакомства, множество недоумения, бесконечные пабы, халявные гостиницы и даже секс в собачьей будке! И море самоиронии. Самоирония спасет мир.

3. Ксения Букша «Питерские каникулы». Заглавной частью сборника встала легкая летняя сатирическая повесть про 17-летнего юношу с хорошо подвешенным языком, который приезжает в Петербург сдавать экзамены, а в силу своей бесшабашности и юности наобум вступает в две противодействующих партии сразу. Впрочем, особенной политики в книге не будет, потому что деятельность обеих партий заключается главным образом в распитии — что и позволяет отлично совмещать членство. Кроме повести, в сборнике еще с десяток рассказов, и многие из них тоже весьма хороши.

4. Анна Сандермоен «Секта в доме моей бабушки». Книга о секте Столбуна, действовавшей в 1970–1990-е годы. Об этой секте я услышала впервые, когда дочь Эдуарда Успенского, которая тоже против воли провела в ней несколько лет, решилась выступить против того, чтоб именем ее отца называли премию детской литературы, и рассказала, на что он ее обрек. Анна Сандермоен — ее сестра по несчастью, тоже проведшая «в коллективе» половину детства. Она написала эту книгу отчасти в рамках личной терапии — чтобы отделить от себя этот опыт и уже взрослой переосмыслить его. Столбун, якобы лечивший мир от шизофрении (путем прижигания хлорэтилом ягодиц и пальцев ног), изобрел нечто настолько шизофреническое, что сейчас кажется невероятным, что в это верили и посвящали этому свою жизнь. И тем не менее у него было действительно много последователей, в том числе среди интеллигенции, среди известных творческих людей — и они отдавали своих детей в такие вот передвижные лагеря, веря, что это спасет их, а не погубит... Это очень страшная, странная и неприятная информация. Но то, как Анна Сандермоен рефлексирует и перерабатывает этот опыт, делает эту книгу большим, чем просто шокирующее свидетельство.

5. Стивен Кинг, Джо Хилл «Высокая зеленая трава». Джо Хилл — псевдоним сына Стивена Кинга. «Высокая зеленая трава» — их общий рассказ, небольшой по объему, но оказавшийся достаточным для того, чтобы снять по нему фильм (2019, я не смотрела и, пожалуй, не стану). Ужастик про людей, которые заблудились в траве, больше тут ничего не расскажешь. Кроме разве что еще одной эмоции, которую не удержать: фубля! Ну и жесть! И это вы писали вместе, отец и сын?!

6. Виктор Пелевин «Искусство лёгких касаний». Сборник из двух повестей и одного рассказа. Заглавную повесть, признаюсь честно, не осилила, отчасти из-за ее формы: это как бы набросок романа (причем не пелевинского, а некоего молодого и не слишком талантливого автора), поверхностный чертеж, который, однако, становится выразительно прописан в некоторых местах, а потом снова превращается в синопсис. Игра, возможно, любопытна, но у меня не пошла. Зато повесть «Иакинф» — про горную прогулку компании москвичей в обществе проводника с удивительным прошлым, вполне хороша, а рассказ «Столыпин» про тюремную философию — стилистически прекрасен, забавен и мудр.

7. Джон Кракауэр «В разреженном воздухе». В 1996 году Джон Кракауэр в качестве журналиста совершил восхождение на Эверест в составе горной экспедиции. Погода, внезапно ухудшившаяся, пока они были на вершине, привела к трагедии, и девять альпинистов погибли. Кракауэр остался жив в тяжелом испытании и написал эту книгу в попытке восстановить события, понять, что стало причиной этих смертей, досконально разобраться и перепрожить эту историю. Лично для меня эта книга оказалась ценной по другим причинам — мне давно хотелось понять, что и как чувствуют люди, совершающие восхождение на самую высокую точку земного шара, ради чего они тратят огромные деньги, силы, время, подвергают себя смертельной опасности, что они переживают там, на вершине, так ли высока эта эйфория, как гора?! Шокирующей была информация, что эйфорией там и не пахнет — к тому времени человек уже настолько не в себе от длительного кислородного голодания, что едва способен окинуть взглядом низлежащий мир и ужаснуться тому, что теперь надо идти обратно. Кракауэр очень мощно описал тяготы восхождения и жизни на большой высоте — даже без бурь и ошибок, в штатном режиме это едва выносимо. Кажется, в таких условиях погибнуть проще, чем выжить.

8. Анастасия Изюмская, Анна Куусмаа и др. «Мама на нуле». Очень хорошая книга о родительском выгорании. Стократ полезней «Выгорания» Нагоски. У нее много авторов: пятнадцать личных историй непростого родительства: послеродовые депрессии, особые дети, детские реанимации да и просто недосып, превращающий первые годы жизни с ребенком в ад^; за историями следует подборка весьма дельных статей о выгорании от разных психологов; а в третьей части книги — практический материал, который можно немедленно применить. Кто-то в родительском сообществе посетовал: «Эта книга не решает проблем». Не решает. Книги вообще не решают проблем — они их озвучивают, высвечивают, они показывают пути. И вот с этой задачей книга справляется отлично — выгорание становится видимым и понятным, его проще отследить на начальных этапах, а когда человек понимает, что с ним, ему уже немного проще себе помочь.

9. Малкольм Гладуэлл «Гении и аутсайдеры». Это книга-исследование, посвященная причинам, благодаря которым люди становятся успешны. О чудо, в ней не скажут: «Неудачи уходят! Достаточно использовать простой советский...» И не скажут, что каждый способен добиться успеха, стоит только поверить в себя. Гладуэлл разбирает истории разных успешных людей из разных времен и наглядно поясняет, что секрет их успеха не столько их личная доблесть, сколько сочетание места, времени, семьи и культуры, в которых им удалось родиться. С одной стороны, я люблю его уже за этот дискурс. С другой — никак не разберусь, какие выводы надо из этого сделать. Ну, не завидовать Биллу Гейтсу, это понятно. Не торопиться отдавать детей в школу, пока они к ней не готовы. Учить математику на китайском. Помогать детям чувствовать себя вправе говорить со взрослыми. А что, вполне себе выводы вырисовываются! Опять же, вдруг кто завидовал Биллу Гейтсу. Так самое время перестать.

10. Гауте Хейволл «Язык огня». Из аннотации, что-то типа «По городу пронеслась череда пожаров, кто же это мог сделать?», мне показалось, что книга окажется детективом, но нет, и поджигатель, и причины, и мотив известны практически с первых страниц. Но эта история сентиментальна в хорошем смысле: разбирая эту историю спустя тридцать лет, копаясь в истории города и собственной семьи, герой оживляет его жителей — своих дедушек-бабушек, умирающего отца, их соседей, их чувства, их страхи. Нет, это не автобиографический роман, хотя он производит именно такое впечатление. Он основан на чужих реальных событиях.

 
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 205

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют