Рецензия на фильм «Главный герой»/FreeGuy

#новые_критики #обзоркино #freeguy #главный_герой #райан_рейнольдс #джоди_комер

год: 2021
режиссёр: Шон Леви
в ролях: Райан Рейнольдс, Джоди Комер, Тайка Вайтити, Джо Керри

 

Зрителям — привет!
 
Иногда, заметив вдали какой-нибудь памятник архитектуры, сначала поражаешься строгим формам, красоте и симметрии, удивляешься искусству древних мастеров, работавших интуитивно, без всяких там автокадов и, тем не менее, достигавших изумительных результатов. Но стоит подойти поближе, как начинаешь понимать, что классический фасад — это всего лишь грубоватая имитация, нарисованная на камуфляжной сетке, под которой кипит работа по возведению очередного торгового центра с пышным названием «Парфенон» или «Акрополь». И вроде бы ничего уж совсем криминального во всём этом нет, но осадок в разбуженной обещанием прекрасного душе всё-таки остаётся. Именно такое чувство и охватывает зрителя при просмотре последнего опуса Рейнольдса.
Протагонист фильма по имени Гай работает кассиром в банке и живёт крайне размеренной и даже однообразной жизнью. Подъём в 7 утра, хлопья на завтрак, униформа менеджера низшего звена, кофе из местного «Старбакса», бессмысленная болтовня с лучшим другом, желание купить новые модные кроссовки, мечты о единственной и неповторимой девушке — всё это сливается в бесконечный поток рутины. И ещё Гай очень завидует Им.
 
Они, также известные как Люди-В-Тёмных-Очках, живут совершенно другой, увлекательной и необычной жизнью. Люди-В-Тёмных-Очках прыгают с парашютом, приземляются прямиком в кабриолет, где уже сидит большегрудая блондинка, грабят банки, разъезжают по городу на танках, воюют с полицией — и всё магически сходит им с рук. Впрочем, это не кажется Гаю чем-то из ряда вон выходящим, ведь по городу регулярно бродят динозавры, а между небоскрёбов пролетают истребители, и ничего страшного в итоге не происходит.
 
В один прекрасный день Гай встречает девушку своей мечты, которую он хотел бы сводить в парк и угостить мороженым, но по воле судьбы она оказывается из Людей-В-Тёмных-Очках и не желает общаться с нашим героем. На следующий день в банк врываются очередные грабители, Гай, задумавшись о девушке, вместо того чтобы отдать деньги, неожиданно для самого себя решает оказать сопротивление, случайно убивает одного из бандитов, снимает с трупа тёмные очки и немедленно узнаёт много нового об окружающем мире.
Оказывается, что на самом деле весь мегаполис под названием «Free City» — одна огромная онлайн-игра, а сам Гай даже не игрок, а всего лишь NPC — компьютерная под-программа, имитирующая жизнь персонажа, единственная задача которого — поднимать руки во время ограбления банка и выдавать грабителям деньги. Ну а таинственные Люди-В-Тёмных-Очках — это и есть настоящие игроки. Однако, сам Гай тоже далеко не простая программа, а особая форма искусственного интеллекта, в код которого заложена возможность к самообучению и самосовершенствованию. Поэтому, получив очки, дающие ему статус игрока, Гай начинает стремительно расти и развиваться, параллельно набирая уровни в игре. Впрочем, его цель весьма прозаична — девушка его мечты по имени Милли, к которой он в очередной раз пытался подкатить, заявила, что не встречается с парнями ниже 100-го уровня.
 
Милли, кстати, играет в «Free City» далеко не из праздного интереса — в реальном мире она является программистом (бред, конечно, но это всё-таки комедия), создавшей уникальный алгоритм самообучения искусственного интеллекта (снова истерический смех), который и лёг в основу игры. Но жадная корпорация, которой почему-то управляет персонаж с повадками новозеландского сутенёра, украла у неё передовую разработку, и теперь Милли ищет следы своего кода в игре, поскольку в полном соответствии с постулатами «TRON», пользователь внутри системы примерно на 1800% эффективнее пользователя вне её. Разумеется, вся ирония ситуации как раз в том, что Гай, безуспешно добивающийся внимания девушки, и есть тот самый уникальный, «живой» код. Так что как не особо юной хакерше, так и её творению предстоит пройти долгий и интересный путь, чтобы в конце него найти своё счастье.
Концепция очков, позволяющих видеть истинную природу мира, разумеется, не нова. Классический, и по состоянию на 2021й год уже по сути пророческий «They Live» Карпентера представил нам мрачную картину антиутопии и рассказал трагическую историю героя, выходящего на последний бой с захватившими человечество рептилоидами, и прислуживающими им глобалистами. Да и искусственный интеллект «оживал» и обучался эмоциям во многих произведениях, начиная с оригинального «Вестворлда» 73-го и заканчивая замечательной драмой «Она». Авторы «Главного героя», успешно объединив эти концепции, получили в своё распоряжение поистине атомную смесь, но решили не рисковать кассовыми сборами и свели потенциальную стомегатонную вспышку к слабенькому пшику.
 
Та же тема «цикла поведения», столь блестяще раскрытая в новом «Вестворлде», «Блейдраннере» и «Тёмном городе», и заставляющая задуматься о природе человека и преемственности поколений живых существ, в фильме Леви не затронута вообще. Хотя, казалось бы, все необходимые элементы лежат на поверхности и было бы логично задать вопрос: если игроки играют Гаем, то кто играет самими игроками? Что мотивирует нас, что делает нас людьми и в чём наше отличие от роботов? Намеченными, но заброшенными за ненадобностью оказались также параллели между NPC, которому вечно не хватает трёх баксов на покупку объекта своего вожделения и кредитным рабством, а также между всесильной Системой внутри виртуального мира и вне его. Увы, но подобно Навигаторам Гильдии, всегда выбирающим безопасный путь, Леви и Рейнольдс ограничились истёртой до полной банальности максимой «любовь побеждает всё», и в данном случае «всё» представлено различными формами существования любовников.
 
Также практически нераскрытой осталась крайне интересная тема направления интеллектуального и морального развития искусственного разума. Если большинство творцов, начиная с Кубрика и заканчивая Спайком Джоунсом и Ридли Скоттом последовательно демонстрировали как рукотворный разум перерастает своего создателя, и либо пытается его уничтожить, либо просто перестаёт контактировать с низшей формой жизни, то Гая совершенно не интересуют вопросы бытия. Не будучи обременённым сколько-либо серьёзными проблемами, он просто наслаждается своей виртуальной жизнью, чем-то напоминая Фрая из «Футурамы». Да и в отличие от угнетённого героя того же «Шоу Трумана», Гай даже не думает о том чтобы покинуть виртуальный загон — зачем, если, как сказано в классическом советском мультике, нас и здесь неплохо кормят. В конце концов он просто отпускает влюблённую в него девушку, чувствуя, что на самом деле её сердце принадлежит другому. Увы, но получив единственный шанс в своей жизни, Гай не раздумывая выбирает синюю таблетку.
Впрочем, как верно заметил классик, знамения имеют значение лишь в глазах смотрящего, и если не пытаться глубоко погрузиться в смысл картины, от просмотра просто-таки нельзя не получить удовольствия. Форма картины совершенна, хронометраж выверен едва ли не идеально и рационально используется, чтобы впихнуть в каждую секунду максимально возможное количество шуток (причём зачастую даже не тупых), в ней нет не единого бессмысленного или скучного момента. Открытие нового, виртуального мира затягивает с первых же минут. Мультяшно-компьютерный экшн неизменно вызывает улыбку, а мета-шутки про NPC-блондинку, которую катали на кабриолете миллионы игроков и которая под впечатлением этого жуткого абьюза написала целую книгу о харрасменте, ставшую бестселлером, и вовсе идут на ура. Около-компьютерные темы обыгрываются со вкусом и великолепное камео голливудского красавчика Чэннинга Тэйтума в роли аватара типичного игрока-миллениала уже само по себе стоит просмотра.
 
Словом, авторы картины сделали всё возможное, чтобы зритель не пожалел ни об одной минуте, потраченной на их произведение и столь высокий уровень профессионализма неизменно вызывает уважение.
Ключ же ко всему этому великолепию — Рейнольдс. Иногда кажется, что его предназначение в жизни — играть по сути одну и ту же роль весельчака и приколиста, и делать это от всей души, выкладываясь по-полной. Джо Керри прекрасно передал всю фрустрацию типичного омега-программера, которого даже сильно б/у программерши считают пустым местом. Посмешил новозеландский абориген Тайка Вайтити, талантливо изображающий собирательный образ СЕО нового поколения а’la «pharma, bro». А вот с девушками вышла осечка и виновата, тут, разумеется, повесточка. Исполняющая главную женскую роль Джоди Комер ну никак не тянет на музу, вдохновляющую подкачанных красавчиков уровня Рейнольдса. Эту тенденцию я заметил ещё со времён «Хоббса и Шоу» где три переполненных тестостероном альфа-чэда крутились вокруг изможденного тела уровня 5/10. Увы, но усреднение и низкие стандарты в наше время — данность, поскольку режиссёры-зумеры до смерти боятся обидеть чувства жирных феминисток. Не то что ответственный профессионал Вайнштейн, котрорый лично тестировал всех актрисулек на профпригодность.
 
Итог: отличный, лёгкий и весёлый фильм с огромным нереализованным потенциалом, наличие которого совершенно не портит впечатление от просмотра благодаря таланту Рейнольдса. Настоятельно рекомендую для поднятия настроения во время пандемии.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 219

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют