Рецензия на фильм «Виновные в любви»/Guilty of romance

#новые_критики #сион_соно #виновныевлюбви #guiltyofromance #японское_кино

режиссёр: Сион Соно
В ролях: Мегуми Кагуразака, Мики Мизуно, Макото Тогаши, Кандзи Цудэ

Привет любителям хорошего кино!

После недавней тяжелой моральной травмы, нанесённой мне просмотром «Петровых в гриппе», я решил подлечить уязвлённые фибры души и посмотреть стоящий артхаус. А куда податься человеку, которому надоело в сотый раз наблюдать мучения героя, тянущего за собой рояль и двух священников? Разумеется, в Японию, где массово проживают знающие толк месье, каждая жена рыбака влюблена в осьминога, и поэтому великолепного авторского кино, как суши — 200 сортов на любой вкус. Так что, припав к освежающему источнику высокого искусства, спешу поделиться впечатлениями от просмотра замечательной картины, посвящённой познанию женской души под названием «Виновные в любви».

Фильм рассказывает о судьбе трёх женщин, жизненные пути которых пересекаются весьма интересным образом. Казуко Йошида — детектив токийской полиции, расследующая совершённое с особой жестокостью убийство неизвестной женщины, труп которой распилили на части, сшили с элементами манекена и подбросили в районе love-отеля. Изуми Кикуйчи — домохозяйка, вышедшая замуж за известного автора эротической прозы, который тем не менее совершенно игнорирует свою сочную жену, что заставляет её искать приключений на стороне. Митсуко Озава — преподаватель классической философии в токийском университете, которая, на первый взгляд, случайно встречает Изуми и преподаёт ей несколько интересных уроков.

Казалось бы, столь банальный сюжет мог бы претендовать разве что на лавры местечковой «Санта-Барбары», но Сион Соно на то и классный режиссёр, чтобы перевернуть все стереотипы с ног на голову, и сделать это со вкусом. Оказывается, согласно социально-философским взглядам профессора Митсуко, женская измена это ни в коем случае не элементарная потеря женщиной контроля над своей природой, а глубочайшая философская концепция познания окружающего мира, корни которой растут из вычитанной в «Замке» Кафки теории переоценки ценностей, приправленной щепоткой марксизма-ленинизма. Услышав такое при первом просмотре фильма, я немедленно задумался о том, в какой мере высшее образование является благом для женщин, но для режиссёра это была всего лишь разминка и он продолжил преподносить приятные сюрпризы. 

Соответственно, согласно теории профессора Митсуко, добровольная проституция это не грех, а наоборот, средство освобождения тела и разума угнетённой женщины, и по сути долг каждой неравнодушной дамы. Изуми, раскрыв рот от удивления, слушает лекции новой подруги и сначала вроде даже пытается бороться с охватившей её похотью, но всё портит муж, который в качестве поощрения жены за хорошо приготовленный ужин, позволяет ей потрогать (но не более) свой пенис. Недополучив телесного удовольствия, девушка срывается и пускается во все тяжкие. Начав с подработки по рекламе сосисок в супермаркете, Изуми стремительно расширяет бизнес, связанный с оборотом фаллических предметов, устраиваясь работать в «модельное» агентство, а затем и в откровенный бордель. 

Далее градус развесёлого бреда и сюрреализм растут и ширятся в лучших традициях «Дневной красавицы» Брнюэля, скрещённой с жёсткой иронией и стёбом, достойных раннего Китано и Миике — я не хочу уж слишком сильно приоткрывать интригу, но сцены, когда две идейные шлюхи на полном серьёзе высчитывают прибавочную стоимость, производимую их половыми органами, или когда Изуми по телефону обсуждает планы на вечер с мужем, в то время как её использует случайный любовник, заставляют утереть пот ушанкой. Упомяну разве что о присутствующих в фильме силах условного добра, которые будут по мере возможностей пытаться остановить чад угара (ясное дело, с помощью дисковой пилы), причём с весьма интересными результатами, а также о том, что профессор Митсуко на самом деле встретила наивную дурочку Изуми далеко не случайно...

Абсурдистский чёрный юмор всегда был визитной карточкой Соно (достаточно вспомнить «Love Exposure» или «Cold Fish»), но тут градус абсурда достигает умопомрачительных высот, согревая сердце любого синефила. Тонко, но очень выразительно подчёркиваемый режиссёром контраст между двумя полюсами человеческой личности, тщательно скрываемый под напускной порядочностью хаос немедленно вызывает в памяти классический «Синий бархат» Линча. 

Фильм радует откровенным издевательством над культурным марксизмом, феминизмом и прочей социальной чушью, а также над тем, какие абсурдные теории готовы проглотить люди, лишь бы оправдать своё поведение. Также высших похвал заслуживает традиционное для Соно точное и реалистичное изображение женской психологии: к примеру, живущая прекрасной, стабильной и безопасной жизнью Изуми последовательно разрушает всё вокруг себя, пока не становится самой дешёвой портовой проституткой, регулярно провоцирующей клиентов на насилие и лишь будучи хорошенько избитой, она чувствует себя счастливой. Или, скажем, в отличие от своих созданных фантазией СЖВ-сценаристов американских коллег (или даже коллегинь? коллегш?) детектив Казуко отнюдь не испытывает оргиастического восторга по поводу того, что она наконец пробила стеклянный потолок и получила руководящую должность в чисто мужском коллективе. Разумеется, сама работа у неё тоже не в приоритете. Наоборот, её волнуют куда более актуальные для любой женщины проблемы, например, как быстрее изменить мужу с его лучшим другом, потому что муж слишком хорошо к ней относится и не воспринимает её как кусок мяса, или как ловчее прокрасться на место преступления, улечься на кучу вещественных доказательств и заняться телефонным сексом с любовником, представляя себя на месте жертвы.

Также в фильме великолепно и крайне жизненно раскрыт архетипичный образ мужа-дурака, игнорирующего исходящие от жены очевидные сигналы, отпускающего её из дома «поработать моделью», а потом удивляющегося, видя её в порнофильмах и самых грязных притонах Токио.

Однако не чёрным юмором единым жив киноман, и Соно, как и полагается любому хорошему режиссёру, не ограничивается лишь искромётной формой, и не забывает о содержании своего произведения. Обычно, когда я вижу, что автор заигрывает с дзен-буддистскими идеями, у меня на лице появляется саркастическая ухмылка, но в случае «Виновных», концепция разума, как генератора страданий, очень точно отражает смысл происходящего. Пытливый ум, оценивающий параллели развития различных философских течений, непременно оценит глубину трагического образа домохозяйки, безуспешно пытающейся догнать вечно ускользающий от неё мусоровоз. Фильм блестяще раскрывает природу выбора между мучительно пустой формально приличной жизнью добропорядочного члена общества и столь же бессмысленной судьбой аутсайдера, одновременно демонстрируя, что простые пути решения проблем чаще всего оказываются самыми правильными. 

Визуальная часть фильма не отстаёт от сценария и радует зрителя то постоянным дождём токийского мегаполиса, то светлыми и строгими линиями университетского кампуса Тодай, то ярким неоном района красных фонарей. Соно успешно доказывает, что снимать годный нуар можно и без помощи настырного сине-зелёного фильтра, что в очередной раз подчёркивает его компетентность. 

Кстати, ещё один замечательный штришок «Виновных» (и за что я так люблю Японию в целом), это то, что фильм основан на реальных событиях: была в конце 90-х некая женщина — старший научный сотрудник TEPCO (кто не в курсе, это контора уровня «Газпрома»), днём занимающаяся проектированием электросетей, а ночью подрабатывающая проституткой в районе Шибайя, причём, ясное дело, не ради денег, а по зову души.

Актёры, как и положено в японском фильме, прекрасно выдрессированны и выкладываются на все сто, радуя глаз. Исполняющая главную роль Мегуми Кагуразака недаром до карьеры на большом экране работала в adult-индустрии, поэтому видно, что роль неверной жены она знает назубок. Макото Тогаши, играющая роль профессора Озавы, поражает достовернейшем изображением букета различных комплексов и психозов. Ну а Мики Мизуно прекрасно иллюстрирует собой поговорку о тихом омуте и чертях.

Итог: замечательный фильм, успешно сочетающий элементы драмы, слэшера и чёрной комедии, просмотр которого обязателен для понимания тонкостей взаимоотношений полов.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 167

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют