Рецензия на сериал «Коса»

год:2021
режиссёр: Игорь Волошин
в ролях: Линда Лапиньш, Александр Горбатов, Анна Синякина, Игорь Ветров, Василий Михайлов 

Привет синефилам!

Говорят, что всё новое это хорошо забытое старое, а история циклична. Можно дискутировать о том, относится ли данная максима к абсолютно всем историческим процессам, но в области массовой культуры принцип работает железно. Примерно раз в пять лет Голливуд накрывает волна мистики, ужастиков и жизнеописаний маньяков, ну а чуткие российские подражатели с задержкой в год-два старательно копируют лучшие образцы. Омажи или даже банальные заимствования у отечественных авторов всё чаще и чаще выходят весьма достойными (немедленно вспоминается недавний «Пищеблок»), но интересно, получился ли годный синтез элементов «Декстера», «Твин Пикса» и «Красного дракона» у авторов «Косы»? 

Сериал начинается с перечисления наград, полученных им на различных международных фестивалях. Я сразу вспомнил как в «Мёртвых душах» портной написал у себя на вывеске «господин из Лондона и Парижа», но да ладно, продюсерам можно простить небольшое тщеславие. Сюжет же закручивается весьма многообещающе: в Калининградской области, на Куршской Косе, находят труп молодой девушки. Неизвестный, угостив малышку вискарём, аккуратно вспарывает косой ей живот от груди до лобка — всё в лучших традициях Cannibal Corpse — оставляет в руке трупа цветок и с жутким хохотом исчезает в ночи. Выясняется, что данный случай в Восточной Пруссии был далеко не единственным, и в конце 90-х маньяк, которого прозвали Жнецом, уже успел собрать урожай из дюжины девушек, и настолько обнаглел, что даже названивал на ток-шоу, чтобы разъяснить публике свои философские взгляды.

Резонансное дело поручают следователю Еве Кайдас (что, кстати, странно — рядом Литва, но фамилия у героини эстонская, а актриса так и вообще латышка, хотя в принципе, это одно и то же), а московский телеведущий Роман Рахманов, на ток-шоу которого маньяк и звонил 20 лет назад, услышав новость, загорается желанием таки распутать клубок тайн, бросает все дела, беременную жену, приезжает в Калининград и начинает вести собственное расследование, которое постепенно перетекает в сотрудничество, а затем и роман со следачкой. Тем временем таинственный незнакомец начинает следить за самой Евой, и постепенно становится всё менее понятно, кто же в этой запутанной игре охотник, а кто дичь...

Казалось бы, пусть и не «Декстер», но все задатки для приличного мистери-сериала налицо. Авторам бы проявить хоть чуточку сдержанности и самоконтроля, но, как и положено на Руси, получив установку молиться, о сохранности лба можно сразу забыть. Очевидно, вспомнив, что в классическом «Молчании ягнят» доктор Лектерас критиковал Клариссу Старлинг за плохой вкус в одежде и дешёвые туфли, авторы решили лечь костьми, но сделать из Евы Кайдас звезду гламура.

Судите сами: как и положено любому рядовому российскому провинциальному следователю, Ева живёт скромно и без изысков — стильный дизайнерский эко-домик примерно за четверть лимона отнюдь не рублей в полусотне метров от моря, слегка потасканная фигура, тем не менее всё ещё словно сошедшая с обложки журнала о фитнесе 40+, опен-айр джакузи и классический Корвет Стингрэй 70х в качестве авто выходного дня. Ну и маленький штришок — поправьте меня, служившие, но, если мне не изменяет память, револьвер калибра.357 магнум явно не значится в списке табельного оружия СК РФ. Словом, глядя на гламурную крутизну капитана Евы, немедленно вспоминается Солженицын: «...блатной всего добивается в жизни — у него есть луковица (часы), курит он только «Казбек», его прохоря начищены до блеска...» Кстати, материалы уголовного дела Ева предпочитает читать стоя на голове, а питается исключительно пиццей — видать, богине фитнеса быстрые углеводы нипочем. 

Разумеется, образ крутого, гламурного мента уже успешно успешно эксплуатировался в том же «Полицейском с Рублёвки», но творение ТНТ было ярко выраженной комедией положений, а «Коса» претендует на звание серьёзного произведения. Впрочем, чёрт с ним, гламур и вельми стразовый блеск героини можно отнести к неизбежным последствиям широты русской души. Куда менее приятно наблюдать желание авторов непременно включить в сериал феминистскую повесточку. Разумеется, главная проблема героини — ах, ах, работа меня слегка утомляет, но я как Сильная, Независимая Женщина всё равно буду продолжать бороться за всё хорошее, потому что это Мой Выбор. Ну а дальше всё идёт ещё веселее. Капитан Кайдас ведёт себя как и положено настоящему профессионалу — хамит и угрожает всем подряд, включая коллег, избивает мирных граждан, ломает их имущество, подкидывает наркотики подозреваемым, сама курит траву за рулём — и всё, разумеется, сходит ей с рук. Впрочем, учитывая, что сценарий для сериала писала девочка, всё могло быть куда хуже.

Но даже при таком отношении к людям вокруг Евы увивается некоторое количество воздыхателей. Я, может быть, открою тайну для авторши сценария, но основная, генетически детерминированная причина, по которой мужчина общается с женщиной это перспектива секса. И одно дело — ломаться и строить из себя недотрогу, а совершенно другое — быть настоящей волчицей. Очевидно, от острого ума уважаемой авторки ускользнул тот факт, что мужики тоже не полные идиоты и, увидев такое, плюнут и пойдут искать где попроще.

Хотя, есть у главгероини также и полезные для работы способности, а именно, умение вызывать видения с подробностями нераскрытых преступлений, вроде того, как было у Джонни Деппа в фильме «Из ада». Только в отличие от героя Деппа, который для общения с тонкими материями потреблял опиум напополам с абсентом, Сильная, Независимая Ева просто обладает Женской Интуицией (ТМ).

Впрочем, жизненные персонажи и логика развития сюжета это далеко не всё кино. Зачастую стиль, атмосфера и визуальное исполнение картины перевешивают недочёты сценаристов, как это было, например, в той же «Алите» Спилберга. Увы, но и тут авторы «Косы» попали в молоко. Да, панорамы Куршской Косы прекрасны, многие ракурсы интересны, но при просмотре я никак не мог отогнать от себя мысль, что режиссёр так сильно старался непременно снять стильное произведение, что в итоге довёл свои потуги до уровня китча. Господа, зачем каждый раз изобретать велосипед, если проверенный временем синий светофильтр сразу даёт +10 к нуарности? Неужели все уже забыли хрестоматийную «Расплату» Гибсона? В каждый кадр «Косы» впихнуто такое количество эффектов, что создаётся стойкое ощущение, что школьника научили баловаться с Sony Vegas и он на радостях решил попробовать все возможные фильтры, размывки, резкую смену кадров и прочие красивые кнопочки, чтобы показать одноклассникам, какой он крутой. Те, кто в 90е смотрел «Return to the Matrix» — найдите десять различий. 

Та же беда с музыкой — никто не спорит, что саундтрек способен трансформировать любую сцену, делая её поистине незабываемой, но бюджетным исполнителям стиля buttrock, музыка которых обильно используется в фильме, далеко до Ханса Циммера. 

Также безумно раздражает истерическое поведение большинства персонажей — создаётся впечатление, что процентов 70 населения Калининградской области либо психопаты, либо наркоманы, а иногда и то и другое одновременно. Хотя кто знает, может виновато тлетворное влияние столь близкого Евросоюза? 

Самое смешное в том, что уж кто-кто, а столь опытный продюсер, как Цекало, умеет снимать действительно классные мистически-детективные сериалы — такие как «Обратная сторона луны», не теряя русской самобытности и умудряясь обходиться без богомерзких СЖВ-элементов. Увы, но на этот раз он, очевидно, отдал приказ режиссёру снять модно, стильно, молодёжно, а сам немедленно пошёл за пивОм.

Говоря об игре актёров, нельзя не похвалить Линду Лапиньш за талант создать крайне отталкивающий образ совершенно отмороженной стервы — это прям Ходченкова на стероидах, минус внешка. Ей бы ещё в руки плакат «My body — my choice!» и можно смело посылать на любой протест феминисток. Недаром, ох недаром её игра удостоилась высших похвал на фестивалях в Нью-Йорке и Берлине. Александр Горбатов замечательно изображает совершенно безответственного человека, журналистские амбиции которого заставляют мужика под 50 вести себя подобно 14-летнему пацану, а Анна Синякина весьма достоверно изображает его несчастную жену. Ну и статисты в целом не подкачали.

Итог: приличный, смотрибельный детективный сериал для тех, у кого нет аллергии на претенциозность и навязчивую политкорректную повесточку.

 

#imhoch #новые_критики #коса #волошин

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 698

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют