НОВЫЕ КРИТИКИ
bitov8080 prosto_chitatel 09.09 в 18:10

Галерея Ильи Глазунова. Музей сословий России

Шел, похожий на летний, прозрачный невесомый дождик. Влюбленные парочки перебегали дорогу, накрывшись куртками, и освещали робким счастьем все вокруг. Ваш покорный слуга влачился к галерее искусств стран Европы и Америки на выставку с заманчивым названием "Музы Монпарнаса" - о женщинах, которые вдохновляли великих на подвиги, а сами незаслуженно остались в тени. Хотелось посмотреть на муз и подвиги, но все билеты оказались раскупленными. Это было странно, но, махнув рукой на странности, алкающий культуры перешел дорогу и вступил во двор огромного Пушкинского музея. Туда не пустили тоже, потому что"билеты закончились, приходите в другой день". То есть, либо влюбленным парочкам захотелось срочно погреться, либо наш народ все больше тяготеет к прекрасному, что не может не радовать.  

И вот, стою я, вся такая внезапная, и совсем рядом вижу голубой особняк в три этажа с надписью "Галерея Ильи Глазунова", а рядом "Музей сословий России". Будь я школьником класса шестого, от перспективы узнать что-то про сословия, могло бы скрутить скулы похлеще килограмма лимонов, но сейчас, крикнув "гей-гоп", лечу туда на крыльях любви - переждать уже нешуточный ливень и слегка подсушиться. Что такое Илья Глазунов для меня? Скорее всего, это ассоциация с монументальной живописью. Эпическими полотнами времен перестройки и рубежа веков, с изображениями святых и политических деятелей. Безусловно, Глазунов это столп и человечище, талант, вместивший в свое творчество очень многое, но признаюсь, для меня стала откровением его коллекция, переданная в дар Музею и городу. Я не то, что не пожалела, что попала туда, я ходила по этажам с великим удовольствием, которым хочу поделиться с вами.

Глазунов не любил слово "коллекционер", говорил, что он просто "собиратель". Я бы сказала, собиратель и в какой-то степени, спаситель нашей всеобщей исторической памяти. Ведь кроме картин, предметов быта, одежды, мебели, литографий, выкупленных у дельцов, он собирал еще и иконы, в буквальном смысле, вынося их из руин или пожаров. Причем, свое начало коллекция Глазунова берет с советского времени, с его студенчества, это где-то пятидесятые годы прошлого века, когда собирательство икон и предметов быта, например, дворян, выглядело, скажем мягко, очень необычно и странно.  

Музей представляет собой большой особняк в три этажа. Автором архитектурного проекта здания, интерьеров, убранства и самой идеи экспозиции является Глазунов. Каждый этаж посвящен жизни одного из трех сословий, которые, как считал художник, представляли собой опору, на которой держалась дореволюционная Россия.  Все предметы - подлинные, это 15й -18й, 19й и начало 20-го веков.

Первый этаж посвящен жизни дворянского общества, которая, по задумке Глазунова, не роскошь и богатство, а служение Отечеству и защита Родины от врага. Вот, в витрине, к примеру, полковое знамя времен русско-турецкой войны, 1877г. 

На стенах картины Сурикова, Бенуа, Рылова, Нестерова, Брюллова, единственно, комнаты огорожены, и фотографируешь издалека, но все равно очень красиво и даже, я бы сказала, торжественно. 

Все костюмы подлинные, но мало того, к каждому художник сам рисовал эскизы, и все "господа и дамы" выполнены специально для экспозиции, почти как живые. Иногда заходишь в зал и вздрагиваешь.

Отдельная комната посвящена торжественным коронациям государей Российского престола: подлинные грамоты о вхождении на престол Александра Третьего, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны:

Здесь же витрина с работами мастеров Строгановского художественно-промышленного училища, конец 19-го века, Санкт-Петербург и ларцы мастеров Великого Устюга, вторая половина 17-го века:

"Апокалипсис толковый лицевой", третья четверть 19-го века, Русский Север:

Комната с камином и статуэткой:

Почему-то я зависла возле этих портретов, но в распечатанном для туристов указателе именно про эти картины ничего не было.

- Это вот граф Орлов в халате, - поспешила ко мне хранительница комнаты, - у нас не уместилась стена в указатель, я вам так расскажу. Значит, Орлов в халате, дальше неизвестная неизвестного художника, а вон тот, это герой войны 12-го года, адмирал Чичагов. 

И сразу, как живые, взглянули на меня Чичагов Павел Васильевич, воевавший в войне двенадцатого года, при этом прослывший невозможным англофилом, а по воспоминаниям военачальника Ланжерона и вовсе "..голова его ежеминутно изобретала новые проекты, а проекты эти, обыкновенно вздорные и неприменимые, надо было проводить в исполнение сию же минуту". И граф Орлов, преданный трону и Екатерине, веселый гуляка и отважный военный.  Но больше всего мне нравится, когда на картине написано "неизвестные" - люди, обстоятельства, и можно только гадать, кто они, как жили и кому улыбались, позируя. Вот еще одна неизвестная неизвестного же художника, картина "Дама с корзиной роз", фламандская школа, середина 17 века:

Анфилада комнат первого этажа заканчивается большим залом с портретами российских правителей разных времен:

А дальше нужно пройти и подняться на второй и третий этажи, которые, соответственно, посвящены быту крестьян и священников, а точнее, церкви. Я почитала отзывы посетителей, все пишут, что наиболее сильное впечатление оставил у них этаж номер три, где "живут" и справляются с тяжелой жизнью крестьяне. Где они ухитряются из подручных средств сотворить такие произведения искусства, как расписные сани, кружевные наличники, колокола, замки и резные засовы, шали и платки, тканые скатерти и еще много всяких чудес. Вот и позвольте я продолжу третьим этажом, чтобы после перейти на второй. 

Освоившись в избе, замечаешь, что мамаша, как водится, пашет у мартена, детки резвятся, а отец расположился на лавке, ожидая угощений в виде щец да хлеба, что ж...Идем дальше. На стене картины, в которых мастер, словно построил настоящие домик, горку и церкви. Все это объемное. 

И здесь объемные деревья, поля, луга и домики: 

Вы еще не устали? Сейчас взбодримся, потому что в следующей комнате сразу у входа стоит ОНА. В прекрасной шали, ладном платье с милой улыбкой предлагает не робеть. 

Мы не робеем, смотрим вокруг, здесь на самом деле есть на что посмотреть. Вот прялки. Если присмотреться, можно увидеть, что на одной отломан зубец. Это существовала такая традиция - если парню нравилась девушка, он незаметно отламывал такой зубец, после чего родне стоило в скором времени ждать сватов. А вот на соседнем фото отломаны уже два зубца, видимо, девушка приглянулась сразу двум молодцам. 

Посмотрите, какие миниатюрные зеркальца, пряжки и гребни. Заглядение:

Третий этаж полон красавиц, каждая в своем, особенном наряде, по которому раньше можно было точно сказать - к какой губернии относится одежда. Праздничная и повседневная, для молодых девушек и замужних женщин. Здесь представлены наряды Новгородской, Орловской, Тамбовской, Воронежской, Архангельской, Пензенской губерний.

Теперь можно спуститься на второй этаж. Странно, но ни наряды, ни кокошники, ни сани с шалями, ни блестящее убранство первого этажа и блеск придворных костюмов, ничего из этого не заставляет сердце биться, а вот что заставило остановиться и смотреть - это второй этаж, самый, на мой взгляд, сильный и запоминающийся. Иконы. Причем, в мирной жизни не сказать, что я апологет православия, люблю я рысаков и хруст французской булки, но, если вам не помешают расстояния и нехватка времени, приходите сюда сами и проверьте - что вас захватит больше всего. Меня захватило вот это:

Я представляю, как они приходят в храм, а он смотрит на них этим всезнающим пронзительным взглядом. Бабы воют, мужики молча валятся на колени и молятся, просят, кричат, а после, просветленные, словно омытые водами тысячи рек, выходят на улицу и идут домой, по дороге прикидывая, нальет ли кума, если зайти невзначай, и что делать с прохудившейся крышей.  Спас Нерукотворный, вторая половина 17-го века, Поволжье: 

Страшный суд:

Фрагменты с перечислением грехов:

А здесь явственно видно "огненая, зело страшная"

Само оформление второго этажа:

Редкие для православной традиции деревянные изображения Христа и святых:

А это святой старец Нил Столобенский. Рано осиротевший крестьянский сын, который воспитывался в приходе и позже испросил благословения на подвиг отшельничества. Жил на острове близ реки Селигер, где в келье вместо лежанки вбил в стену два крюка, на которые иногда позволял себе опираться, чтобы отдохнуть: 

В описании к этой иконе сказано, что образ прежде всего выделяется богатым одеянием святого и панагией (нагрудный медальон -икона), а мне кажется, он выделяется своим добрым лицом и взглядом. Морщины в точности, как у дедушки, который много удивлялся, радовался и переживал.  "Николай Чудотворец", Русский Север, 17-й век

Нашлась и здесь моя радость - "неизвестная" святая неизвестного мастера с Балкан. 

Ниже сфотографированная с разных ракурсов "Богоматерь Одигитрия (Смоленская)", первая четверть 18-го века, Поволжье. Хотела поймать игру света, чтобы были видны переливы мельчайших бусин бисера и кусочки фольгированного металла, которыми украшен образ. 

Это мебель, выполненная по эскизам В.М.Васнецова, конец 19-го начало 20-го века:

Фрагмент:

Икона "Спас в силах",  16-й век. Стало интересно, что такое "в силах",  прочитала вот что:

Геометрические фигуры из которых выстроена композиция представляют собой Вселенную, где центр – это Спаситель Иисус Христос. Он находится в спасительном огне, обозначенном на иконе в виде красного ромба. Бесконечность бытия заключает в себе овал, синий – сфера Небесного Царствия, символ духовности. Земля на иконе Спас в силах изображается в форме красного квадрата. В этой равносторонней фигуре четыре угла служат символом четырех стихий, из которых строится планета: воздух, вода, земля и огонь.

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-spas-v-silah

Впервые увидела икону "Не рыдай мене, мати", 1560-80-е гг. Мамочка, вот ты обнимаешь меня, плачешь, рыдаешь, а ты не плачь, не горюй, родная. Хоть я уже и по пояс в гробу, все будет хорошо, вот увидишь, - краткий авторский пересказ смысла.  

Необыкновенно красивая Богородица:

Потом идешь, идешь и упираешься в дверь, за которой дворик:

Выходишь на улицу, но мысленно все еще там, в 16-м веке, и то ли смотришь с иконы пришельцем из далекого будущего, то ли валяешься на полу подле.

Заходишь в храм и поднимаешься на самый, самый верх, откуда видно весь город и даже почти всех вас)

Ладно, вас, конечно, не видно, как не видно и экспозицию соседнего Пушкинского, куда мы с вами пойдем в следующий раз. Когда билеты будут. А пока резюмирую все сказанное цитатой из интервью Ильи Глазунова:

И я горжусь, что моя галерея — самая посещаемая. А на так называемое современное искусство, где иконой является Черный квадрат Малевича, ходит очень мало народу: это никому не интересно.

Искусство должно быть понятно, дорого, и тогда оно демократично. А если оно непонятно, не надо говорить, что русское быдло в нем не разбирается. Мы все отличаем искусство от неискусства.

Источник: https://www.pravmir.ru/ilya-glazunov-glavnoe-vospitat-volevuyu-veruyushhuyu-elitu/

Напоминает рассуждения литераторов о настоящей литературе и ее поделках) Простите, что иногда показываю и современное искусство тоже, мне-то все нравится. 

Спасибо всем за осилили, до новых встреч. 

 

#imhoch #новые_критики #быт_сословий #галерея_глазунова #битва_этажей

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют