Рецензия на фильм «Матрица: Воскрешение»/Matrix: Resurrections

#новые_критики #матрица_воскрешение #новинки #Киану_Ривз #Джессика_Хенвик #ложкинесуществует #reboot_матрицы #вачовски

год: 2021
режиссёр: Лана Вачовски
в ролях: Киану Ривз, Кэри-Энн Мосс, Яхья Абдул-Матин, Джонатан Грофф, Джессика Хенвик, Нил Патрик Харрис

 

Привет всем обитателям Зиона!

Большинство событий в нашей жизни серы, обыденны и забываются, едва успев произойти. Но бывают и такие моменты, которые переворачивают с ног на голову наше представление об окружающем мире, дарят нам вдохновение и подстёгивают наш интерес к жизни. Именно таким событием в области массовой культуры стала вышедшая в 1999-м первая «Матрица». Идеи, на которых строился оригинальный фильм тогда ещё братьев Вачовски, были далеко не новы, но знакомы хорошо если десятой доле процента зрителей. Для остальных же концепция изменчивости реальности, управляемого сна и порабощающей человека Системы стала настоящим открытием, заставив миллионы людей хоть ненадолго, но задуматься, заодно принеся продюсерам миллиарды. Разумеется, последний фактор сделал перезагрузку франшизы неизбежной, и вот спустя почти 20 лет с момента выхода «Революции» наш любимый зелёный код на чёрном фоне возвращается. И скажу сразу, возвращается с размахом и небезуспешно.

С первой же минуты фильма становится понятно, что потеряв пенис, Ларри Вачовски тем не менее сохранил чувство юмора и использует его, чтобы без остановки нагло и толсто троллить зрителей. Если много лет назад при просмотре оригинала нас немедленно охватывало ощущение «боже, как это круто», то «Воскрешение» заставляет нас давиться со смеху, вопрошая «что же они ещё высмеют?» Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что добрую четверть нового фильма занимают заново переснятые и спародированные сцены из первой «Матрицы», причём мастерство Вачовски таково, что весь этот процесс само-деконструкции органически интегрируется в сюжет.

Судите сами: Томас Андерсон в новом фильме совсем не Избранный, а просто пожилой дизайнер видеоигр, который 20 лет назад создал успешную франшизу 3D-стрелялок под названием «Матрица», и будучи опьянён успехом, потерял чувство реальности, решил, что он умеющий летать супергерой по имени Нео и попытался спрыгнуть с крыши небоскрёба, после чего на некоторое время попал в дурдом (прямо по Гоблину) и до сих пор лечится амбулаторно. Морфеус — всего лишь компьютерная поисковая программа, которую Нео написал для своей видеоигры, запустил на сервере и забыл там, в результате чего Морфеус десятилетиями ищет Избранного. Тринити — чистая фантазия, смоделированная с образа идеальной девушки (по мнению Тома), а агент Смит — непосредственный и крайне нелюбимый начальник мистера Андерсона. Главный герой регулярно посещает психиатра, который выписывает ему синие таблетки, и рассказывает доктору о своих снах и проблемах, при этом по кабинету психиатра бегает его кошка по кличке Deja Vu. Казалось бы, всё давно встало на свои места, но какие-то странные люди в коже и тёмных очках, с кислотными причёсками и пистолетами-пулемётами наперевес ищут Нео, будучи на 100% уверенными, что он — реальный мессия, а не герой, умерший в последней части видеоигры.

В начале 90-х знаменитому автору «Ну, погоди!» Котёночкину задали вопрос: «Как долго вы собираетесь продолжать выпускать свой сериал?» На что тот ответил: «Пока творческому коллективу не надоест кушать хлеб с маслом». В Голливуде, разумеется, другая культура и явно отличающийся уровень жизни, но экономические принципы универсальны, и поэтому вопрос о том, будет ли четвёртая «Матрица», был решён в тот момент, когда первые три многократно окупились.

Перед Ларри Вачовски, за это время успевшим стать Ланой, встала непростая задача — успешно вывести франшизу из анабиоза, не обидев старых фанатов и одновременно порадовав молодёжь. Пани решила эту проблему элегантно, сделав не то чтобы гениальный, но весьма неожиданный ход — авторы фильма честно признают факт рехэша старых идей и высмеивают сами себя, не забывая поиздеваться и над зрителем. По сценарию, компания Томаса Андерсона запланировала римейк его компьютерной игры и Вачовски устами Кристины Риччи безжалостно пинают «оригинальные и свежие идеи» 50-летней давности, «заморозку времени», «криптофашизм красной таблетки», и конечно же, woke-разработчиков, поскольку Андерсона окружают всяческие индусы, геи и чёрные лесбиянки. Даже Тринити, которую в реальном мире зовут Тиффани, страдает от того, что проклятые мужланы не видят в ней Сильную, Независимую Женщину.

Словом, посмеявшись первые 15 минут, я уже настроился наслаждаться отличной комедией от именитых авторов, как неожиданно фильм радикально меняет направление и стремительно возвращается к истокам. В жизни Нео появляется девушка по имени Багс и предлагает ему в очередной раз последовать за белым кроликом. Нео соглашается, и на этом пути ему снова встречаются Морфеус, агент Смит, Архитектор и многие другие старые знакомые.

Приятный сюрприз преподносит традиционная для Вачовски философская составляющая фильма. В отличие от предыдущих частей франшизы, знаменитых своими продолжительными и отвлечёнными дзенскими монологами, герои «Воскрешения» оперируют короткими и ёмкими фразами, максимально чётко передающими их практичные и приземлённые взгляды. Особенно хороша в этом смысле Багс, едва ли не цитирующая Марка Аврелия, призывая в первую очередь познать свою природу и смысл существования. Ведь если мы настолько не уверены в себе и не знаем, что реально, а что нет, как мы можем сопротивляться Системе? В нашу эпоху тотальной лжи и массового корона-психоза такие советы более чем актуальны. Впрочем, представляющий силы зла Архитектор также не отстаёт и прямым текстом заявляет, что Системе выгодны страдания людей, поскольку они вызывают высокую эмоциональную вовлечённость и «заряжают» Систему этими эмоциями — прямо как ежедневные жертвоприношения Иштар в «Ампире» Пелевина. Также не скрывается то, что большинство людей чувствуют себя в статусе раба вполне комфортно, и с радостью будут бороться против свободы. Впрочем, сам факт, что такую правду можно смело говорить с большого экрана, скорее наводит на печальные мысли — очевидно, её всё равно никто не захочет услышать, а толпа будет продолжать ждать канатного плясуна. Ну и нельзя также обойти вниманием появляющегося в замечательном камео Меровинга — француз прекрасен вдвойне, яростно критикуя зумерскую культуру и одновременно собирая деньги с её адептов.

Техническая сторона кинопроектов всегда была коньком Вачовских, и «Воскрешение» не стало исключением из правила — картинка великолепна, камера выбирает оптимальный маршрут полёта, фильм снят вкусно, ярко и живо, о какой-либо затянутости или провисании сцен и речи быть не может. Фильм смотрится на одном дыхании, все знаменитые сцены кунг-фу и перестрелок пересняты, перезагружены и радуют глаз. Мир перезагруженной Матрицы и реальность, пережившие 50 лет мира между людьми и машинами, вызывают желание немедленно погрузиться в них и посвятить немало времени их исследованию. В отличие от условно-реалистичной технологии оригинальной трилогии, Вачовски решают не мелочиться и пихают в фильм нанотехнологии, позволяющие программам спокойно жить в городе людей, искусственное солнце внутри Земли, перезапись содержимого мозга с флешки, что впрочем, совершенно не мешает просмотру. В сценарии присутствуют и зияющие логические дыры, но на них начинаешь обращать внимание лишь увидев финальные титры, что само по себе служит лакмусовой бумагой качества шоу.

Актёрская труппа — это настоящий праздник. Киану Ривз и Кэри-Энн Мосс в фильме киберпанковской направленности уже сами по себе являются эталоном мер и весов. Нил Патрик Харрис радует новым прочтением образа Архитектора. Но и молодое поколение не отстаёт, вселяя в сердца фанатов вполне ощутимую надежду на то, что франшиза не погибнет после ухода Ривса на пенсию. Яхья Абдул-Матин, несмотря на практически непроизносимое имя, удачно принимает эстафету из рук Лоуренса Фишберна, демонстрируя нам Морфеуса v.2.0, Джонатан Грофф прекрасен в роли новой итерации агента Смита. Но настоящая находка фильма это Джессика Хенвик в роли хакерши Багс, талантливо передающая квинтэссенцию визуального образа киберпанка.

Итог: удачная попытка Вачовски усидеть сразу на трёх-четырех стульях одновременно. Как старые фаны, так и неофиты, как интеллектуалы, так и зумеры останутся довольны, каждый своими элементами шоу. «Матрица: Воскрешение» не претендует на звание нового слова в индустрии развлечений, вместо этого рассказывая интересную историю со стилем и юмором. Разумеется, рекомендую к немедленному просмотру.

P. S. Не хотел делать спойлера в тексте рецензии, но не могу не упомянуть два кричаще идиотских момента. Во-первых, как было понятно ещё 20 лет назад, человеческое тело — худшая из всех возможных батареек, и даже если использовать в качестве анода Нео, а катода — Тринити, такой элемент всё равно не даст не то что сотни мегаампер, нужные гигантским машинам, а даже пару ампер для работы простейшего процессора. Во-вторых, Архитектор в конце заявляет, что у машин есть некий «совет директоров», который мешает ему нормально работать и не даёт финансирования. Неужели за несколько десятков лет мирного сосуществования машины переняли все людские пороки? Что дальше — марш несогласных роботов и выборы из двух и более кандидатов?

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    243

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bastet_66

    Всегда с содроганием смотрю фильмы – предупреждения, где машины существуют с человеком почти на равных. Первая «Матрица» восхитила, тогда это было свежо и интригующе. Сегодня уже тревожно. Да и честно говоря, глядя на героя Киану Ривза, уже нет былого восторга. Всему свое время, мне кажется.