bitov8080 prosto_chitatel 19.01.22 в 12:13

Витя, у меня 0 твоих фото, но я все равно тебя люблю!©

Отдавая дань таланту и вкладу в музыкальную культуру Виктора Цоя, по заданию редакции отправилась на выставку, открытую 15 января в Манеже. Признаюсь, отправилась без особого энтузиазма. 

Как оказалось, зря. Выставка получилась просто нереально крутой. Настоящая, сделанная с любовью, с выдумкой, с погружением в прошлое, с таким явно трепетным отношением ко всем сохранившимся документам, обрывкам записей, картинам, подробностям биографии, что я как-то по-новому узнала Виктора Цоя. Совсем иначе увидела его, даже, если хотите, заглянула в самую его душу и поняла, что вся эта экспозиция — она про большое счастье. Счастье просто жить. Счастье быть творцом и писать музыку. Счастье любить и быть любимым. Счастье барабанить по пустым коробкам в обшарпанной комнате общаги, кидать уголь и открывать для себя новые страны и континенты, новую культуру и людей, дружить и сумасбродничать, колесить по стране с концертами и остаться в нашей памяти навсегда.  Это все про счастье.

Сразу напишу — этот обзор практически полностью использует материалы, собственно, выставки. Я не ищу в сети статьи о Цое или ленинградском рок-клубе, не читаю про его окружение, не углубляюсь в чьи-то биографии и переплетения судеб, просто рассказываю ровно то, что там увидела, потому что этого, мне кажется, достаточно вполне.

Единственно, на выставке были такие врезки с текстами типа: «Виктор очень рано развил в себе эстетическое чувство, и его неудержимо влекло к красоте, поскольку в его быту мало что радовало глаз» © Это немного резануло мое эстетическое чувство, поэтому, если что, текст в этом бложике я пишу сама, без подобных заимствований, но близко по смыслу.

Цой, конечно, был одареннейшим художником. Вот чего я не знала, и что впервые увидела на выставке — это насколько, оказывается, человек был творчески разносторонним. В художественном училище им. Серова на специальности художник-оформитель удалось проучиться всего год, потом последовало исключение «за неуспеваемость». В то время Виктор входил в тусовку ленинградских панков, дружил с Юфой (кинорежиссером Евгением Юфитом) и Свином (Андреем Пановым).

"Они часто удивляли прохожих своими выходками: ловили голубей, раскрашивали их под попугаев и выпускали обратно, раздевались догола во время чистки снега, выливали друг другу на голову только что купленное в ларьке пиво"©

После исключения из училища, Виктор поступил на специальность резчика по дереву и успешно отучился. Но помимо художественных экспериментов, конечно, увлекался музыкой,  тогда это было пока именно увлечение. 

Он слушал любимые музыкальные группы, бесконечно прокручивая песни, пытался на слух их записывать и переводил со словарем. Вот внизу на фото сохранившаяся запись его перевода и плакаты с любимыми группами.

Насчет посещаемости выставки — приходилось буквально стоять в очереди к каждой витрине с экспонатами. Подойдя поближе к каждому, там можно услышать отрывок интервью или музыкальную запись, или отрывок концертной записи, или квартирника, которые показывают там же на экранах, очень классно придумано, но приходится немного потолкаться.

Ниже объяснительная Виктора Цоя на имя начальника РОВД города Киева, скромная афиша концерта любительских рок-групп, программа музыкального фестиваля ленинградских рок-групп от 87 года. И военный билет Цоя.

В 1983 году пришла повестка в армию, но Цой уже вовсю занимался концертной деятельностью, поэтому выбрал порезанные вены, имитацию маниакально-депрессивного психоза и психиатрическую лечебницу.

"Это было тяжелейшее испытание, и не раз, отвечая на вопросы о том, как трудно быть популярным, он говорил, что в психушке было труднее"©

Архивные фотографии и аудиозапись выступления Виктора Цоя и Алексея Рыбина в общежитии ленинградского госуниверситета:

Еще архивных фото, свадьба и рождение сына:

В 1986 году у Александра Липницкого появился первый в их компании видеомагнитофон, и с тех пор посещение просмотров фильмов стало обязательным. Цой, увидев фильмы «Кулак ярости» и «Выход дракона» стал фанатом Брюса Ли, начал заниматься боевыми искусствами, перенял философию, внешние детали — он рисовал себе царапины на лице, в том числе для фильма "Игла"и образа Моро. Плакаты из архивов:

Из философии Брюса Ли, цитирую: 

  • человек творящий, творит сам, это всегда важнее, чем устоявшийся стиль или система
  • используй только то, что действительно работает, и бери это отовсюду, где можешь найти
  • будь мягок, но не покорен, будь тверд, но не жёсток
  • ключ к бессмертию - это в первую очередь прожить жизнь, достойную памяти
  • простота - высшая ступень искусства
  • если любишь жизнь, не теряй времени - время есть то, из чего сделана жизнь
  • не важно, как медленно ты продвигаешься, главное, то ты не останавливаешься

В программе «Музыкальный ринг», которая начала выходить в 1984 году, Цой со своей группой участвовал в 1987 году в составе музыкальной поддержки проекта Сергея Курехина «Популярная механика»

А здесь Джоанна Стингрей выступает вместе с Цоем на его концерте. Это было его предложение, так же, он предложил сделать из концерта акцию за мир, надев футболки с надписями «Спасем мир», которые Стингрей привезла из Америки.

Легендарная Камчатка. В женском общежитии строительного треста г. Ленинграда была котельная. Оказывается, Цой еще и курсы кочегаров заканчивал. В 1986 году он начинает там работать, и место превращается в некий творческий неформальный клуб, где играли концерты и куда приходили друзья. 

Здесь сохранившиеся вещи из настоящей котельной, где работал Цой: табель рабочих ЖЭК за 1987 год, номер 17 — кочегар Виктор Цой. Записка Виктору Цою от Константина Белявского, директора группы «АукцЫон», который тоже работал кочегаром в «Камчатке»: «Витя! Завтра утром останови правый котел! В 14:00 придет Толик и будет его чистить. Костя!», кукла, сделанная фанатами Цоя:

Напоминаю, фото можно развернуть, если кликнуть на каждое отдельно. Весь следующий зал посвящен, собственно, музыке группы «Кино», а именно альбомам, которые они выпустили. У каждого стенда в наушниках играет «Кукушка» или «Дом стоит, свет горит». Очень здорово.

 

Зал оформлен в виде кассетника с пленками:

А это гитары, с которыми выступал Виктор Цой в разные годы:

Слева магнитофон MECHLABOR(ML)STM-200-B, на котором Цой с группой записали песни, которые не включили в альбом, и которые позже, в 1992 году, вошли в сборник «Неизвестные песни». Рядом портативная студия Ямаха, привезенная Джоанной Стингрей из США для группы «Кино».

Обложки альбомов, обложку "Это не любовь" Цой нарисовал сам, и черновики сочиненных им стихов к песням. 

Следующий зал оформлен в виде космической системы, центром которой является Звезда Виктора Цоя, и рассказывается о планетах и звездах - то есть, людях - друзьях, музыкантах, артистах, продюсерах, любимых - которые окружали певца на протяжении его жизни. И это самый, наверное, интересный зал, в котором я несколько подзависла. 

Во-первых, посмотрите, какое оформление:

Во-вторых, внутри каждой планеты встроен небольшой экран, в котором из сегодняшнего дня коллеги Виктора и его сын вспоминают и говорят о нем. Я записала, что успела в телефон.

Александр Титов, бас-гитарист группы «Кино»:

«Он был очень порядочный человек, который многое мог вынести молча. Нам интересно было создавать песни, которые качали, понимаете. Под которые можно было танцевать. А мне был дан карт- бланш, я мог играть только то, что достал из себя. Он все время смотрел в небо и чаще всего ночное, поэтому звезда для меня теплое... Я всегда покупаю теплые лампочки»

Алексей Рыбин, гитарист первого состава «Кино»:

"Это не было работой, это была жизнь, и он рисовал и резал при нас, и мы понимали, что он художник. Так же он относился и к песням. Каждая должна была быть закончена и вставать как паззл — как его картины и работы. Да, он герой в одном из прочтений....Человек такая сложная штука, что настоящую мотивацию его поступков не дано понять никому. Особенно такого большого творческого человека, которым был Витя"©

Игорь Тихомиров, бас-гитарист группы «Кино»:

"Когда пришел в рок клуб, было поначалу непонятно, почему такие простые на первый взгляд песни, вызывают такой отклик публики. Но это был не какой то набор штампиков. Витя приносил готовый материал, и мог некоторые песни забраковать, если мы начинали как-то там ерничать или хихикать. Витя ведь был живым человеком, очень разноплановым. Виктор не только светился, он и вспыхивал, и гас, и темнел, перемещался в пространстве. При этом все очень легко было и жизнерадостно"©

В-третьих, на стенах собраны фотографии всех, кто составляли окружение Цоя

Воссозданные сценические костюмы:

Это любимое кольцо Цоя в виде головы кота, которое треснуло по внутреннему краю во время аварии

А здесь Цой пишет Джоанне Стингрей, что, к сожалению, не сможет явиться на встречу, потому что сильно пьян, и надеется, что она не будет сильно сердиться. Так же, он собирает вещи в Ригу, но тоже ничего не знает, потому что все еще пьян. На обороте: Извини, забыл попросить, если ты продала одну из моих картин, привези мне, пожалуйста, белые спортивные кроссы и такие часы Свотч, как у тебя" :)

Фото — Цой в часах Свотч

Работы Виктора:

Зал, посвященный фильму «Игла»:

А это зал, посвященный художественным работам Цоя. Он рисовал даже на обертке, целлофане, картоне и полиэтилене, на всем, что попадалось под руку.

Здесь о поездке Цоя в Америку:

Джоанна Стингрей рассказывает, как он впервые катался на американских горках:

Это досье советских групп «Кино», «Звуки Му», «АукцЫон» министерства культуры Франции, пластинка "Кино"и банка супа Энди Уорхола с его автографом, который он передал Цою через Стингрей

Журнал "Интервьюер", вышедший в Америке с целым разворотом, посвященным нашим рок-музыкантам. 

Начинаются гастроли «Кино» — тут все города, где побывал Цой, практически, вся страна

А это сконструированный как бы кино-павильон, в котором режиссер Нугманов хотел снять с Цоем написанный специально под него фильм, но не успел

Справа кассета группы «Новые композиторы», которую Цой слушал в дороге в тот день

Дальше идет воссозданная стена с надписями со старого Арбата и импровизированное зеркало, на котором можно оставить свое послание Цою фломастером. 

И вот тут как-то даже до слез, если честно

Спасибо, что походили по выставке со мной. До новых встреч, друзья

#imhoch #alterlit #байопик #цой_жив #группа_кино #музыка

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    435

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bastet_66

    Искренне позавидовала автору, тоже с удовольствием побывала бы на выставке. Цой – целая эпоха. Довелось посмотреть его концерт в Архангельске. Очень много фото, которые позволили увидеть выставку, будто сама прошлась от зала к залу. Воспоминания нахлынули, ведь это юность. Но автору стоит повторить правила русского языка и сделать работу над ошибками.