Рецензия на фильм «Святые из Ньюарка»/ The Many Saints of Newark

#новые_критики #святыеизньюарка #themanysaintsofnewark #алантейлор

год: 2021
режиссёр: Алан Тейлор
в ролях: Алессандро Нивола, Джон Бернтал, Кори Столл, Рэй Лиотта, Вера Фарминга, Микела Ди Росси, Майкл Гандольфини

Привет любителям хорошего кино!

Когда некоторое время назад я посмотрел трейлер «Святых из Ньюарка», я на мгновение почувствовал себя первоклассником, который увидел сложенные под ёлкой подарки и еле сдерживает желание броситься вперёд и вступить в бой с обёрточной бумагой. Но трейлер на то и есть трейлер, чтобы стараться продать зрителю кота в мешке, поэтому к просмотру самого фильма я приступил с опаской — вдруг Чейз паче чаяния всё-таки умудрится что-нибудь начудить? 
Впрочем, мои худшие опасения не оправдались, фильм снят классно, работа оператора заслуживает высших похвал, исторически точные детали радуют глаз, актёры подобраны просто изумительно и ощущение качественной, стильной и высокопрофессиональной работы не оставляет нас ни на минуту. В нашу эпоху агрессивной марвеловской кинопосредственности мне это показалось крайне подозрительным, но в итоге всё обошлось, хотя фильм получился совсем другим, чем ждали многие фанаты.

«Святые из Ньюарка» повествуют об историческом периоде, который любой итальянский мафиози со стажем с придыханием назовёт «старые добрые времена». Дело в том, что до 1970 года в США, как в стране с традициями свободы и индивидуализма, отсутствовал принцип коллективной уголовной ответственности. То есть, пойманный член банды, получал, конечно, свои 86 пожизненных заключений плюс 120 лет в строгого режима, но остальная банда продолжала действовать. Местные шерифы уже отчаялись бороться с итальянцами легальными средствами — местами доходило до того, что рядовым полицейским было по сути запрещено арестовывать бандитов и при встрече стражи порядка должны были расстреливать их на месте, как это было в Лос-Анджелесе 1930-х. Но Никсон недаром целовался взасос с Леонидом Ильичом, и токсичные элементы социалистического права всё-таки проникли в систему common law. Принятый в 1970 году RICO Act устанавливал обратный принцип — теперь за любое преступление любого члена банды отвечала вся банда, что давало федеральным властям мощнейшие рычаги давления на ОПГ. Соответственно, мафия стремительно ослабла, обуржуазилась и начала переходить от явной уголовной деятельности к куда более трудно доказуемой коррупции.
Именно этот эпический процесс и служит фоном для любовного многоугольника, вокруг которого строится сюжет.

Главный герой фильма — знаменитый герой фольклора из «Клана Сопрано» по имени Дикки Молтисанти — мафиози среднего звена в семье ДиМео, отвечающий за незаконные азартные игры. Его отец — старый капо-мафиозо, отправляется отдыхать в Неаполь и привозит из круиза молодую жену по имени Джузепина, в которую Дикки немедленно влюбляется по уши. Неаполитанка Джузепина, будучи хоть и итальянкой, но всё-таки далёкой от чисто сицилийских норм поведения, не понимает, что разбрасывать по дому тампоны и вагинальные клизмы несколько не соответствует неписаным нормам морали, и уже во время медового месяца начинает получать от мужа воспитательные пинки и полёты с лестницы. Тогда коварная синьора, видя заинтересованность Дикки, начинает флиртовать с ним и в итоге тот инициирует выяснение отношений с отцом, в результате чего Молтисанти-старший получает многочисленные несовместимые с жизнью травмы. 
Казалось бы, серьёзные проблемы Дикки обеспечены, поскольку убивать членов мафии, и тем более родственников — против всех понятий, но тут на помощь главному герою приходят негры. К счастью для Молтисанти, именно в ту ночь афроамериканцы начинают праздновать свои традиционные культурные ценности, бунтуя, грабя магазины и поджигая здания. Дикки быстро ориентируется в ситуации, привозит труп папаши в его контору, инсценирует ограбление, поджигает здание и сваливает всё на негров. Папе организуют пышные похороны, а сам Дикки, что твой Эдип, начинает открыто жить с мачехой.

Однако, негры не только помогают белым, но и создают проблемы в бизнесе — а именно, негр по имени Гарольд, который раньше работал на итальянцев, видит, что мафия постепенно слабеет и решает открыть собственную букмекерскую контору, а чтобы зачистить поле от конкурентов, организует покушение на Дикки. Мало того, Гарольд, пользуясь неуёмным сексуальным аппетитом Джузепины, соблазняет её, что создаёт герою дополнительный стресс, с которым Дикки пытается бороться традиционными итальянскими методами, ибо психоанализ в 1970-е был уделом лишь калифорнийских либералов.
Пытливый читатель спросит — так, стоп, а где же обещанные в трейлере ответы на все интересующие фанатов вопросы? Где же детство Тони Сопрано, где Джонни и Дядя Джун, Поли, Сильвио, Пусси и Ричи Април? Где Фич ЛаМанна и его знаменитое казино? Так вот, спешу сообщить, что Чейз решил сделать не столько приквел, сколько отдельный фильм, и все элементы «Клана Сопрано» служат скорее отправной точкой сюжета, который впоследствии начинает жить собственной жизнью. 
Судя по всему, Чейзу было интересно провести всесторонний анализ переломных моментов человеческой психологии, а убийство члена семьи является классическим триггером, инициирующим надлом практически любой личности. И, надо сказать, свою задачу Чейз выполнил на крепкую пятёрку — Дикки Молтисанти идёт вразнос прямо на наших глазах, и все его попытки всевозможными способами загладить вину выглядят жалко, но при этом весьма реалистично, и немедленно берут за душу. Но сколько бы ты не раздавал рождественских подарков, щедро жертвовал слепым детям, помогал попавшим в тюрьму родственникам, твоя совесть всё равно сожрёт тебя изнутри и заставит тебя закончить твой путь анонимным выстрелом в затылок.

Разумеется, Чейз, будучи акулой шоу-бизнеса, не забывает периодически кинуть косточку верным поклонникам сериала, поэтому, таки да, большинство персонажей «Клана Сопрано» в фильме присутствуют. Но присутствие персонажа и его раскрытие — это два совершенно разных понятия, поэтому, несмотря на то, что в процессе просмотра в голове постоянно появляются мысли вроде «эй, да это же молодой Поли! Всё такой же расист! Красавчик!» или «ха-ха, теперь понятно, откуда у Дяди Джуна такой интерес к оральному сексу», знакомые герои всё-таки исполняют роль статистов, не претендующих на самостоятельное развитие.
Хорошо это или плохо? Правдивый ответ — это неизбежно и с этим приходится мириться. «Клан Сопрано» недаром был снят в формате сериала и неторопливое развитие сюжета в течение почти сотни часовых серий дало возможность авторам обстоятельно и всесторонне раскрыть характеры целой плеяды интересных и полностью трёхмерных героев. «Святые из Ньюарка» это скорее камерное произведение, концентрирующее внимание зрителя на персональных проблемах одного человека. Да, некий эскиз сюжетной линии, включающей в себя взаимодействие юного Тони и его крёстного отца Дикки в фильме присутствует, но дальше пары умных советов и подаренных сабвуферов JBL дело не идёт. Да, Ливия Сопрано традиционно психует, да, Дядя Джун оказывается ещё большей сволочью, чем в сериале (хотя того, что он окажется конченым психом, я даже и представить себе не мог — браво, Чейз!), но в целом «Святые» это не «Клан Сопрано 2», а классный фильм о Дикки Молтисанти, ровно два часа хронометража которого смотрятся на одном дыхании. Разумеется, о таких мелочах, как неповторимый стиль 70-х, аутентичные тачки и шмотки, атмосфера диско и рока, можно не упоминать — Чейз и Тейлор знают своё дело.

Но в такой замечательной бочке мёда оказалась одна весьма приличная ложка дёгтя. А именно, очень хотелось бы знать, почему в течение как минимум 15% фильма мы вынуждены наблюдать проблемы негров и их страдания под пятой белого господина, а затем подъём и месть итальянцам? Фильм вроде бы называется «Святые из Ньюарка», а не из племени Угабуга. В «Клане Сопрано» негров было ровно столько, сколько необходимо было для развития сюжета, а тут, похоже, без включения повесточки Чейзу продюсеры денег не дали. На мой взгляд, эти 15-20 минут куда целесообразнее было потратить на развитие линии взаимоотношений Тони и Дики, глядишь, и угодили бы фанатам. Ну и конечно, слегка раздражают некоторые временные нестыковки — к примеру, с чего бы Сильвио быть старше Тони — но это мелочи, не влияющие на удовольствие от просмотра.

Актерский ансамбль, как уже говорилось, представляет собой отдельное произведение искусства. Алан Тейлор проделал просто титаническую работу, заставив столь разнородный коллектив сыграть на уровне оркестра престижной филармонии под управлением виртуозного дирижёра. Нивола, Бернтал, Лиотта (отхвативший сразу две роли), Фарминга, Столл — замечательные профессионалы, но самое прекрасное во картине — то, что все они действуют слаженно, как части одного механизма. И даже молодой Майкл Гандольфини выглядит абсолютно естественно, несмотря на отсутствие опыта.


Итог: замечательная зарисовка из жизни мафии, Не сиквел «Клана Сопрано», но ничем не хуже. Смотреть следует непременно.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 119

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют