cp
НОВЫЕ КРИТИКИ

Рецензия на фильм «Не смотрите наверх»/Don't look up

#новые_критики #классныйфильм #новоекино #дикаприо #лоуренс #армагеддон #метаверс #астероид 

год: 2021

режиссёр: Адам Маккей

в ролях: Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Кейт Бланшетт, Джона Хилл, Мерил Стрип, Марк Райланс,  Рон Перельман, Ариана Гранде

 

Привет любителям хорошего кино!

Оруэлл в своё время совершенно справедливо заметил, что лучшие книги рассказывают о том, что ты уже знаешь. Эта максима в полной мере относится и к любому другому виду искусства, но именно в области кино она практически проявляется крайне редко. Это вполне логично — кино, как глубоко коммерческий жанр, всеми силами старается рассказать зрителю красивую сказочку, с переменным успехом апеллируя то к его чувству прекрасного, то к его кошельку. Но иногда бывает, что внешне вполне себе пристойный, буржуазно-благодушный фильм неожиданно перерождается и врывается в наше сознание, накрывая нас волной праведного гнева. «Не смотрите наверх» — именно такой редчайший пример глубокой и честной кинокартины.
«Не смотрите наверх» это в первую очередь обвинение, громогласное, публичное, беспощадное и резкое обвинение идиотизму масс, который является одновременно тяжелейшей болезнью и осознанным выбором т. н. человечества. Картина начинается как стандартный фильм-катастрофа, вроде «Армагеддона» — честные учёные-бессеребренники Кейт Дибиаски и Рэндал Минди случайно замечают в небе комету, летящую прямиком к Земле, причём 10-километровый диаметр небесного гостя не оставляет живым организмам на планете не единого шанса. До столкновения с кометой осталось всего полгода и, доложив информацию наверх, астрономы Кейт и Рэндал ожидают, что NASA и Белый дом воспримут ситуацию серьёзно. Но тут начинается действо, которое всего четверть века назад окрестили бы абсурдом и сюрреализмом, а в наше время не удивит никого.
 
Небеса не содрогаются и правительство не хватается за голову, поражённое ужасом практически неминуемой гибели. Всё, что интересует практичную даму — президента США — повлияет ли появление кометы на ближайшие выборы в Конгресс. «Посидим-подумаем», заявляет администрация и бесцеремонно выставляет учёных за порог. Кажется, что элита существует в какой-то своей, абсолютно параллельной реальности и тогда герои решают наплевать на подписку о неразглашении, прорваться в телеэфир и рассказать правду-матку народу. Чудовищными усилиями и по счастливой случайности они попадают на популярное ток-шоу и выкладывают всё в прайм-тайм, лишь для того, чтобы с ужасом осознать, что народные массы не могут, и, что ещё важнее, не хотят понять то, что им втолковывают умные люди с экрана. И правда, зачем хоть на долю секунды задумываться, тем более о плохом, если можно отдать всю душевную энергию обсасыванию слухов о помолвке очередной певички? 
Единственным практическим результатом интервью Кейт и Рэндала становится обвинение в разглашении гостайны и пара посредственных мемов в интернете. Но не было бы счастья, так несчастье помогло — пресса обвиняет президентШУ США в отправке фото своих небритых половых органов любовнику, и чтобы отвлечь публику, Белый Дом выдёргивает учёных с этапа на Гуантанамо, осыпает их почестями и с большой помпой анонсирует миссию по уничтожению кометы ядерными зарядами. 
 
Однако торжество разума и здравого смысла оказывается недолгим — прямо во время запуска ядерных ракет, эксцентричный миллиардер Питер Ишервелл, одновременно являющийся как главой техно-культа типа Apple, так и главным политическим донором президента США, решает, что комету выгоднее не уничтожать, а раздробить на мелкие кусочки и позволить им упасть на Землю, чтобы впоследствии извлечь из них золото и редкоземельные металлы. Отчаянные крики учёных, что покойникам 140 триллионов долларов ни к чему, остаются неуслышанными, президентша по свистку плутократов отменяет ядерный удар и судьба планеты оказывается в руках конченого социопата с его непроверенными нанотехнологиями. А что же в это время делают Китай, Россия, ЕС, Индия и остальные участники космической гонки? Разумеется, торгуются с США, пытаясь получить свою долю обломков кометы. Очевидно, что судьба планеты не волнует никого. Надо ли говорить, что при таком отношении ничем хорошим дело закончиться попросту не может?

При просмотре «Не смотрите наверх» мне на ум постоянно приходили два совершенно разных по жанру, но очень близких по духу произведения — «Пожнёшь бурю» Крамера и «Бегущий человек» Кинга. Пожалуй, нигде, кроме вышеуказанной классики, ненависть к тупой, самодовольной Системе и безмозглому стаду не накалялась авторами до такой степени и не изливалась в сознание зрителя столь яростным потоком. Диоген наверняка бы в отчаянии отбросил фонарь, признав свою затею лишённой каких-либо перспектив, ибо найти Человека во вселенной фильма (да и только ли в ней?) практически невозможно. И если с зажравшимися элитами изначально всё понятно, то как можно назвать людьми масс-медиа, уверенные в точности данных астрономов, но даже в тени неминуемой смерти продолжающие беспокоиться лишь о количестве лайков в твиттере? Достоин ли статуса людей простой народ, наконец узнавший правду и способный максимум на то, чтобы разграбить пару магазинов и таким образом выразить свой протест — да-да, Белый Дом явно испугается, а самим простолюдинам в аду несомненно пригодится 65-дюймовый телик. Да и цепные псы режима хороши — казалось бы, после провала всех планов, первое, что должна сделать с теми же плутократами их собственная служба безопасности — это заставить дегенератов молиться о быстрой смерти. Но псы продолжают демонстрировать свою собачью сущность, отпуская виновников гибели планеты восвояси, заселять созвездие Альфа Центавра. После просмотра эпизодов такой космической глупости, становится практически невозможно пожалеть кого-либо на этой планете, кроме разве что горстки здравомыслящих людей, которых лемминги за компанию тащят к обрыву. Увы, но, пожалуй единственный серьёзный минус астероида — отсутствие избирательного действия по признаку уровня IQ.

Техническая, организационная и визуальная часть фильма не отстаёт от его философской составляющей. Столь тщательно проработанные образы героев мне не встречались очень и очень давно. Та же Сильная и Независимая™ Кейт, в возрасте 40 лет бегающая в кричащих шмотках, с пирсингом в носу, курящая траву, спящая с индусом и подпевающая Wu-Tang Clan; мягкий, тихий, опасающийся поднять голос даже перед лицом смерти, оступающийся, но при этом не отступающий от своих важнейших принципов профессор Минди; утончённая, образованная, но абсолютно мёртвая внутри телеведущая Бри Эванти; сферический трансгуманист Ишервелл — наблюдать за любым из них чистое удовольствие. Темп повествования выдержан идеально, а интенсивность абсурда и ужаса, происходящего на экране растёт в строго выверенной прогрессии, не позволяя зрителю заскучать ни на минуту. Визуальный ряд уверенно держит марку, чередуя величественные панорамы неспешных небесных тел и бездумное шевеление муравейника с его метавселенной и смартфонами внизу.
Актёрский состав просто поражает — и обладатели «Оскаров», и менее известные профессионалы выдают идеальный перформанс, напоминая много лет играющий вместе симфонический оркестр. ДиКаприо, которого я полюбил всем сердцем после роли мистера Кэнди в «Джанго», в очередной раз демонстрирует аудитории, что не зря считается звездой А-класса, создавая образ, которому хочется верить с первой секунды. Кейт Бланшетт традиционно прекрасна в роли пустейшей современной аристократки, Мерил Стрип великолепна в образе дамы-президента (и очередного напоминания, какую жуткую ошибку совершило человечество, допустив женщин до политики), Джона Хилл сияет в образе рафинированного идиота, и даже Ариана Гранде почти не вызывает рвотных позывов, но основной сюрприз фильма это Дженнифер Лоуренс. Так совпало, что её актёрские таланты, ранее едва позволявшие ей вытянуть амплуа умирающей от голода девочки с толстыми щёчками, при наличии прямых рук режиссёра неожиданно раскрылись в совершенно беспрецедентном направлении. Если так и дальше пойдёт, того и гляди, вырастет новая Кристен Стьюарт.
 
 
Итог: прекрасный фильм, практически совершенный как по форме, так и по содержанию. Рекомендую к немедленному просмотру.

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют