Рецензия на сериал «Кликбейт»/Clickbait
#новые_критики #кликбейт #clickbait #эдриан_гренье
год: 2021
режиссёр: Тони Айрес
в ролях: Эдриан Гренье, Зои Казан, Финикс Раэй
Привет почтенной публике!
Когда начинает казаться, что в Голливуде совершенно разучились снимать интересное и увлекательное кино, а последний классный проект Netflix почил вместе с конём БоДжеком, судьба преподносит тебе небольшой, но приятный сюрприз. Сериал «Кликбейт», ни в коем случае не будучи шедевром уровня «Breaking bad», тем не менее напоминает зрителю о простой истине — индустрия развлечений в первую очередь должна развлекать клиента. А когда к развлечениям добавляется изрядная доля хорошей, годной социальной критики, получается и вовсе отлично.
Сюжет начинается с портрета типичной американской семьи, в своё время воспетой незабвенным Брайаном Уорнером. Ник и Пия Брюстер — брат и сестра. Ник давно остепенился, у него двое детей-новиопов и чернокожая жена по имени Софи (ибо другую ячейку общества в современной Калифорнии представить себе просто невозможно), ну а Пия, несмотря на свои 35+ лет, всё ещё тусует по клубам в поиске единственного и неповторимого. Как-то во время празднования дня рождения их матери Ник и Пия ссорятся, а на следующий день неизвестные похищают Ника и выкладывают в интернете видео, где похищенный держит плакат с надписью «Я плохо относился к женщинам, когда это видео наберёт 5 миллионов просмотров, я умру».
Полиция начинает поиск, руководит которым детектив Амири — разумеется, перс и правоверный мусульманин, поскольку опять же — Калифорния. Амири, который ещё до начала полицейской операции познакомился с Пией через тиндер, нарушает служебную инструкцию и регулярно подбрасывает ей закрытую информацию, что позволяет сестре вести собственное расследование.
Пия использует своё случайное знакомство с хакером, чтобы создать программу для поиска Ника, и добровольцы, отмечая место поисков на онлайн-карте, сильно экономят время полиции. Вскоре после этого Ника находят мёртвым. Исчезновение Ника и вирусное видео тем временем взрывают интернет, и личная трагедия семьи немедленно превращается в фарс и реалити-шоу. Выясняется, что семья Брюстеров была межрасовой идиллией лишь на бумаге, а на самом деле оба супруга увлечённо изменяли друг другу и собирались разводиться. Настойчивый беспринципный журналист (разумеется, по-совместительству кореец и гей — ну вы поняли, Калифорния) раскапывает факты того, что Ник занимался онлайн-абьюзингом женщин и дело ещё больше запутывается. Тем временем одна из женщин, с которой Ник крутил роман, решает дать подробное интервью жёлтому телеканалу, после чего неизвестные начинают преследовать её.
Первый однозначный плюс «Кликбейта» это наличие смелости реалистично и без прикрас показать животную суть толпы. Практическая психология недаром утверждает, что каждый добавляемый к группе людей индивид заставляет средний IQ группы снижаться как минимум на 5 единиц, и сериал прекрасно демонстрирует слепую ярость безмозглого полипа под названием «общество», которую можно сконцентрировать на абсолютно произвольном объекте с помощью пары статей в масс-медиа. И если в Средние века толпе нужно было собираться где-нибудь в физическом пространстве со своими вилами и факелами, то теперь, получив куда более совершенное информационное оружие, она имеет возможность линчевать, не слезая с дивана.
Масс-медиа нашей онлайн-эпохи подвергаются не менее яростному бичеванию. Выдумывание историй, передёргивание фактов, прямая ложь в прямом эфире — журналюшки не остановятся ни перед чем, лишь бы получить лишние пару кликов. Сериал безжалостно разносит интегрирование социальных медиа в нашу жизнь — выкладывая гигабайты личной информации в открытый доступ, люди потом удивляются откуда у злоумышленников столько козырей?
Также замечательно показана степень отчуждённости и одиночества большинства современных людей. Изголодавшиеся по настоящим человеческим эмоциям, в погоне за несбыточной мечтой вынужденные врать самим себе обитатели красивых домиков постепенно теряют связь с реальностью и крайне агрессивно реагируют на попытки вторгнуться в их личную фантазию.
Опять же, нельзя не похвалить умение сценаристов заставлять сюжет закладывать такие виражи, что любая пилотажная группа асов позеленеет от зависти. Не хочу окончательно приоткрывать тайну, но скажу, что в процессе развития сюжета нам предложат как минимум 4 варианта ответа на главный вопрос, и ни один из них не будет правильным.
Вдоволь нахвалив сериал, позвольте перейти к непременно присутствующей солидной ложке дёгтя. Сама концепция абьюзинга, являющаяся краеугольным камнем сюжета, попросту смехотворна. Ах-ах, мужик возможно встречался сразу с несколькими бабами и, О УЖАС, посмел врать каждой из них, что она единственная и неповторимая. А когда наименее психически стабильная тётка начала угрожать, что схавает упаковку снотворного, если они немедленно не поженятся, и вовсе забанил её на фейсбуке. Тут я вынужден был поставить сериал на паузу и горько разрыдаться. Да как мог этот негодяйский спермобак так жестоко абьюзить чувства нежных невинных цветков лотоса? Если бы он в подпитии орал «Зенит — чемпион!», бил своих любовниц ногами или тушил о них сигареты, это ещё можно было бы понять и простить, но покуситься на ЧуФФства — это уже за гранью добра и зла.
Но смертные грехи отвратительной пенисомрази на этом не заканчиваютсчя — оказывается, работая в колледже, Ник ещё и разок предложил студентке сходить куда-нибудь выпить кофе. Столь ужасающее преступление вообще повергло меня в шок — а если бы девушка согласилась и получила бы непоправимую психологическую травму, связанную с сексуальной фиксацией на фаллосе, вместо того, чтобы вырасти Сильной, Независимой фемолесбиянкой 80го уровня?! Словом, сразу видно, как тяжело живётся бедным угнетённым женщинам в солнечной Калифорнии.
Впрочем, к чести авторов следует признать, что закрутив сюжет в явную СЖВ-сторону, ближе к концу сериала они умудрились развить его в совершенно другом направлении. Куда — смотрите сами, единственное, на что намекну — во всём виноваты, разумеется, белые люди.
Говоря о кастинге, нельзя не похвалить вкус Нетфликса. Актёры подобраны классно, отсутствие ярко выраженных гламурных моделей очень способствует созданию реалистичной атмосферы. Перед нами предстают совершенно обычные люди со своими проблемами, вынужденные противостоять бессмысленному и абсурдному злу, из которого так часто состоит жизнь.
Эдриан Гренье раскрывается перед публикой с новой, очень интересной стороны, искусно создавая образ тонкой камуфляжной сетки с изображённым на ней заботливым отцом и верным мужем, и мириадами тайн, скрытых в глубине. Зои Казан демонстрирует явный творческий рост со времён статистки для постельных сцен с ДиКаприо, своей бешеной энергией и драйвом она подзаряжает каждый кадр, в котором присутствует её героиня. Финикс Раэй весьма достоверен в роли простого копа, отчаянно пытающегося сбалансировать интересы своей карьеры, собственные чувства и моральные принципы.
Итог: на удивление интересный и захватывающий триллер, доведённая до абсурда политкорректность которого придаёт ему неожиданный налёт чёрного юмора. Рекомендую.