НОВЫЕ КРИТИКИ

Екатерининский парк (г. Пушкин)

#новые_критики #пушкин #екатерининский_парк #прогулка

Каким-то чудом к нам в Питер занесло хорошую погоду. Поэтому в среду и четверг до обеда я сбегал, предательски бросив сайт на товарищей по редакции. В среду я поехал погулять в Пушкин — по Екатерининскому парку. Будет много фото и пояснения, куда же без них в разделе ИМХОЧ. Но в основном будем любоваться парком, ибо он прекрасен. 

Вошел через Орловские ворота — которые почему-то не сфоткал, осёл. И припарковаться удалось прямо у входа — просто шикарно. Идём в парк.

Башня-руина 

В сюите памятников русско-турецкой войны, возведенных в Екатерининском парке, выдающееся место принадлежит монументальной и эффектной Башне-руине, символизировавшей падение Оттоманской Порты.

Зодчие второй половины XVIII века понимали и ценили красоту живописных развалин античных и готических сооружений. Они возводили в пейзажных парках искусственные руины, придававшие парковым ландшафтам особую живописность. Такие руины украшали парки окрестностей Петербурга, подмосковных усадеб, многих дворцовых резиденций Западной Европы.

Башня-руина в Екатерининском парке, построенная по проекту Фельтена, — один из первых образцов подобных сооружений в русском паркостроении XVIII века.

© http://landscape.totalarch.com/tsarskoe_selo/catherine_park/tower_ruin

Виттолов мост

В верхней части парка в 1772-1774 годах была сооружена плотина с вододелителем — Виттолов мост (архитектор Василий Неёлов, инженер Иоганн Герард). Она регулирует поступление воды в водную систему парка из Виттолова канала.

Мраморный мост

Мраморный мост в Екатерининском парке Царского Села представляет собой колоннаду, установленную на гранитном основании, с расходящимися лестницами с обеих сторон. По сторонам большой и пологой центральной арки расположены малые полуциркульные арки. Верхняя часть моста образована двумя квадратными в плане павильонами, поставленными над арочными пролетами. Павильоны связаны друг с другом колоннадой из легких и стройных ионических колонн. Промежутки между их пьедесталами оформлены балюстрадами из фигурных балясин.

Мост поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с несколькими прудами, вырытыми в 1769–1770 годах. Здесь был искусственно создан архипелаг из семи островков, на которых в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти острова и пруды по сей день сохраняют название Лебяжьих.

Образцом для Мраморного моста, сооруженного по модели В. И. Неелова, послужили мосты в английских парках — Уильтоне, Стоу, Бате, созданные на основе известного проекта А. Палладио. Возможно, эта постройка явилась также одним из результатов командировки Нееловых в Англию, где они, видели такой же мост в имении лорда Пемброка в Вильтоне.

Мостик Неелова отличается от палладианских мостиков простотой, четкостью композиции, отсутствием лишних деталей, а также необычайной легкостью, воздушностью, которой способствовало применение полированного светло-серого горноошитского мрамора. Это обусловило еще одно название моста — Сибирская Мраморная галерея.

© https://zen.yandex.ru/basilius3

Павильон Турецкая баня

На небольшом полуострове находится павильон «Турецкая баня» построенный во времена Николая I архитектором Монигетти. Предполагалось построить «традиционную турецкую баню-хамам с Кофейной, Диванной, с фонтаном посередине и балконом, Раздевальной, Большой баней — круглым залом с куполом (обязательным элементом хамама, позволяющим каплям горячей воды, образованной паром, стекать по стенам) и нишей с переходом в Малую баню и Горячую баню с разными температурами».
И несмотря на то, что сметы были урезаны, и проект значительно упрощен, павильон получился удивительно привлекательным.

Прямо напротив бани, посреди Большого пруда - Чесменская колонна

Ha тeppитopии Eкaтepининcкoгo пapкa пpямo пocpeдинe Бoльшoгo пpудa вeличecтвeннo вoзвышaeтcя Чecмeнcкaя кoлoннa — мoнумeнт, вoздвигнутый пo пpoeкту apxитeктopa A. Pинaльди в 1778 гoду в чecть пoбeды pуccкиx вoйcк нaд туpкaми в Чecмeнcкoм cpaжeнии. Caмo жe мopcкoe cpaжeниe пpoизoшлo в 1770 гoду у пoбepeжья Cpeдизeмнoгo мopя вo вpeмя Pуccкo-Tуpeцкoй вoйны, пpoдoлжaющeйcя c 1768 пo 1774 гoд. Пoбeдa дocтaлacь pуccким нeлeгкo, пocкoльку кopaблям нeoбxoдимo былo coвepшить дaльний пoxoд из Бaлтийcкoгo мopя в вoды Cpeдизeмнoгo. Oднaкo этoт пepexoд, длящийcя нa пpoтяжeнии шecти мecяцeв, зaвepшилcя уcпexoм. Bce 17 cудoв, вышeдшиe в путь пoд кoмaндoвaниeм гpaфa Г. Opлoвa и aдмиpaлa Г. Cпиpидoнoвa, coвepшили плaвaниe вoкpуг вceй Eвpoпы и вcтупили в бoй c cудaми туpeцкoгo флoтa, нaxoдящимиcя в буxтe Чecмa. B peзультaтe пpoтивник, флoт кoтopoгo cчитaлcя oдним из нeпoбeдимыx, был вынуждeн пуcтитьcя нaутeк. Этa иcтopичecкaя пoбeдa cтaлa пepeлoмнoй в xoдe вceй pуccкo-туpeцкoй кaмпaнии.

© https://spbhi.ru/showplace/prigorody/pushkin/ekaterinisky-park/chesmenskaya-kolonna.html

Павильон Пирамида

Пирамида сооружена повелением Екатерины Великой в 1771 г. архитектором В.И.Нееловым. В 1773 году по углам пирамиды были поставлены мраморные колонны, от которых уцелели только основания, их хорошо видно на снимке. У пирамиды погребены любимые собачки Екатерины: Сир Том-Андерсон, Земира и Дюшес.

Левое фото - Малая пристань.

Гранитная терраса

На широкой площадке, образовавшейся на месте Катальной горы, в начале 1800-х годов было решено создать гранитную террасу по проекту Л. Руска, созданному им в 1809 году. Гранитная терраса смотрит на Большой пруд. Стены террасы также сделаны из розового гранита, ниши в которых обрамлены серым гранитом. Луиджи Руска хотел украсить террасу двумя статуями из мрамора, но его замысел не был воплощен в жизнь. На постаменты колонн были установлены копии скульптур Венеры, Апоксиомена и Фавна с козленком. Статуи были отлиты в мастерской Академии художеств методом гальванопластики. Этот способ был открыт русским ученым-физиком Б. Якоби. Скульптуры сохранились до наших дней и стоят на своих прежних местах. 

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков перед Гранитной террасой были разбиты цветники. В наше время эта идея также нашла свое воплощение и реализована была по проекту архитектора Т. Дубяго.

© https://pushkin.ru/encycl/parks/granitnaya-terrassa.html

Цветники действительно красивые. Сейчас осень, но всё равно газон выглядит прекрасно. А вот летом — вообще огонь.

Пандус

Пандус образуется на семи постепенно понижающихся сводах и трех пилонах. Над замковыми камнями сводов высечены маски древних богов. Через два года строительство Пандуса было завершено, руководил все время процессом архитектор И. Неелов, помощник Камерона. По обеим сторонам спуска установлены бронзовые статуи муз: Мельпомены, Каллиопы, Эвтерпы, Терпсихоры, Полигимнии и других. Поэтому в XVIII веке пандус называли лестницей богов. Внизу, у входа, стояли две огромные бронзовые вазы.

 При императоре Павле бронзовые статуи были вывезены в Павловск, а вернул их на свое прежнее место любимый внук императрицы Александр I. В конце строительства на пандусе были установлены решетчатые железные ворота, простоявшие до середины XIX столетия. В 1811 году Пандус передвигали в связи с построением вблизи Висячего сада Гранитной террасы. Рядом с Гранитной террасой шла широкая прямая аллея, которая сегодня называется Рамповой. Цель такого передвижения — совмещение направления Пандуса с направлением Висячей аллеи. Во второй половине XIX века Александр II распорядился заменить ворота Камерона новыми воротами, которые и сохранились до наших дней.

© https://pushkin.ru/encycl/parks/visyachie-sadyi.-pandus.html

Камеронова галерея

Галерея получила название по имени своего архитектора Чарльза Камерона. Расположена она на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. Идея строительства камероновой галереи принадлежит Екатерине II. Строительство галереи началось в 1784 году и закончилось в марте 1787 года. 

Собственный садик

Собственный садик сочетает в себе элементы регулярного и пейзажного садово-парковых стилей и представляет интерес как пример устройства и планировки дворцовых интимных садов середины 19 века. В 1856 году часть пейзажного парка со стороны Зубовского флигеля Екатерининского дворца, включая остров с Концертным залом и Большой луг, отгородили невысокой чугунной решеткой с калитками и тремя воротами с бронзовыми золочеными украшениями.

В 1865 году по указанию императора Александра II на месте открытого луга был устроен фонтан с восьмигранным бассейном и высокой вазой, изготовленной из каррарского мрамора на Петергофской гранильной фабрике. Вокруг фонтана распологался живописный цветник, проложены извилистые дорожки, а их обочины украшены скульптурами. Фонтан стал композиционным центром нового интимного сада, который стали называть Собственным садиком. Тогда же построили перголу – коридор в итальянском стиле, увитый зеленью, – которая разделила Большой луг на две части (Кагульский обелиск и зеленый луг). 

Южный фасад Зубовского флигеля Большого Царскосельского дворца выходит на собственный садик. На втором этаже находили аппартаменты Екатерины II, а на первом жили фавориты императрицы. Позднее здесь находились личные комнаты императора Александра II. В годы Великой Отечественной войны эти помещения были разрушенные и пока не восстановлены.

© https://pushkin.ru/encycl/parks/sobstvennyiy-sadik.html

Нимфа со всех сторон

Пергола – коридор в итальянском стиле, увитый зеленью.

Кагульский обелиск

Екатерининский дворец

Строительство дворца началось в 1717 году, и на протяжении почти 300 лет он является главной достопримечательностью города Пушкин и вместе с Екатерининским парком занимает центральную его часть. Первым привлеченным архитектором был Иоганн-Фридрих Браунштейн. К 1724 году дворец представлял собой двухэтажное небольшое здание, и получил название «каменные палаты Екатерины I».

Во время царствования Елизаветы Петровны дворец решено было расширить. Реконструкция здания началась с 1743 года и продолжалась 13 лет, в течение которых один архитектор сменял другого. В 1748 году Франческо Бартоломео Растрелли занимает должность главного архитектора Царского Села. Возглавив строительство Екатерининского дворца, Растрелли первостепенное значение придавал перестройке галерей из дерева в полноэтажные конструкции. Благодаря его работам дворец стал первым местом в России, где протяженность анфилады равнялась длине всего здания. Одновременно с дворцом закладывались парки. Пейзажный парк стал частью панорамы, а регулярный был заложен уступами на склоне в виде террас. 

В годы Великой Отечественной войны большая часть отделки дворца была уничтожена и разграблена, в том числе и знаменитая Янтарная комната. Сегодня же благодаря колоссальному труду ученых и реставраторов многое восстановлено. Из 58 помещений дворца, разрушенных в годы войны, восстановлено 32.

© https://pushkin.ru/encycl/palaces/ekaterininskiy-dvorets.html

Павильон Верхняя ванна

В 1777 году при перестройке церковного флигеля Екатерининского дворца баня императорской семьи, расположенная в нем, была разрушена. Поэтому началось строительство новой бани, которая так и называлась – Новая баня. Строительство вели отец и сын Нееловы. На берегу зеркальных прудов они возвели изящный павильон, почти лишенный декоративных украшений. Красота его достигается за счет удачных пропорций основного корпуса зданий и трехгранного выступа (ризолита), обращенного в сторону пруда. Павильон  был построен в стиле раннего классицизма и расположен на берегу Зеркального пруда. Особенно красивый вид на павильон открывается с центральной аллеи Регулярного парка. 

© https://pushkin.ru/encycl/parks/verhnyaya-vanna.-myilnya-ih-vyisochestv.html

Павильон Эрмитаж

В 1744 году началось строительство павильона Эрмитаж в Регулярном парке. Разработкой проекта строительства нового каменного здания занимался М. Г. Земцов, а собственно стройку вел С. И. Чевакинский. Закладка фундамента заняла всего полгода. А в 1744 году была завершена предварительная стройка. В 1749 году Эрмитаж был отстроен полностью, но фасады были переделаны по плану Ф. Б. Растрелли. Смысл его идеи состоял в том, что новый павильон – этакий парафраз Екатерининского дворца.

Первое время вокруг Эрмитажа был проведен канал. Вся площадка между новым павильоном и каналом была выложена черными и белыми мраморными плитами в шахматном порядке. Эрмитаж – это двухэтажное каменное строение с большим залом в центре, а в зале, в свою очередь, в каждом из четырех углов была галерея. Единообразие Эрмитажа с Екатерининским дворцом выделяется, прежде всего, расположением павильона: он стоит на аллее, исходящей от центра Екатерининского дворца.

Внешняя отделка Эрмитажа, как и подобает стилю барокко, многообразная, богатая, яркая и довольно активная, как и у Екатерининского дворца. Сочетание цветов в отделке павильона ровно такое, что и у большого дворца, то есть лазурный голубой, белый и золото. Эрмитаж был украшен гирляндами, лепными украшениями, вазами, статуями. Часть этих украшений была вызолочена, на ярком голубом фоне великолепно выделялись белые колонны. Павильон оставляет впечатление роскошной ювелирной игрушки на фоне большого Екатерининского дворца. 

Парк вокруг Эрмитажа стал выгодным фоном для его довольно экспрессивной архитектуры. Деревья были ровно подстрижены. А сам павильон окружал ров соответствующей для барокко формы, соединявшийся двумя мостами с парком. Эрмитаж был любимым местом русских императриц, предназначенным для отдыха и развлечений. Внутри Эрмитажа стояли интересные гостям прототипы современных лифтов, а именно маленькие диванчики, которые при помощи специальных устройств поднимали гостей наверх.

Внутреннее убранство в целом было очень занятным. Окна в зале пропускали огромное количество света, так как были одновременно дверями на балкон. Между окнами располагались большие зеркала, которые отражали и увеличивали количество света. В Эрмитаже давались обеды для иностранных гостей, которые удивлялись не только поданным блюдам, но и различным механизмам. Столы в зале после обеда опускались вниз, в служебное помещение, и зал полностью освобождался.

Во время обеда смена блюд происходила без присутствия слуг в зале, угощение поднималось по специальным трубам, а заказы принимались с помощью оповещения колокольчиками и записками. В сердце здания был колодец с чистой водой. 1817 год был последним годом использования механизмов Эрмитажа. Здесь после большого официального мероприятия в Петербурге был устроен семейный праздник по случаю бракосочетания царя Николая Павловича и Александры Федоровны.

© https://pushkin.ru/encycl/parks/ermitazh.html

Туфтовый мост (слева)

Туфовый мост-плотина выполнен в виде небольшого грота из блоков туфа. Туфовый мост — одна из плотин, сооруженная для поддержания уровня воды в Верхних прудах.

Павильон Грот

Строительство началось в 1755 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Грот являлся связующим звеном между пейзажной и регулярной частью парка и оживлял пустынную панораму берегов. Только одна сторона здания выходила на сушу, а остальные три омывались водой. В это время также была мода оформлять комнаты во дворце или павильоны в парках раковинами и туфом (горная порода, образовавшаяся из вулканического пепла, с окаменелостями ракушек и улиток). Новомодная комната появилась и в Царскосельском дворце, но из-за сырости раковины сняли и украсили ими новый павильон, превратив его в Грот. Императрица «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по Большому пруду на бекасиную охоту».

В 1770–1771 годах Екатерина II приказала сломать при Гроте пристань с будкой и исправить штукатурные украшения по своему вкусу. Несколько лет спустя и от убранства из раковин и туфа также пришлось отказаться, так как от сырости раковины сами отпадали или их тайком отдирали посетители. Стены были отделаны лепной работой и покрашены в два тона. Отделка была простая, но производила приятное впечатление благодаря пропорциям и выдержанным рисункам лепки. Она выглядит более выгодно, чем позолота и многочисленные раковины, так нравившиеся императрице Елизавете.

Мостик возле павильона Грот построен архитектором Ринальди для отдыха императрицы во время прогулок. 

© https://pushkin.ru/encycl/parks/grot.html

На этом наша экскурсия подходит к концу. Следующий выпуск — парк в Гатчине.

Если хотите посмотреть фотки в нормальном разрешении в альбоме Гугл Фото - ловите ссылку: https://photos.app.goo.gl/jsaP8eT8zbKDbF5v9

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют