vasyukhin Влад Васюхин 02.03.22 в 08:00

ПАПА В КОМАНДИРОВКЕ

#новые_критики #театрармии #ЦАТРА #кустурица #авимская

«Папа в командировке» — так назывался фильм, снятый Эмиром Кустурицей в 1985 году и получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Именно эти слова будет теперь говорить выдающийся режиссер своим взрослым детям — сыну Стрибору и дочери Дуне. Местом его творческих командировок станет Москва, где он и так был частым гостем, а теперь неожиданно для всей театральной России (да и не России тоже) знаменитый серб получил должность главного режиссера драматического театра, обладающего самой большой сценой в Европе. Такой большой, что туда может заехать танк. 

Построенное в 1940 году здание Театра Российской армии имеет форму звезды. Фото: teatrarmii.ru

Как и все театры с историей, Центральный академический театр Российской армии (ЦАТРА) за годы своего существования, а он был основан более 90 лет назад, в 1930, знавал разные времена. 
Он был и невероятно популярен, востребован, любим, и пребывал в забвении, билеты туда продавались в нагрузку, и числился серым, консервативным середняком, ходить в который театралы и критики считали моветоном.
Здесь работали крупные мастера сцены, любимцы страны — народные артисты СССР Фаина Раневская, Любовь Добржанская, Владимир Зельдин, Нина Сазонова, Людмила Касаткина, и до сих пор служат Людмила Чурсина, Алина Покровская, Лариса Голубкина и Ольга Богданова. Здесь начинали свой творческий путь (а иными словами, официально косили от армии) студенты театральных вузов, ныне знаменитые артисты — Олег Меньшиков, Александр Домогаров, Александр Балуев и другие. Здесь многие годы работал внук Сталина режиссер Александр Бурдонский. 

Сцена из легендарного спектакля «Учитель танцев» (1952)

Последние четверть века, до 2020 года, театром руководил крепкий профессионал — режиссер Борис Морозов, с которым в пандемию решили не продлевать контракт. Но не коронавирус тому виной: параллельно с Морозовым, с 2016 года, на художественную политику театра влияла заместитель директора по развитию Милена Авимская. Её призвали как эффективного менеджера. И эта дама стала «любимой героиней» зубодробительных театральных ТГ-каналов. 

Один из них — «Подковёрка» — писал в прошлом году: «Благодаря стараниям данной особы театр остается без худрука и главного режиссера. Ну не хочет Милена никого пускать в театр по вопросам творчества, одной намного удобнее. Последняя её премьера — ремейк фильма «Не может быть!» по Зощенко — абсолютно позорная и низкопробная постановка в духе «Уральских пельменей» в цирке». 

С именем Авимской связан громкий скандал, который едва не стоил ей карьеры. Речь идет об эскизе спектакля «Преступление и наказание (Раскольников/Галявиев)», сделанном режиссером Александром Плотниковым. Им были сопоставлены вымышленный персонаж классического романа и наш 19-летний современник, устроивший теракт в казанской гимназии. Эту работу, представленную в Театре армии в прошлом году в рамках Мастерской молодой режиссуры «Достоевский рядом», оценили как «оскорбление чувств» и попытку «пропаганды терроризма». По её поводу высказался даже член Совета Федерации Алексей Пушков: «Что-то глубоко не так с нашим театральным искусством. Не в силах создать что-то своё, паразитируют на классике, извращая её и низводя до собственного уровня». На защиту Плотникова поднялась либеральная театральная общественность. В итоге скандал замяли. Авимская сохранила своё кресло.

И вот в театре, принадлежащем министерству обороны, в качестве главного режиссера появляется вдруг... Кустурица! Мало того, что иностранец (подобные случаи бывали — вспомним литовцев Римаса Туминаса и Миндаугаса Карбаускиса, поляка Анджея Бубеня), так еще и кинорежиссер с мировым именем. Персонально приглашенный министром Сергеем Шойгу. Точнее, объявлено, что Эмир принял приглашение стать главным режиссером и даже озвучил ближайшие планы, а к работе приступит чуть позже. 

Эмир Кустурица — еще и гитарист группы The No Smoking Orchestra. Фото: new.thenosmokingorchestra.com

Кто-то к этому назначению отнесся с иронией. Молодой режиссер Александр Молочников написал в фейсбуке: «Полански — Ленком, Вендерсу — Модерн, Николсону — театр Эстрады». И его игру в комментариях подхватили другие, «раздав» московские театры Тарантино, Скорсезе и Депардье. Шутки шутками, но при нынешнем кризисе отечественной режиссуры призвать «варягов» — это выход, но последние события, как мы все понимаем, совсем к этому не располагают. 

Но кто-то, как худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, назвал плохой идею с приглашением Кустурицы, поскольку тот не имеет театрального опыта, не знает российского контекста и русской театральной культуры. «Самые замечательные кинорежиссёры начинали заниматься театром и терпели полное фиаско» — заявил Райхельгауз в интервью и привел в качестве примера Никиту Михалкова, Марлена Хуциева и Станислава Говорухина.

Во всяком правиле есть исключения. Я-то думаю, что многое будет зависеть от самого Кустурицы, от его погружения в дела многострадального театра, от его нежелания быть только «командировочным». А в том, что «балканский Феллини» — свободный человек с большими амбициями, сильным характером и светлым даром, можно не сомневаться. Едва ли он захочет проиграть. И, конечно, он не будет, как Борис Афанасьевич Морозов, мириться с экспериментами Милены Юрьевны Авимской (если, конечно, она вообще останется в его команде). 

«Как художник, — говорил Эмир, — я обязан делать людей счастливыми, хоть на какое-то время, я хочу и пытаюсь дарить людям утопию».
В общем, если ничего не изменится, то в театр Армии пришло время счастья — время Кустурицы.

P.S. Я написал этот текст, отправил в редакцию, а через несколько часов стало известно, что Эмир Кустурица сослался на «трудности перевода». Оказывается, он готов поставить в театре Армии три спектакля (два — на основе своих фильмов «Время цыган» и «Жизнь как чудо», а еще — по фильму Михаила Калатозова «Летят журавли»), однако возглавлять театр сербский мастер никак не планировал. «Я этого не хочу и не умею».

Удивительно в этой истории то, что о новом назначении министерство обороны сообщило 22 февраля, а уточнение от режиссера пришло лишь 1 марта. За это время уже успела дать интервью народная артистка РСФСР Лариса Голубкина, сообщившая, что очень надеется, что новый руководитель даст ей спеть «что-нибудь цыганское». Может, и даст. Если, конечно, все-таки доедет до театра.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    356

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bastet_66

    Даже в театр пробралась мировая зависимость друг от друга. Неужели все настолько плохо, что нет у нас достойных режиссеров? Совсем обнищали? Или кризис образования в действии? Конечно, с известными проще: у них уже имя. Может, стоит повнимательнее к своим приглядеться? Воспитывать молодежь? Среди них обязательно найдутся интересные экземпляры. Только надо довериться им, поверить. А опыт - дело наживное.