Рецензия на фильм «Остров Бергмана»/Bergman Island

#новые_критики #артхаус #тим_рот #мия_васиковска #бергман #швеция #позерство

год: 2021
режиссёр: Мия Хансен-Лёв
в ролях: Тим Рот, Миа Васиковска, Вики Крипс

 

Привет зрителям!

Мысль о том, что всё познаётся в сравнении, вероятно является одним из мудрейших изречений, порождённых человечеством. Не успел я посмотреть «Петровых в гриппе» и прийти к выводу, что хуже снять ни у кого уж точно не получится, как пожалуйста — выходит «Остров Бергмана», обрушивая очередной удар на мою измученную нарзаном психику. Впрочем, нет худа без добра, и вместе с негативом приходит знание, что и за пределами России есть свои Серебренниковы.

Если вы когда-либо читали записи в социальных сетях конца нулевых, то наверняка помните фрустрацию от бессмысленно потраченного времени, охватывающую вас после прочтения шедевра эпистолярного жанра в стиле «сегодня я встала в 9 утра, выпила бутылку колы и пописала». Увы, нечто подобное и ещё хуже происходит на экране. Но, обо всём по порядку.

Фильм начинается с крайне мрачного предзнаменования, а именно, упоминания в титрах целых 14 (-sic!) продюсерских компаний и различных европейских культурных фондов, что безо всяких вариантов означает — на фильм собирали по копейке. Сей факт заранее подготавливает зрителя к качеству просматриваемого произведения, поскольку продюсеры могут иметь дурные привычки, отвратительные черты характера, и ярко выраженный плебейский вкус, но один талант у них не отнимешь и это умение мгновенно распознавать, принесёт ли фильм деньги, а значит, на очевидно провальный проект они будут раскошеливаться с огромным скрипом.

Ну а сюжет фильма переносит нас на остров Фаро, куда прилетает Тони и его жена Крис (не переживайте, несмотря на то, что имя мужское, это всё-таки женщина, хотя и датская и некрасивая). Тони — режиссёр, Крис — сценаристка, и они решают отдохнуть и набраться вдохновения на острове, где некогда жил и творил известный шведский режиссёр Ингмар Бергман. Также на острове запланированы премьера нового фильма Тони и обширная культурная программа. Тони радуется поездке, а вот Крис психует, потому что сценарий никак не пишется, и муж начинает прозрачно намекать на то, что ей следует найти другую профессию, вроде full-time домохозяйки. В расстроенных чувствах Крис решает прогуляться по бергмановским местам, встречает студента-сойбоя, начинает испытывать к нему чуФФства, ложится спать и во сне видит себя молодой девушкой по имени Эми, которая встречает своего возлюбленного. Заодно во сне Крис видит сценарий своего будущего фильма, прямо как Менделеев, и просыпается уже в хорошем настроении. Простите великодушно, что заспойлерил всю картину, но больше на экране в течение двух с лишним часов хронометража не происходит ни-че-го.

Не поймите меня неправильно, я обожаю качественный артхаус, а особо годные образцы, вроде «Токио!» готов пересматривать многократно — до сих пор, кстати, жду продолжения о приключениях господина Мерде в Нью-Йорке — но необычное и выходящее за всевозможные рамки кино тоже надо уметь снимать. Один из героев «Золотого телёнка», настоящий номенклатурный писатель-ремесленник, творил согласно принципу «если существует бумага, значит должен на ней кто-то писать». Именно такие ассоциации и вызвал у меня пан-европейский кинопроект «Остров Бергмана». Швеция, уже очевидно деградировала настолько, что стоит достаточно сильной, независимой кинорежиссёрКЕ притащить абсолютно отстойный сценарий в шведский Фонд Кино, как жирные феминистки немедленно дадут ей зелёный свет и скажут «сними хоть что-нибудь», причём с большой вероятностью даже не потребуют откат.

И, что самое характерное, из всего этого «чего-нибудь», особенно раздражают безумные претензии «Острова» на элитарность и высокоинтеллектуальность. Я понимаю, конечно, что кураторам музея Бергмана на Фаро приятно увидеть себя в фильме, который покажут ажно на 3,5 кинофестивалях, но обычному зрителю абсолютно неинтересно выслушивать бесконечные, бессмысленные и беспощадные монологи и диалоги, повествующие о довольно примитивных переживаниях героев после просмотра «Седьмой печати». Нормальный человек если и захочет понаблюдать за концентрированным позёрством, посмотрит трилогию о готах из «Южного Парка», получив свою законную дозу ироничного удовольствия. Да и если глубже проанализировать философские премисы сценаристов, выходит, что герои фильма, называя творчество Бергмана изощрённой душевной пыткой, сильно ошибаются, поскольку не смотрели российских сериалов и не знают, что такое настоящая боль.

Также просто смехотворны попытки авторов «Острова» создать любовную линию, используя грудь минус первого размера, принадлежащую Мии Васиковской. Во время скромных постельных сцен, когда волосы Мии скрывает подушка, не так-то просто разобраться, где тут мальчик, а где девочка — хотя, может в наше время на это и расчёт? Известнейший продюсер, автор классического «Scarface» 1932 года и эксцентричный миллиардер золотого века Голливуда Ховард Хьюз в ответ на вопрос об элементах, необходимых для создания успешной картины, произнёс гениальную фразу: «кому могут не нравиться большие сиськи?» Печально, что режиссёр «Острова», имея высшее образование в области кинематографии, не знает истории собственной профессии и не удосужилась ознакомиться с заветами классика. Например, те же Вачовски, даром что транс-вертолёты, не поленились засунуть в свою «Связь» хороших, годных лесбиянок и много крупных планов, и получили в итоге первоклассный артхаус, но зачем это госпоже Хансен, если еврофонды, убоявшись обвинений в сексизме, и так дадут ей деньги на съёмки?

 

Хотя, возможно, режиссёрКА черпала вдохновение в русской послевоенной прозе, поскольку результат её творческих потуг подозрительно напоминает процесс приготовления гладышевского самогона в романе «Жизнь и необыкновенные приключения Ивана Чонкина». Мол, рецепт простой — берёшь на кило дерьма кило сахара и все дела.

Самое смешное во всей этой клоунаде это тот факт, что в мире есть и нормальные женщины-режиссёры — того же блистательного «Американского психопата» сняла Мэри Харрон, сценарий к нему написала Гвендолин Тёрнер, а чисто мужскую военную драму «Повелитель бури» создала Кэтрин Бигелоу. Но те же Харрон с Тёрнер, Бигелоу, София Коппола или Нэнси Майерс, прекрасно понимали, что провокационная, умная и далёкая от мейнстрима картина всё равно обязана эмоционально зацеплять и развлекать зрителя, в противном случае рынок (как идей, так и финансовый), быстро укажет творческому коллективу на их негативную жизнеспособность. Увы, но в наши дни государственные субсидии и концепция «общественного заказа» позволяют создавать произведения, не оставляющие после себя ничего, кроме отвратительного послевкусия. Если уж говорить о европейском мировоззрении, то как насчёт прав потребителя? Зрителю не рассказали интересную историю, его не заставили задуматься или сопереживать и по сути, нахально украли два часа его жизни. «Остров Бергмана» это как столь любимый дегенератами-зелёными белок из тараканов — сколько бы проплаченные эксперты не вещали о его пользе и спасении природы, ни один человек в здравом уме не станет употреблять его в пищу.

Актёры, увы, также не сильно порадовали. Тим Рот, конечно, замечательный профессионал, но поскольку после отмены Вайнштейна Тарантино больше никто не даёт денег, Роту приходится сниматься в отходах, подобных «Острову», где ему тупо нечего играть. Вики Крипс наверняка получила роль, заняв первое место в конкурсе «Мисс андрогинный юнисекс», а Миа Васиковска — явный мискастинг на роль объекта чьего-либо сексуального интереса кроме, разве что, Гумберта Гумберта. Если уж авторам позарез надо было снимать актрису с польской фамилией, могли бы взять Эмили Ратаковски, у которой с талантами всё в порядке.

Итог: патентованный отстой. Недавно я посмотрел свежий «Веном», так вот, даже изначально тупой второсортный марвеловский комикс не просто лучше «Острова», а лучше на несколько порядков. Избегайте любой ценой.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 149

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют