bitov8080 prosto_chitatel 24.08.21 в 11:18

"Лики. Лица. Морды", выставка в музее AZ

 

В музее Анатолия Зверева открылась выставка, представленная работами художников - шестидесятников и современных авторов. Объединяет все работы одна, очень интересная идея - заставить посмотреть друг другу в лица (или в то, что изображено на полотнах) всё разнообразие, хранящееся в галерее. Иными словами, выставка посвящена всевозможным условным "головам". 

Первый этаж галереи отдан под "морды", и в основном здесь царит буйство красок художницы Наталии Турновой и сюрреалистичные портреты Олега Целкова. Мы понимаем, что слово "морда" не всегда обязательно несет отрицательный заряд, бывают они и вполне благодушные и милые на вид, без отвратительных, впрочем, тоже не обходится.

Как пишет куратор выставки Полина Лобачевская: 

"Варвары предпочитали изображать Морды - и веселей, и чтобы отпугнуть враждебные силы.Христиане взялись за Лики, тогда главным предметом изображения стали сцены из Ветхого и Нового Заветов. Где-то после Великой французской революции Божественный свет стал меркнуть, и на смену Ликам пришли Лица — сначала знатные и величественные, а потом и простонародные — во всем многообразии характеров и черт разноплеменного человечества.

Но грянул век двадцатый. И столкнулись в нем и Лики, и Лица, и Морды.  Христианская культура была сильно ранена, но не умерла, посему предметом искусства и стал "ряд волшебных изменений милого лица". И в литературе, и в живописи, да и в нашей повседневной жизни мы с волнением наблюдали, как лица превращались в морды, "но все же, все же, все же" иногда — в лики"

Второй этаж наполнен картинами, где уже явственнее читаются "лица" и проживание ими каких-то эмоций, а то и определенных периодов жизни.

Например, картины Михаила Шемякина из серии "Жизнь Рембрандта", которые он написал после принудительного лечения в клинике. Здесь словно показаны лица тех, чья личность трансформировалась под действием болезни - вроде бы она еще есть, но уже в пограничном состоянии.

А это художник Вячеслав Калинин, чей стиль проявлялся в отличие от других нонконформистов, рисовавших серые будни, в ярких красках французских кафешантанов.

"Ожидание свидания" на фоне Кремля все равно напоминает о весеннем Париже.

На втором же этаже картина Леонида Пурыгина. художника, который представлялся так: "Леня Пурыгин, художник из Нары. Гениальный". В 14 лет Леня бросил школу, скитался и, как написано в его биографии, "ушел на вольные хлеба". Несколько раз отлежал в психиатрических клиниках, пытался покончить с собой, но свято верил в свою гениальность и в то, что его картины, а так же написанные им романы, могут изменить мир к лучшему.

В общем-то, Леонид был вполне себе арт-неудачником, который поначалу рисовал обычные копеечные пейзажи, а позднее лубок и наивное искусство, но в 1988 две его картины были проданы на московском Сотбисе, и художник сразу приобрел мировую известность. 

После чего попробовал эмигрировать в Америку, вернулся обратно домой, спился и рано умер. Но картины его все-таки, как он и верил, наверное, меняют мир, хотя бы потому, что сейчас стоимость одной на аукционах доходит до десятков миллионов рублей.

Наконец, третий этаж и зал, посвященный Ликам. Здесь это не ожидаемые иконописные святые, а ожившие на полотнах милые лица прекрасных женщин. 

Весь этаж посвящен портретам художника Анатолия Зверева, чьи "головы" висят и в разделе "Морды" первого зала. Но там они страшны, нелепы, трагичны или же некрасивы, а здесь даже сам стиль, золотистые краски, невесомые, легкие мазки меняют настроение на романтический лад.

Анатолий Зверев был "русским Ван Гогом", как его еще называли.

Он появился на свет в 1931 году в Москве. Родители были совершенно простыми людьми: Тимофей Иванович вернулся с Гражданской войны инвалидом и служил бухгалтером, супруга его, Пелагея Никифоровна, была разнорабочей. Всего детей было девять, но до подросткового возраста дожили лишь трое: Анатолий и две его сестры, Тоня и Зина.
После смерти отца было очень трудно, мать тянула изо всех сил. Анатолий же страдал от одиночества и занимал себя самостоятельно. Сам записался в художественные студии в Сокольниках и Измайлове, увлечённо рисовал на уроках в школе.

Постепенно этот мир, где можно раскрасить самыми яркими красками любую серость, полностью захватил его. Правда, дома он понимания не нашёл. Мама, совершенно не понимая, что ей делать с рисованием сына, определила его в ПТУ учиться на маляра. Всё же кисти и краски в этой профессии присутствовали.

После получения диплома Анатолий Зверев был принят на работу в парк Сокольники, где расписывал детские площадки. Позже поступил в художественное училище, откуда его исключили за богемное поведение.

Но вот, однажды его познакомили с Ксенией Асеевой. Но тот момент ей было далеко за 60, а ему около 30-ти лет. За Ксенией в молодости ухаживал Велимир Хлебников, а Маяковский и Есенин были вхожи в дом. Вышла замуж она за поэта Асеева, и, наверное, не могла и предположить, что когда-то к семидесяти годам станет любимой музой для художника.

Этот портрет Зверев написал в день знакомства с Ксенией Асеевой, вот такой он увидел ее и так изобразил. Сквозь морщины и прожитые года он видел в ней молоденькую прекрасную девушку, дарил цветы, приезжал и подолгу вел беседы об искусстве, поэзии и вообще, о высоком.   

А когда буянил и шумел, будучи человеком необузданного нрава и большим любителем приложиться к бутылке, соседи неоднократно предлагали музе вызвать милицию и угомонить забулдыгу, на что престарелая Ксения Михална пылко отвечала "Этот человек - мой любовник!"

А еще этот забулдыга был художником мировой известности. 

Вот с этого портрета кисти Зверева, собственно, началась коллекция музея AZ. Пять лет назад он стоил 5 тысяч долларов, сейчас он стоит уже 30 тысяч.

Так, лица смотрят на морды, а мы смотрим на картины, которые скоро уедут на выставку в Питер.

А в музее AZ будут решать, кому из современных молодых художников отдать премию в миллион рублей, учрежденную основательницей музейной коллекции. Кому достанется заветный миллион, кто настоящий современный гений?

Узнаем совсем скоро.

 

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 216

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют