Рецензия на фильм «Главный герой»/FreeGuy
#новые_критики #обзоркино #freeguy #главный_герой #райан_рейнольдс #джоди_комер
год: 2021
режиссёр: Шон Леви
в ролях: Райан Рейнольдс, Джоди Комер, Тайка Вайтити, Джо Керри
Зрителям — привет!
Иногда, заметив вдали какой-нибудь памятник архитектуры, сначала поражаешься строгим формам, красоте и симметрии, удивляешься искусству древних мастеров, работавших интуитивно, без всяких там автокадов и, тем не менее, достигавших изумительных результатов. Но стоит подойти поближе, как начинаешь понимать, что классический фасад — это всего лишь грубоватая имитация, нарисованная на камуфляжной сетке, под которой кипит работа по возведению очередного торгового центра с пышным названием «Парфенон» или «Акрополь». И вроде бы ничего уж совсем криминального во всём этом нет, но осадок в разбуженной обещанием прекрасного душе всё-таки остаётся. Именно такое чувство и охватывает зрителя при просмотре последнего опуса Рейнольдса.
Протагонист фильма по имени Гай работает кассиром в банке и живёт крайне размеренной и даже однообразной жизнью. Подъём в 7 утра, хлопья на завтрак, униформа менеджера низшего звена, кофе из местного «Старбакса», бессмысленная болтовня с лучшим другом, желание купить новые модные кроссовки, мечты о единственной и неповторимой девушке — всё это сливается в бесконечный поток рутины. И ещё Гай очень завидует Им.
Они, также известные как Люди-В-Тёмных-Очках, живут совершенно другой, увлекательной и необычной жизнью. Люди-В-Тёмных-Очках прыгают с парашютом, приземляются прямиком в кабриолет, где уже сидит большегрудая блондинка, грабят банки, разъезжают по городу на танках, воюют с полицией — и всё магически сходит им с рук. Впрочем, это не кажется Гаю чем-то из ряда вон выходящим, ведь по городу регулярно бродят динозавры, а между небоскрёбов пролетают истребители, и ничего страшного в итоге не происходит.
В один прекрасный день Гай встречает девушку своей мечты, которую он хотел бы сводить в парк и угостить мороженым, но по воле судьбы она оказывается из Людей-В-Тёмных-Очках и не желает общаться с нашим героем. На следующий день в банк врываются очередные грабители, Гай, задумавшись о девушке, вместо того чтобы отдать деньги, неожиданно для самого себя решает оказать сопротивление, случайно убивает одного из бандитов, снимает с трупа тёмные очки и немедленно узнаёт много нового об окружающем мире.
Оказывается, что на самом деле весь мегаполис под названием «Free City» — одна огромная онлайн-игра, а сам Гай даже не игрок, а всего лишь NPC — компьютерная под-программа, имитирующая жизнь персонажа, единственная задача которого — поднимать руки во время ограбления банка и выдавать грабителям деньги. Ну а таинственные Люди-В-Тёмных-Очках — это и есть настоящие игроки. Однако, сам Гай тоже далеко не простая программа, а особая форма искусственного интеллекта, в код которого заложена возможность к самообучению и самосовершенствованию. Поэтому, получив очки, дающие ему статус игрока, Гай начинает стремительно расти и развиваться, параллельно набирая уровни в игре. Впрочем, его цель весьма прозаична — девушка его мечты по имени Милли, к которой он в очередной раз пытался подкатить, заявила, что не встречается с парнями ниже 100-го уровня.
Милли, кстати, играет в «Free City» далеко не из праздного интереса — в реальном мире она является программистом (бред, конечно, но это всё-таки комедия), создавшей уникальный алгоритм самообучения искусственного интеллекта (снова истерический смех), который и лёг в основу игры. Но жадная корпорация, которой почему-то управляет персонаж с повадками новозеландского сутенёра, украла у неё передовую разработку, и теперь Милли ищет следы своего кода в игре, поскольку в полном соответствии с постулатами «TRON», пользователь внутри системы примерно на 1800% эффективнее пользователя вне её. Разумеется, вся ирония ситуации как раз в том, что Гай, безуспешно добивающийся внимания девушки, и есть тот самый уникальный, «живой» код. Так что как не особо юной хакерше, так и её творению предстоит пройти долгий и интересный путь, чтобы в конце него найти своё счастье.
Концепция очков, позволяющих видеть истинную природу мира, разумеется, не нова. Классический, и по состоянию на 2021й год уже по сути пророческий «They Live» Карпентера представил нам мрачную картину антиутопии и рассказал трагическую историю героя, выходящего на последний бой с захватившими человечество рептилоидами, и прислуживающими им глобалистами. Да и искусственный интеллект «оживал» и обучался эмоциям во многих произведениях, начиная с оригинального «Вестворлда» 73-го и заканчивая замечательной драмой «Она». Авторы «Главного героя», успешно объединив эти концепции, получили в своё распоряжение поистине атомную смесь, но решили не рисковать кассовыми сборами и свели потенциальную стомегатонную вспышку к слабенькому пшику.
Та же тема «цикла поведения», столь блестяще раскрытая в новом «Вестворлде», «Блейдраннере» и «Тёмном городе», и заставляющая задуматься о природе человека и преемственности поколений живых существ, в фильме Леви не затронута вообще. Хотя, казалось бы, все необходимые элементы лежат на поверхности и было бы логично задать вопрос: если игроки играют Гаем, то кто играет самими игроками? Что мотивирует нас, что делает нас людьми и в чём наше отличие от роботов? Намеченными, но заброшенными за ненадобностью оказались также параллели между NPC, которому вечно не хватает трёх баксов на покупку объекта своего вожделения и кредитным рабством, а также между всесильной Системой внутри виртуального мира и вне его. Увы, но подобно Навигаторам Гильдии, всегда выбирающим безопасный путь, Леви и Рейнольдс ограничились истёртой до полной банальности максимой «любовь побеждает всё», и в данном случае «всё» представлено различными формами существования любовников.
Также практически нераскрытой осталась крайне интересная тема направления интеллектуального и морального развития искусственного разума. Если большинство творцов, начиная с Кубрика и заканчивая Спайком Джоунсом и Ридли Скоттом последовательно демонстрировали как рукотворный разум перерастает своего создателя, и либо пытается его уничтожить, либо просто перестаёт контактировать с низшей формой жизни, то Гая совершенно не интересуют вопросы бытия. Не будучи обременённым сколько-либо серьёзными проблемами, он просто наслаждается своей виртуальной жизнью, чем-то напоминая Фрая из «Футурамы». Да и в отличие от угнетённого героя того же «Шоу Трумана», Гай даже не думает о том чтобы покинуть виртуальный загон — зачем, если, как сказано в классическом советском мультике, нас и здесь неплохо кормят. В конце концов он просто отпускает влюблённую в него девушку, чувствуя, что на самом деле её сердце принадлежит другому. Увы, но получив единственный шанс в своей жизни, Гай не раздумывая выбирает синюю таблетку.
Впрочем, как верно заметил классик, знамения имеют значение лишь в глазах смотрящего, и если не пытаться глубоко погрузиться в смысл картины, от просмотра просто-таки нельзя не получить удовольствия. Форма картины совершенна, хронометраж выверен едва ли не идеально и рационально используется, чтобы впихнуть в каждую секунду максимально возможное количество шуток (причём зачастую даже не тупых), в ней нет не единого бессмысленного или скучного момента. Открытие нового, виртуального мира затягивает с первых же минут. Мультяшно-компьютерный экшн неизменно вызывает улыбку, а мета-шутки про NPC-блондинку, которую катали на кабриолете миллионы игроков и которая под впечатлением этого жуткого абьюза написала целую книгу о харрасменте, ставшую бестселлером, и вовсе идут на ура. Около-компьютерные темы обыгрываются со вкусом и великолепное камео голливудского красавчика Чэннинга Тэйтума в роли аватара типичного игрока-миллениала уже само по себе стоит просмотра.
Словом, авторы картины сделали всё возможное, чтобы зритель не пожалел ни об одной минуте, потраченной на их произведение и столь высокий уровень профессионализма неизменно вызывает уважение.
Ключ же ко всему этому великолепию — Рейнольдс. Иногда кажется, что его предназначение в жизни — играть по сути одну и ту же роль весельчака и приколиста, и делать это от всей души, выкладываясь по-полной. Джо Керри прекрасно передал всю фрустрацию типичного омега-программера, которого даже сильно б/у программерши считают пустым местом. Посмешил новозеландский абориген Тайка Вайтити, талантливо изображающий собирательный образ СЕО нового поколения а’la «pharma, bro». А вот с девушками вышла осечка и виновата, тут, разумеется, повесточка. Исполняющая главную женскую роль Джоди Комер ну никак не тянет на музу, вдохновляющую подкачанных красавчиков уровня Рейнольдса. Эту тенденцию я заметил ещё со времён «Хоббса и Шоу» где три переполненных тестостероном альфа-чэда крутились вокруг изможденного тела уровня 5/10. Увы, но усреднение и низкие стандарты в наше время — данность, поскольку режиссёры-зумеры до смерти боятся обидеть чувства жирных феминисток. Не то что ответственный профессионал Вайнштейн, котрорый лично тестировал всех актрисулек на профпригодность.
Итог: отличный, лёгкий и весёлый фильм с огромным нереализованным потенциалом, наличие которого совершенно не портит впечатление от просмотра благодаря таланту Рейнольдса. Настоятельно рекомендую для поднятия настроения во время пандемии.
Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.