Рецензия на сериал «Беспринципные»

#новые_критики #беспринципные #российский_сериал #деревянко #акиньшина #гламурЪ

год: 2020
режиссёр: Роман Прыгунов
в ролях: Павел Деревянко, Николай Фоменко, Оксана Акиньшина, Максим Виторган, Кристина Бабушкина, Надежда Михалкова, Настасья Самбурская, Ингеборга Дапкунайте, Аглая Тарасова

 

Привет читателям и зрителям!

К российским сериалам можно относиться по разному, но одного у них отнять нельзя — и это умение их создателей вызывать у зрителя эмоции. Иногда это бешеная любовь и обожание, иногда смех, иногда слёзы. Но сериал «Беспринципные» в этом смысле уникален, поскольку он вызывает такое глубочайшее, интенсивное и всепоглощающее чувство гордости за нашу Родину, какое и не снилось любому шоу с телеканала «Звезда». Смотря такие телепроекты как «Беспринципные», начинаешь понимать, насколько велика, сильна и богата Россия, сколь безграничны дары её недр, если экономика страны может позволить себе весьма недёшево снимать столь концентрированный отстой и успешно позиционировать его как конфетку. Мало того, с каждой секундой просмотра проникаешься всё более глубоким уважением к российскому народу, который, потребляя такой продукт, не сходит с ума и не совершает массовое самоубийство, подобно дельфинам, попавшим под нефтяную плёнку. Очевидно, века татаро-монгольского ига, Наполеон и две мировые войны не прошли даром и придали россиянам необходимую закалку. Хотя, возможно тут действует другой принцип и медийный яд, как зёрнышко из «1984» Оруэлла, проходит сквозь гуся, не переварившись.

Сюжет данного высокохудожественного произведения представляет собой систему взаимосвязанных историй о дюжине представителей российского upper-middle класса, проживающих в Москве, в районе Патриарших прудов. Рассказывает нам эти истории Славик — девелопер средней руки, в первые же минуты сериала заявляющий, что обитатели Патриарших являются элитой в квадрате именно потому, что среди них нет ни единого честного человека и все «3,14расы с принципами отсюда давно свалили». И, надо сказать, в этом сериал нас не обманывает — в нём нет ни одного положительного персонажа. Все до единого главные герои мужского пола (язык не поворачивается назвать их мужчинами) в сериале — либо воры, либо слизняки, либо моральные уроды, либо наркоманы, либо подкаблучники, все женщины — дуры, стервы, алкоголички, шлюхи или меркантильные твари. Время означенные персонажи проводят исключительно в беспорядочных половых связях и в погоне за очередной дорожкой кокса, изредка прерываясь на шоппинг и финансовые махинации. 

Также, для создания аутентичной атмосферы, в сценарии фигурируют кладменши, проститутки, гламурные тусовщицы, негритянки, силиконовые сиськи и прочие предметы первой необходимости в пределах ЦАО. Разумеется, сериал не обделяет вниманием тему извечного соперничества Москвы и Питера, причём в данном случае культурная столица представлена понаехавшей в Маааскву интеллигентной девушкой Юлей, понимающей сакральное значение термина «поребрик», но при этом покрытой таким количеством татуировок, что любая порнозвезда с Insex удавится от зависти. Как и положено культурной девушке, закончившей юрфак с отличием, Юля занимается в основном съёмками в гламурных журналах, демонстрацией жопы известным хоккеистам с целью получения денежных средств и сексом с незнакомцами прямо на переднем сиденье автомобиля.

Впрочем, феминистки наверняка будут рады успешной интеграции повесточки «girl power» в каждую серию. Что генерала-отставника спецслужб, а ныне спеца по освоению бюджета, что его заместителя — начинающего, подающего надежды распильщика, что директора крупной торговой фирмы, что того же девелопера Славика крепко держат за яйца их жёны, и чморят своих суженых не хуже сержанта в учебке. Совершенно нормальной практикой считается согласование между женой и любовницей графика получения мужем сексуального удовлетворения, а одна из дам заходит настолько далеко, что в прямом смысле подкладывает своего муженька (или уже жёнушку?) под делового партнёра-гея, в надежде, что удовлетворённый итальянец согласится на реструктуризацию долга. Также прямым текстом в сериале утверждается, что все лучшие мужчины — полные подкаблучники, а все лучшие женщины — конченые стервы. Замечательная, высокоморальная философия, чего уж там говорить.

Стилистически «Беспринципные» немедленно вызывают в памяти «Гриффинов» МакФарлейна, разве что снятых в полном метре и освещающих гораздо более специфическую область. Постоянные перескакивания с одной сюжетной линии на другую даже не раздражают, поскольку все они по сути рассказывают одну и ту же историю — негодяй и/или шлюха решают свои мелкие, чаще всего сексуальные, проблемы, которые они раздувают до масштаба вселенских, используя ложь, подлость и подставы. Интеллектуальный уровень сценарной канвы не отстаёт — уже после получаса просмотра создаётся стойкое впечатление, что авторы сценария начитались кулстори о куколдах и лисах с Двача, совместили их с бородатыми анекдотами про баб с последней страницы газеты «Спид-инфо» и перенесли на экран под видом искромётного юмора. Может быть я сноб, но даже вышеупомянутый Стьюи Гриффин с его не сильно латентной гомосексуальностью и травести Дезирее в качестве около-сексуальных шуток выглядят куда приличнее, и главное, смешнее отечественных эскападов типа «гыгыгы, прикинь, генеральша игралась с дилдо, а тут муж с рыбалки приехал, а на самом деле он у любовницы был и получил рыбой по морде, зырь, ржака братан, ёпт» или «вах, Рудик, адын фраер хотел шпили-вили негритянку на яхте, а жена спалила, слюшай». Если уж продюсеры решили реанимировать «Сев-Кав ТВ» и Димона, могли бы хоть выписать из Африки Галустяна.

Любую, даже самую заигранную и плоскую тему при желании можно обыграть достаточно тонко, и весьма печально, что имея приличную труппу, бюджет и материал, авторы не достигли даже уровня «Голого пистолета» с Лесли Нильсеном, остановившись где-то в районе творчества братьев Уайанс или даже шоу «Даёшь молодёжь», откуда, кстати, в «Беспринципных» перекочевали некоторые актёры.

Впрочем, отсутствие стиля, ума и свежей интерпретации вечных тем, ни в коем случае не являются величайшим грехом «Беспринципных». На мой взгляд, наиболее отвратительным аспектом данного телепроекта является нормализация всевозможных подвидов дегенерации. Паталогическая лживость, непорядочность, рафинированное притворство и похоть подаётся как единственно правильная модель поведения, и создающий нарратив герой Деревянко прямым текстом заявляет, мол надо быть подонком, тогда тебе бабы дадут. По факту поспорить с этим сложно, но возникает вопрос к мужчинам, позволяюшим наиболее низменным природным инстинктам женщин поднять голову. Тут немедленно вспоминается ироничный «Гитлер капут», и присутствие Деревянко в обоих проектах очень символично. Если почти 15 лет назад казнокрады, слизняки, геи и шлюхи намеренно были одеты Марюсом Вайсбергом в нацистскую форму, традиционно ассоциирующуюся в России с вселенским злом, то теперь все те же дегенеративные элементы предстают перед нами в образе милых, приятных и в целом абсолютно нормальных людей. «Беспринципные» в этом смысле идут проторённой той же «Филадельфией» дорожкой, разве что нормализированного героя Тома Хэнкса в конце всё-таки настигло возмездие, чего нельзя сказать об обитателях Патриарших. Увы, но Воланда на их голову нет и не предвидется. 

Государь император Николай I, выходя из театра после премьеры «Ревизора», заметил: «всем досталось, а мне больше всех.» Монарх был абсолютно прав, поскольку эпиграфом к «Ревизору» служила русская народная поговорка «неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Соответственно, насколько бы омерзительно нормальному человеку не было созерцать «Беспринципных», справедливость требует признать, что не таланты авторов сценария или актёров, а именно документальный аспект сериала вызывает интенсивный отклик в нашей душе. Наиболее стойкие ассоциации, оставшиеся у меня после просмотра сериала это окончательно прогнившая Веймарская республика в последние свои дни, столь красочно отражённая Ремарком в «Трёх товарищах», с той лишь разницей, что потерянное поколение прекрасно понимало ненормальность окружающей их ситуации, а современные герои чувствуют себя в болоте дегенерации как рыба в воде. Никто не требует яростного бичевания универсальных пороков, но тот факт, что авторы не предпринимают даже слабых попыток критики, говорит о многом.

Актёрский состав сериала прекрасен, но нельзя забывать, что одними и теми же красками можно написать как «Утро в лесу» Шишкина, так и посткубическую мазню авангардиста. Деревянко великолепно себя чувствует в роли мега-мрази и подонка, Фоменко и Виторган хороши в образе подкаблучников, Дапкунайте, Бабушкина и Акиньшина талантливо изображают наглых, хитрых и циничных тварей (Акиньшина в этот раз отходит от привычного образа мрачной РСПшки, и даже изредка улыбается — прогресс, однако). Поскольку умирающих танкистов в сериале нет, что в нём делает Михалкова — непонятно, а вот угасающие звёзды ТНТ и СТС демонстрируют кто сиськи, кто жопу, максимально используя весь диапазон своего актёрского таланта. 

Итог: сериал, полностью соответствующий моральному и интеллектуальному уровню нашего времени. Поколению гламура и пост-гламура зайдёт на ура.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    308

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bastet_66

    Я стоя аплодировала фразе «Смотря такие телепроекты как «Беспринципные»….(и дальше по тексту). В принципе больше можно было ничего в рецензии и не писать – и так все понятно. Но заступлюсь за создателей сериала: может, вызвать именно такую резкую негативную реакцию было их целью? Ведь это все нас действительно окружает и имеет место быть в обществе. Другое дело, что все воспримут по-разному показанное на экране: кто-то призыв к действию, а кто-то будет плевать в сторону создателей фильма.