cp
НОВЫЕ КРИТИКИ
vadimchek Вадим Чекунов 04.10.21 в 08:59

БЛОХИ В ФОРМЕ

Посмотрел надысь короткометражный фильм «Караул». Некий «режиссер» Рауль Гейдаров зачем-то его снял и представил общественности.
Признаюсь — как и Данила Багров, я режиссеров не очень люблю. И фильм этот смотреть не стал бы по доброй воле, но мне написал один знакомый: «Вад, глянь фильмец, он коротенький, но про армию и со смыслом! Твоя тема!» Это мне за грехи молодости, за книгу «Кирза», так полагаю. Ладно, думаю, посмотрю, тем более и впрямь короткий фильм — минут пятнадцать всего.

Посмотрел. В двух неприличных словах написал рецензию и отправил знакомому. Тот огорчился: «Это не документальный ведь фильм, а философский! Там смысл!»

И опять всплыла тема «ловли блох». «Блохами» наши горе-писатели и горе-режиссеры называют свою безграмотность, кое-какерство и откровенную лень в плане факт-чекинга. Подсовывают нам кишащую «блохами» поделку и подмигивают: давайте, мол, цените и восхищайтесь.
Что ж. Попробуем.

Фильм начинается с прибытия грузовика на лётное поле. Из кузова выпрыгивают солдатики. Ну, думаю, на хозработы прибыли — траву пропалывать будут, что в щелях повырастала.
Как бы не так! Это караул явился и не запылился. Без оружия. Оно, видать, в каком-нибудь ангаре хранится — ну чтоб туда-сюда его не таскать из оружейки. Логично.

Далее нам показывают часового. Он прекрасен — стоит в ярко освещенном месте и бдит на фонарь. Ну хорошо, понимаю — нужно, чтобы он не только злодею был виден, а и зрителю тоже. Дело происходит ночью, но часовой бродит под фонарем с автоматом за спиной — логично, там же светло, поэтому держать оружие в положении изготовки для стрельбы стоя, как велит устав — излишество ненужное. Впрочем, тушения пожара, при котором допускается положение оружия за спиной, тоже в фильме не наблюдается. Хотя, кто знает, может, в душе рядового бушует пламя какое...

Затем часовой достает флягу и начинает из нее прихлебывать и причмокивать. Очевидно, как раз тушит внутренний свой пожар. Я даже оживился на этом моменте — был уверен, что сейчас он еще и сверточек с пожрать достанет, а затем закурит и усядется справлять нужду. Причем под фонарь, конечно, потому что во время процесса захочется ведь почитать чего-нибудь. Не исключено, что устав, запрещающий ему все эти действия на посту. Ну или роман Яхиной, а то и Водолазкина какого-нибудь полистать приспичит...

Конечно, в реальной жизни солдатами всякое на посту делается — но исключительно тайком. А залетевшим бойцам наш взводный, ходивший с нами начкаром, организовывал настолько увлекательное путешествие «в Ротендам через Попенгаген», что по окончании тура залётчик надолго проникался к букве и духу устава караульной службы.

Не то совсем в фильме «Караул» у режиссера Гейдара Раулева. Он часовому и фляжку на посту всучил, и штык-нож строго-настрого запретил примыкать. А чтобы совсем хорошо было, для пущей пользы и магазин велел в подсумке держать. Во избежание, очевидно.

Избежание тут же и случилось — из темноты показалась Зловещая Фигура (это некий капитан приперся на пост с преступными целями), и пока часовой мацал подсумок, тянул магазин да щелкал гнездом, гадкий капитан у него карамультук и отобрал без всякого труда.
Одно хорошо — капитан явно ненастоящий оказался. Ведь настоящий капитан, как и любой другой нормальный офицер, скорее застрелится, чем позволит на себя надеть фуражку, на которой кокарда присобачена поверх шнура. Армия, как тюрьма и другие суровые мужские коллективы, полна значимых мелочей. Они работают лучше всяких формальных опознавательных систем и приспособлений. Это у какого-нибудь писателя Алексея Иванова прапорщик в Афгане может носить солдатский ремень и бляхой открывать консервы, а в жизни все устроено иначе.

Впрочем, ладно — вдруг капитан в чушканской фуре не прост. А, например, шпиён-диверсант, просто плохо подготовленный нашими западными партнерами. Тем более, он явился на пост не проверить несение службы бойцом, а развести шахер-махеры с казённым инвентарем. Проще говоря, подменить один из парашютов — новый и хороший украсть и нашить из него шелковых трусов жене и тёще, а несчастному солдатику понапихать всякого списанного матерьяльца. Придет тот утром, заберет бэушное говно, начнет прыгать с ним и поразбивается.

Ну и хрен с ним, кстати, дело житейское — капитан так и говорит об этом удивленному часовому. А тот не согласен! И несогласие выражает решительным образом — делает из своего уже заряженного автомата одиночный «бабах!». Предупреждает, стало быть, капитана, что тот неправ. Капитан нехотя оставляет жену и тещу без обновки, то есть скидывает с плеча краденный было парашют и сокрушенно уходит в ночь.

А ночь и дальше полна чудесами и неожиданностями. Часовому, который только что произвел выстрел, звонят из караула и любопытствуют: «Чё там у тебя?» А тот, во избежание, отвечает: «Да показалось, будто ходит кто-то».
А, ну тады ладно, служи дальше. Каждому может померещиться. Делов-то...
В действительности, разумеется, выстрел с поста это однозначная команда «в ружьё» и уже на пост скакал и несся бы начкар с бойцами. Но нет, в фильме ночь тиха и безмятежна. Получается, не только чухан-капитан ненастоящий, но и караул какой-то, мягко говоря, чудаковатый.
Примерно такой же, как и Геуль Райдаров — режиссёр. Который, выражаясь бессмертными словами Никифора Ляпис-Трубецкого, снял этот короткометражный и блохастый фильмец «непонятно зачем, неизвестно на кой».

Меня всегда вот это озадачивает — ну если ты не в теме, и если не можешь ее изучить досконально (а ты обязан именно так изучить, даже снимая короткометражку или корябая рассказик) — зачем ты вообще мучишь жопу... Снимай да пиши про что знаешь. Ведь наверняка Радар Гейулев человек взрослый и какой-никакой, а жизненный багаж знаний имеет... Но зачем-то прячет его от зрителя и снимает шляпу.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 572

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют