Рецензия на фильм «Поездка»/ I Onde Dager

#новые_критики #обзоркино #кинонорвегии #томми_виркола #черная_комедия

год: 2021
режиссёр: Томми Виркола
в ролях: Нуми Рапас, Аксель Хенни, Алте Антонсен, Кристиан Рубек, Андре Эриксен

 

Салют синефилам!

Норвегия — парадоксальная страна. Умудряясь находиться в авангарде планеты в области социальной дегенерации, неолиберализма и морального распада, эта мигрантская бензоколонка тем не менее умудряется сохранять некоторые весьма ценные элементы европейской культуры. Одним из них является кино, авторы которого не забывают о своей миссии по развлечению зрителя. 
После первых 10 минут просмотра я немедленно всуе помянул Гоголя — удивительно, но термин «пустейший», применённый в своё время классиком по отношению к Хлестакову, в контексте новейшего норвежского кинопроекта начинает принимать явно положительную окраску. И тем более удивительно, что во время просмотра этого кино продолжаешь ловить себя на мысли, что тебе безумно нравится простой, непритязательный и по-своему честный подход к созданию классической чёрной комедии положений, принимающей эстафету у «Мистера и миссис Смит» 90х и «Войны семейства Роуз» 80-х. Итак, посмотрим, чем же нас удивили потомки викингов.

Фильм повествует о непростых взаимоотношениях членов обычной норвежской семьи. Ларс — третьесортный режиссёр на телевидении, некогда мечтавший о лаврах самого Хичкока, а теперь снимающий тупейшие мыльные оперы. Лиза — бездарная актриса-неудачница, высшим карьерным достижением которой является роль в рекламе средства от импотенции. Тут, кстати, я немедленно поразился иезуитской хитрости норвежских маркетологов — мол, покупайте наши пилюли, и вас возбудит даже тётка с внешностью Нуми Рапас. Но, несмотря на столь значительный вклад в процесс поддержания мужского здоровья, и очередной успешный роман с инструктором по фламенко, Лиза своей карьерой недовольна и подумывает свалить в Калифорнию, к неграм и мексиканцам, для чего, ясное дело, нужны солидные средства. Ларс тоже считает, что отношения зашли в тупик, поскольку одновременно содержать изменяющую ему жену и регулярно играть в азартные игры ему не по карману. Мало того, кумулятивный эффект расходов лудомана и умения Лизы проматывать средства мужа привёл к тому, что через несколько месяцев семье грозит вполне реальное банкротство. К счастью, у Лизы с Ларсом есть элегантный выход из положения — согласно условиям их семейного страхового полиса, в случае смерти одного из супругов второй получает почти полмиллиона евро. Так что счастливая ячейка норвежского общества решает провести романтический уикэнд в охотничьем домике вдалеке от цивилизации, ну и заодно убить друг друга. 

Поскольку профессионалом в деле избавления нашего мира от ненужных персонажей ни один из супругов не является, разработанные ими планы ликвидации оппонента поражают своей наивностью; особенно трогательно выглядит Ларс, за день до запланированного убийства покупающий по кредитке (!!!) молоток, скотч, пакеты для мусора, ножовку и моток верёвки — когда жена пропадёт без вести, полиция ведь в жизни не догадается проверить недавние покупки супруга и сделать очевидные выводы. К тому же Ларс настолько боится одного вида крови, что сам процесс расчленения трупа жёнушки ему приходится отдавать на аутсорс. 
Впрочем, хороша и Лиза — задумав обставить смерть мужа как несчастный случай на охоте, она сначала вырубает мужа шокером, оставляя характерные ожоги, а затем ещё и бьёт по морде прикладом — любому же следователю будет очевидно, что всё это проделали озверевшие норвежские лоси. Ну а пока супруги таким образом выясняют отношения, в игру вступает сообщник Ларса по имени Виктор — персонаж с IQ в районе 70 — и спутывает все карты. В притчах Соломона недаром сказано, что лучше встретить медведицу, потерявшую медвежонка, чем глупца с его глупостью, а когда у глупца в руках дробовик, а на уме желание заполучить все деньги, события непременно закончатся кровью. 

Но сюрпризы, преподносимые сценаристами всё продолжаются — в самый разгар семейных разборок в дом проникают трое особо опасных беглых преступников (очевидно, не выдержали нечеловеческих шестимесячных сроков и несвежих лобстеров в жутких норвежских тюрьмах), что даёт ещё больше неизвестных факторов и поднимает градус веселья. Следует заметить, что норвежские уголовники, как и положено культурным европейцам, весьма прогрессивны: в частности, когда один из членов банды изъявляет желание кого-нибудь изнасиловать, а Ларс начинает бурно радоваться грядущему кармическому наказанию неверной жены, выясняется, что кличка насильника Педик Дейв. Но и Лиза радуется совсем недолго — один из бандитов оказывается неонацистом, и ему крайне не нравится её еврейское происхождение. В таких условиях супругам приходится временно забыть о разногласиях и объединить усилия, чтобы выжить и сохранить сексуальную неприкосновенность. 

В последнее время норвежское массовое искусство, давным-давно забывшее идеалы Ибсена, ассоциировалось у меня с тупейшим и претенциозным, хотя и весьма смешным сериалом «Оккупированные», в котором коренные норвежцы Ахмед и Махмут боролись с русскими агрессорами, желающими захватить национальное достояние — «Статойл». Я всерьёз опасался, что и этот фильм свернёт в сторону дичайшего политкорректного бреда, и тем приятнее было констатировать наличие у «Поездки» чёткой, не затянутой и логичной сюжетной линии, интересных и саркастических диалогов, и почти позабытой в наше время общей атмосферы развлекательного кино. Томми Виркола недаром долгое время тренировался на Джемме Атертон и нацистских зомби, поэтому происходящее на экране успешно захватывает внимание зрителя, заставляя вспомнить о старом добром принципе классического Голливуда под названием «отбросить недоверие». Более того, экшн в фильме своей нарочитой мультяшностью напоминает не столько «Голый пистолет» с Лесли Нильсеном, сколько даже Looney Tunes. К примеру, субтильную Лизу от души пинает 120-килограммовый неонацист, ломая её головой мебель, и ничем, кроме слегка попорченного макияжа это не заканчивается. Хотя Лиза блондинка и может быть в тот момент её мозгу ничего не угрожало... Да и преступники в Норвегии тоже ярко выраженные терминаторы — несмотря на отрубленную по плечо руку, их главарь остаётся в строю весьма продолжительное время.

Также приятно удивляет внимание авторов к деталям, начиная от розовой pussy hat феминистки Лизы и заканчивая гневной тирадой престарелого отца Ларса, посвящённой электромобилям, хиппи, зелёным и прочим деградировавшим элементам. Впрочем экшн и чёрный юмор это далеко не единственные классные элементы «Поездки». Поразительно, но в фильме, снятом в эпоху клоунского мира, присутствует некая человеческая мораль — супруги в итоге понимают, что всё ещё любят друг друга и спасают друг другу жизнь в тот момент, когда у каждого из них был шанс убить другого и получить деньги. К тому же, в фильме присутствует даже хэппи-энд, причём весьма ироничный. Интересно, настоял ли на хэппи-энде чисто нордический продюсер картины Арам Теризякаян — в скобках замечу, что норвежское ТВ стремительно превращается в аналог ТНТ.

Актёры в фильме подобраны просто изумительно. Нуми Рапас, объективно далёкая от классических голливудских стандартов красоты, одновременно является очень хорошей и абсолютно бесстрашной актрисой. В данном случае она талантливо отыгрывает меркантильную дуру, в которой под воздействием стресса начинает просыпаться что-то человеческое. Аксель Хенни замечательно изображает стремительную эволюцию персонажа от типичного сюсюкающего скандинавского червяка до настоящего мужика, который всегда найдёт пару свободных минут, чтобы картинно отстрелить обидчику яйца. Классно выступил Алте Антонсен в роли отмороженного, но весьма неглупого главы банды Петера, также не подкачали Андре Эриксен и Кристиан Рубек играющие его сообщников.

Итог: отличный, лёгкий и весёлый фильм, словно выпавший из времени и переносящий нас в почти забытую эпоху интересного и развлекательного кино.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 173

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют