BLACK IN USSR
#новые_критики #авторская_колонка #георгий_зотов #blackinussr
Сразу несколько темнокожих актёров блистали на экранах СССР, превратившись в кумиров нашего кино. Что же случилось с ними потом?
... Джеймс Ллойдович Паттерсон стал советской кинозвездой в трёхлетнем возрасте — в 1936 году он появился в музыкальной комедии «Цирк». По сюжету, американская артистка Мэрион Диксон (её сыграла Любовь Орлова) приезжает в Советский Союз, и там (несмотря на то, что Мэрион — мама ребёнка-мулата) находит своё счастье, благо люди всех цветов кожи у нас равны. Малыша изобразил Джеймс — сын американского художника Ллойда Паттерсона (эмигрировавшего в СССР в 1932 году) и сотрудницы Московской киностудии Веры Араловой. Правда, на этом кинокарьера Джеймса Ллойдовича и завершилась, зато вне экрана он вполне себе состоялся. С 1941 по 1943 годы юный мулат находился в эвакуации в деревне Кашино под Свердловском, и там принял решение пойти в армию. Закончив в 1955 году Высшее военно-морское училище подводного плавания, товарищ Паттерсон в звании лейтенанта был назначен командиром подлодки «С-95». В 1964-м он поступил в Литературный институт и вскоре стал членом Союза писателей СССР, а через тридцать лет уехал на родину своего отца — в США, где живёт до сих пор. Между тем, кроме Джеймса Ллойдовича в кинолентах Советского Союза снимались и другие темнокожие актёры. Их судьба сложилась очень по-разному.
В 1953 году в кинотеатрах СССР шёл фильм «Максимка». По сценарию, события разворачивались в 1864 году: после шторма среди обломков американского корабля, перевозившего в трюме рабов, российские моряки находят мальчика-негритёнка. К ребёнку горячо привязывается матрос Лучкин — в финале темнокожий паренёк спасает Лучкина, похищенного вербовщиками рабочей силы, и юного храбреца зачисляют на корвет «Богатырь» юнгой российского флота. Максимку сыграл Толя Бовыкин — 9-летний уроженец Архангельска. В 1942 году у его матери (работницы архангельского порта) случился роман с военнослужащим США: американец сопровождал суда, доставлявшие в город грузы по ленд-лизу. Затем отец Толи предположительно погиб во время налёта люфтваффе, а мать растила сына в одиночку. После выхода фильма на новую звезду обрушилась слава — одноклассники просили автографы, девочки писали влюблённые письма. К сожалению, уже через пять лет (в 1958 году) Толя умер. По одним данным — в результате несчастного случая (ударился головой, упав с грузовика), по другим — по причине приступа сахарного диабета. В советское время на Украине выпускались конфеты «Максимка» с его портретом, а в городе Туапсе актёру установлен памятник.
Но это, так сказать, случайные роли. А вот Вейланд Родд из штата Небраска, приехав в 1932 году с культурной делегацией в СССР стал, что называется, «штатным негром советского кинематографа». Вейланда приняли на работу в театр Станиславского, вскоре он дебютировал в ленте «Великий утешитель». Как с восхищением отмечал режиссёр Лев Кулешов, Родд в начале съёмок едва говорил по-русски, а к концу картины уже без труда объяснялся на «великом и могучем». Темнокожий актёр мечтал сыграть Пушкина, заявляя, что поэт является для него кумиром, однако главной звёздной ролью для Вейланда стал негр Геркулес из кинохита «Пятнадцатилетний капитан». В годы Великой Отечественной войны товарищ Родд бесстрашно выступал для бойцов на передовой в составе «фронтовых бригад», и всегда срывал аплодисменты. Красноармейцев поражало, что чёрный человек приехал их поддержать. Съёмки продолжались и после Победы: Род исполнил роли в «Миклухо-Маклае» и «Встрече на Эльбе». Жизнь темнокожего актёра оборвалась внезапно — он умер в 1952 году от аппендицита. Его дочь Виктория (кстати, родилась 9 мая 1945 года) в девяностые годы уехала в США, а сын остался жить в России.
Чернокожий бразилец Тито Ромалио приехал в Европу вместе с родителями в тридцатых годах XX века. Затем из Германии (по понятным причинам) перебрался в Литву, где застал и её включение в состав СССР, и последующую немецкую оккупацию — согласно отрывочным сведениям, он прятался от нацистов на заброшенном хуторе. «Я знал, что у евреев проблемы, — рассказывал потом Тито Ромалио. — И, помня Германию при Гитлере, отлично понимал — меня тоже не помилуют». Далее, сеньора Ромалио занесло в Ленинград, и его ждала успешная карьера в советском кино, пусть в основном и в эпизодах. В числе ролей — официант на пароходе в «Начальнике Чукотки», негр Чемберс Пепс в «Приключениях Артёмки», Мако в «Тропою грома», и президент в «Чёрном солнце». После распада Советского Союза Тито уехал — то ли в Бразилию, то ли в США, и далее следы артиста теряются. Сын бразильца, родившийся в Ленинграде в 1951 году (Тито Ромалио-младший) пошёл по стопам отца. Тито Титович участвовал в фильмах «Человек-амфибия», «Здравствуйте, дети!», «Завещание профессора Доуэля», «Джек Восьмёркин — американец», «Остров погибших кораблей». 10 мая 2010 года 58-летний Тито Ромалио-младший был избит в супермаркете, совершая покупки — на него набросился бывший охранник магазина, душевнобольной человек. На следующий день чернокожий актёр скончался, не приходя в сознание. Убийцу арестовали и осудили.
Ещё одним советским кинокумиром был Роберт Росс, эмигрировавший из США в 1928 году. Он сразу принял гражданство «страны трудящихся», став первым негром — гражданином Советского Союза в нашей истории. Роли сыпались на молодого эмигранта, как из рога изобилия. Первые появления на экране состоялись в упомянутых выше «Цирке» (негр-лётчик) и «Максимке» (чернокожий раб), далее последовали «Серебристая пыль» (негр на митинге), «Операция «Трест» (танцор) и «Вся королевская рать» (слуга). При этом, Росс считал себя не актёром, а политиком, пренебрежительно говоря — «Фильмы — сказки для детей, всего лишь баловство»: он часто выступал в городах Советского Союза с лекциями о расизме и расовой сегрегации в Америке. Если с ним начинали спорить, афрроамериканец страшнейше раздражался. «Я там жил, а вы нет!» — отвечал он. — «В Алабаме чёрного даже туалет для белых не пустят! Вы видите одну жвачку и джинсы!». Росс обожал Россию и русских, и всегда подчёркивал — в Америке он такого бы не добился. Если другой чернокожий актёр — Вейланд Родд, часто жаловался, что ему мало платят, Росс был доволен всем. Он умер в 1972 году, в возрасте 66 лет.
Также стоит упомянуть Джима Колмогорова, родившегося в 1933 году вследствие романа работницы фабрики «Красный Октябрь» Марии Колмогоровой с американским чернокожим коммунистом Робертом Вельсом, прибывшим на конгресс Профинтерна в Москве. Американец повёл себя непорядочно: вернувшись в США, он бросил советскую возлюбленную и прекратил отвечать на её письма. 22 июня 1941 года 8-летний Джим находился под Гродно в летнем лагере для детей иностранных коммунистов, и ввиду быстрого наступления вермахта попал под нацистскую оккупацию. Некоторых детей (включая дочерей югославского и словацкого коммуниста) немцы закололи штыками, но Джиму удалось выжить среди голода и смерти... после войны ребёнок оказался в Интердоме города Иваново. В 1947 и 1953 годах (режиссёрам был нужен юный актёр африканской внешности) Джим Робертович снялся в «Миклухо-Маклае» и «Серебристой пыли» — о пороках агрессивного, милитаристского и загнивающего Запада. Больше Колмогорова отчего-то в кино не звали. Он работал на строительстве ТЭЦ в Челябинске, затем — художником-конструктором в Хабаровске и Перми. Умер Джим Робертович совсем недавно — 15 января 2021 года, после заражения тяжёлой формой коронавируса.
Как я уже заметил, судьбы темнокожих актёров в СССР сложились по-разному. У кого-то отлично, у кого-то средне, у кого-то плохо: они ведь ничем не отличались от других советских граждан. Их объединяет, пожалуй, одно — все очень любили свою Родину.
Георгий ЗОТОВ.