НОВЫЕ КРИТИКИ

Рецензия на сериал «Контейнер»

#новые_критики #контейнер #российский_сериал #свешников #акиньшина #филипп_янковский

год: 2021
Режиссёр: Максим Свешников
в ролях: Оксана Акиньшина, Филипп Янковский, Мария Фомина, Артём Быстров 

 

Почтенной публике — здравствовать и радоваться!

В последнее время всё чаще замечаю, что Оксана Акиньшина в области диверсификации актёрской карьеры стремительно превращается в отечественный гибрид Скарлетт Йохансон и Самуэля Л. Джексона. Куда не плюнь, везде Акиньшина — то взрывает мозг зрителя в «СуперБобровых», то спасает инопланетянина в «Спутнике», то динамит героя-пожарного в «Чернобыле», словом, без дела не сидит.
На этот раз сияющий меч критики сверкнёт красным лучом над социальной драмой «Контейнер», рассказывающей нам о жизни российской суррогатной матери.

Главная героиня сериала — Александра Грачёва — женщина с тяжёлой судьбой (ТМ), в которой, разумеется, нет ни капли её собственной вины. Будучи ярко выраженной интеллектуалкой, в юности Саша связалась с неким 19-летним гопником и родила в возрасте 14 лет, после чего её принц закономерно поехал на зону по далеко не самой почётной статье. 
Мать Саши, стремясь спасти остатки репутации дочки, оформила ребёнка как своего, и вся семья переехала из провинции в Москву. Однако, как говорят мои любимые реднеки, девочку можно забрать из трейлер-парка, но трейлер-парк нельзя выковырять из девочки. Саша и в дальнейшем не пожелала встать на путь истинный, поэтому к моменту начала действия сериала, будучи в возрасте 28 лет, ничего кроме средней школы не закончила и лучшей карьеры, чем предоставление услуг суррогатной матери, для себя не нашла. Также наша героиня подрабатывает, мастурбируя на камеру в веб-чате (ясное дело, на фоне архетипичного ковра на стене), правда, чаевые там выходят совсем несерьёзные — 1000 рублей за сеанс. Жаль, что никто из знакомых не рассказал ей про OnlyFans — она бы там озолотилась, глядишь, и не пришлось бы заниматься сдачей в долгосрочную аренду детородных органов. 
Впрочем, финансовые проблемы Саши быстро отходят на второй план, поскольку с зоны неожиданно освобождается Игорь — отец её ребёнка, который решает воссоединиться с семьёй максимально агрессивным способом. Для затравки Игорёк немедленно грабит, насилует и убивает рандомную девку, избивает соседа Саши, причём везде оставляя свидетелей и ДНК — наверно, соскучился по баланде — а затем начинает преследовать свою бывшую.

Одновременно на Сашу выходит Марина — сверхбогатая биологическая мать её ребёнка, отец которого — ажно заместитель министра экономического развития РФ, и делает ей интересное предложение. Поскольку Марина волнуется, что её элитное дитя, которое вынашивает Саша, недополучит витаминов, физически находясь в Химках, она предлагает нашей героине пару месяцев пожить на Рублёвке под присмотром лучших специалистов, получив за это солидный бонус. Свободолюбивой Саше не особо хочется добровольно лезть в золотую клетку, но когда Игорь начинает вплотную подбираться к ней и её дочке, она решает принять предложение, оказавшись в итоге между Сциллой, представленной психопатом-уголовником, и Харибдой в лице не менее отмороженной светской дамы. Впрочем, и у семьи замминистра имеются свои проблемы — сам он регулярно изменяет жене, а его дочка от первого брака увлечённо нюхает кокаин прямо под объективами скрытых камер ФСБ, что даёт прекрасную почву для шантажа папы. И вокруг всего этого чада угара кружится Игорь, по мере сил делая гадости всем подряд и спутывая карты. 

На первый взгляд, сама концепция сериала выглядит весьма перспективно, а первые эпизоды с участием Игоря и вовсе напомнили о злодее из классического «Cape Fear» в исполнении ДеНиро. Однако подобно Ивану Бездомному, которого подвело либо отсутствие таланта, либо полное незнание предмета, авторы сериала почему-то всеми силами стараются свести действие к натуральному театру абсурда. Главная героиня, не пытаясь хоть на секунду включить мозг, раз за разом выбирает самое глупое и неэффективное решение своих проблем, что портит всё впечатление от просмотра.
К примеру, несмотря на умудрённость опытом, Саша постоянно сдаёт позиции перед своим бывшим — соглашается на встречу, уговаривает избитого соседа не писать заявление, даёт уголовнику крупную сумму денег, а потом удивляется, что вымогатель приходит снова и снова. Всё-таки плохо Саша в школе училась, раз не знакома с цитатой классика: «если раз заплатишь викингам dane-geld, от датчан больше не избавишься». 
Мало того, даже когда прозорливый замминистра догадывается о том, что у Саши проблемы и напрямую предлагает свою помощь, она упорно отказывается. 

Также сосредоточиться на драматизме ситуации безумно мешают многочисленные эпизоды интеллектуального выяснения отношений, позаимствованные прямиком из шоу «Дом-2». Зритель, несомненно, оценит глубокие диалоги о планах юной дочки Саши продать свою девственность — ой, не смешите мои тапочки, вы всерьёз надеетесь, что зритель поверит, что у современной 14-летней девочки она таки есть? Разумеется, для пущего погружения в атмосферу российской действительности просто необходимы сцены, в которых мать Саши регулярно сетует, мол, как же так, доча, почему не закончила институт и не стала учительницей, на что Саша гордо и независимо отвечает, что, может, я всю жизнь хотела стать проституткой. Тут, я кстати, не увидел противоречия — как мы видим на примере сериала «Физрук», вести беспорядочную половую жизнь, извлекая из процесса материальную выгоду, безо всяких проблем можно и являясь учителем.
Ну и разумеется, голубая мечта и основная цель жизни Саши это покупка домика в Испании, ради чего она, собственно и портит себе фигуру неоднократными суррогатными беременностями. Сразу возникает вопрос — а что будет там делать человек, не имеющий не образования, ни опыта работы? Очевидно, заниматься проституцией, но стоит ли ради этого уезжать из России? Плохо, совсем плохо у нынешнего поколения с патриотизмом — вон, всего 20 лет назад Данила Багров волевым решением возвращал столь ценный ресурс как Даша/Мэрилин на Родину, а нынешним, понимаешь, лишь бы разбазаривать.

В начале рецензии я недаром упомянул жанр социальной драмы, поскольку при просмотре я постоянно испытывал deja vu, воскрешая в памяти творчество Содерберга или один из многочисленных «Если бы стены могли говорить» с их надуманными и искусственными проблемами. Ведь одно дело — сопереживать героям, страдающим под давлением объективных обстоятельств, и совсем другое — наблюдать идиотов, раз за разом наступающих на заботливо положенные ими самими грабли. 
При этом нельзя не отметить наличие значительного количества удачных моментов в сериале, в частности, авторы очень реалистично показали особенности психологии элиты, подобно Марии-Антуанетте демонстрирующей глубокое понимание вопросов, связанных с булками и хлебом, да и положение Саши на Рублёвке явно перекликается с «Догвиллем» фон Трира. Но российское ТВ не было бы российским, если бы не попыталось завлечь зрителя эротикой уровня начала 90-х. На голую Акиньшину в душе и постельных сценах авторы явно не поскупились хотя удовольствие это сильно на любителя. Позволю себе заметить, что в своё время тот же Хайнлайн куда интереснее освещал проблемы суррогатных матерей без использования дешёвых приёмов. 

Говоря об актёрском составе, язык не поворачивается назвать Акиньшину плохой актрисой, но совершенно безблагодатная роль полной дуры никак не даёт ей развернуться. Впрочем, расхаживать по экрану с каменным лицом, произнося односложные фразы, у неё получается неплохо. Куда более в этом смысле повезло Марии Фоминой, играющей роль Марины — образ избалованной и закомплексованной твари вышел крайне жизненным. Филипп Янковский вполне убедителен в роли замминистра, а Артём Быстров и вовсе преподнёс приятный сюрприз — Игорь в его исполнении получился на редкость злобным и омерзительным.

Итог: интересное творческое переосмысление сериалов «Богатые тоже плачут» и «Беременная рабыня Изаура», щедро приправленное отечественной максимой «не мы такие, жизнь такая». Вполне смотрибельно.

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют