Рецензия на фильм «Южный Парк: Пост Ковид»/South Park: Post Covid

#новые_критики #новый_фильм #южный_парк #комедия #covid #кенни_бессмертен

год: 2021-2022
Режиссёр: Трей Паркер
В ролях: Трей Паркер, Мэтт Стоун

 

Привет зрителям!

В далёком 1996 году, когда известный актёр Джордж Клуни посмотрел случайно попавшую ему в руки кассету с короткометражкой «Иисус против Санта-Клауса», снял телефонную трубку и, набрав номер телеканала «Comedy Central», произнёс фразу «дайте этим ребятам шанс», никто и не мог даже примерно предположить, какой вулкан безумного креатива пробудит этот звонок. «Южный Парк», созданный фантазией двух друзей-студентов Трея Паркера и Мэтта Стоуна, после первых же эпизодов стал sui generis в области развлечений. Конечно, «анимационные шоу для взрослых» существовали и раньше, но никакие «Симпсоны» не могли угнаться за бешеной энергией, реализмом, абсурдным юмором и жёсткой иронией «Южного Парка». Играя на контрастах и почти всегда на грани фола, сериал умудрился оставаться свежим, актуальным и интересным более 20 лет и наглядно продемонстрировал популярность, а значит и окупаемость модели «взрослой» анимации, дав старт таким проектам как «Гриффины» и «Футурама». 

Но ничто не вечно под луной и при банальном отсутствии кирпичей даже великому архитектору не под силу построить дом. Суть иронии и сарказма заключается в гиперболизации пороков, а стабильное и процветающее общество 90-х и нулевых постепенно деградировало и в итоге изменилось настолько, что злая шутка двадцатилетней давности превратилась в объективную реальность. Запредельная глупость, отрицание разума и диктат эмоций, тотальное притворство, шизофренический стиль мышления, раньше бывшие целью безжалостной сатиры, в наше время стали нормой, и острая ирония «Южного Парка» постепенно выдохлась. Просуществовав 23 полноценных сезона, сериал выдал коротенький «Pandemic Special» в качестве 24-го и ушёл в длительный отпуск, что для обеспокоенных фанатов стало явным признаком бесславной гибели. 

Но осталось одно искажение реальности, всё ещё вызывающее естественную реакцию отторжения явного абсурда у публики — Covid. Удивительно, но именно истерические метания мирового сообщества перед лицом искусственно и непомерно раздутой угрозы обычного гриппа подарили сериалу новую жизнь. Итак, встречайте — первый полный метр (как нынче принято, в двух частях) Паркера и Стоуна после шедевральной «Team America» — «Южный Парк: Пост Ковид».

Фильм открывается радостной новостью — человечество наконец-то победило коронавирус! После всего-то 40 лет локдаунов, универсальных прививок и ежемесячных бустеров, люди с опаской начали выходить из домов и общаться без помощи Zoom. Паркер и Стоун неплохо знают свою Тору, соответственно, подобно евреям, помнящим египетский плен, за 40 лет сидения дома и онлайн-общения в будущем вымерли почти все, кто хоть немного помнил традиции индивидуальной свободы. Южный Парк превратился в мрачноватый киберпанковский город в стиле оригинального «Блейдраннера»: всюду рулят азиатские корпорации, люди проводят время в виртуальной реальности и не гнушаются убивать друг друга за пакет с продуктами из супермаркета, содержащими в основном сушёных насекомых (коровы создают опасность изменения климата, а значит не молока ни мяса в мире больше нет), армия безжалостно расстреливает мирных граждан при первых признаках заражения коронавирусом, словом, глобалисты радостно потирают ручки. 

Изменились и главные герои — они выросли, и время сыграло с ними злую шутку. Стэн превратился в алкоголика, зарабатывающего на жизнь онлайн-обзорами пива — сказались папины гены. Кайл стал консультантом стартапов. Некогда живший за чертой бедности Кенни стал миллиардером и знаменитым учёным (впрочем, в этом ему помог никто иной как сам Профессор Хаос), а вот Картман удивил больше всех, приняв иудаизм и став раввином. После того, как Кенни распространяет в СМИ свои теории о мировом заговоре, а затем неожиданно умирает (вот сюрприз-то), его друзья собираются вместе и пытаются докопаться до сути вопроса — кто же убил Кенни?

Всё, что в дальнейшем происходит на экране, на первый взгляд доказывает, что авторы «Южного Парка» не потеряли интерес к высмеиванию людских пороков и умения их распознавать. Всё худшее, что есть в современном обществе — зависимость от цифровых технологий, беспринципность и слабость, абсурдный конформизм и психология леммингов, диктатура масс с их моралью и интеллектуальным уровнем олигофрена — гиперболизируется и подвергается нещадному осмеянию. Прекрасны «высококачественные стейки» из тараканов, великолепна гугловская Алекса, заменившая Стэну жену и тиранящая слабовольного куколда не хуже живой бабы, идеально показана массовая истерика вокруг масок и вакцинаций, а также подмеченное ещё Хайнлайном подсознательное желание рабов отобрать даже незначительные элементы свободы у окружающих.

Однако в отличие от подавляющего большинства сатириков, авторы «Южного Парка» не ограничиваются констатацией факта, вместо этого заставляя зрителя самостоятельно делать выводы и признавать, что никто, кроме его самого, не виноват в сложившейся ситуации. Другое дело — ответ Паркера и Стоуна на второй извечный вопрос «что делать?» На примере «Пост Ковид» мы можем наблюдать конфликт принципов самих авторов сериала: с одной стороны, в их универсальном рецепте «обкуриться травой для решения всех проблем» прослеживаются ярко выраженные глобалистские тенденции, с другой — им нельзя не поаплодировать за всё ещё острую, честную и безжалостную иронию. Как и положено хитрецам, или, как нынче модно говорить, трикстерам, не до конца понятно, на чьей же стороне сценаристы, но, как говорил герой из «Источника» Рэнд, тот, кто издевается над толпой, одновременно собирая с неё деньги за вход на персональную выставку, никогда не пропадёт.

Семиотически фильм выстроен едва ли не идеально. В отличие от многих коллег по анимационному цеху, омажи в исполнении Паркера и Стоуна всегда ставили задачу в первую очередь передать дух пародируемого произведения, а не высмеять его. Жестокий и беспринципный мир упадка киберпанка, скрываемый тончайшим слоем внешних приличий прогрессивного и инклюзивного общества крайне успешно отражается шикарными отсылками то к Филлипу Дику, то к «Гленгарри». Безумные и абсолютно не связанные с реальностью экономические процессы, столь характерные для нашего времени и блистательно отстёбанные успешными схемами по продаже NFT под руководством Профессора Хаоса, как нельзя лучше отражают степень разобщённости фактической полезной деятельности современного человека и его экономического успеха. «Южный Парк» действует на многих уровнях восприятия, успешно вызывая эмоцмональный отклик в душе зрителя. И увы, это печалит.

Ведь если раньше, во время расцвета и пиковых сезонов, Джеймсу Кэмерону страшным усилием всё-таки удавалось поднять планку, и зритель облегчённо смеялся, будучи уверенным, что уж он-то точно не такой идиот, то «Пост Ковид», при всей его громадной юмористической составляющей, оставляет ярко выраженное горькое послевкусие. Насколько смешной не была бы шутка, никому не нравится быть её объектом. Да и заканчивается фильм на минорной ноте — символ нормального белого человека в итоге спивается и бомжует, а у всяких там метросексуалов всё оказывается в порядке.

Согласно доброй традиции вселенной «Южного Парка», философская составляющая фильма на высоте и хотя Кайл больше не произносит своих знаменитых монологов, уроки, которые преподносит нам «Пост Ковид», вполне очевидны. Простой, но не потерявший актуальность с античных времён принцип carpe diem прекрасно вписывается и в современные реалии. Мир никогда не будет добрым и пушистым, и если ты хочешь сделать его хотя бы чуть-чуть понятным и логичным — ищи свой шанс, всё зависит исключительно от тебя. Ну и разумеется, библейское «торопитесь жить» великолепно сочетается с поползновениями глобалистов — торопитесь насладиться настоящим мясом, господа, пока в ресторанах не начали подавать сколопендр напополам с туалетной бумагой по цене филе-миньон. 

Итог: традиционно классно снятый полный метр от Паркера и Стоуна. Эффекта разорвавшейся бомбы фильм не производит, но и времена нынче другие. Рекомендую.

P. S. Подобно Фениксу, «Южный Парк» неожиданно восстал из пепла, начав потчевать нас полноценным 25-м сезоном, пусть и на богомерзком канале MTV. Пока качество материала держится на уровне 8/10, посмотрим, что будет дальше.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    415

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bastet_66

    Ну вот и от ковида польза нарисовалась – вдохнул жизнь в «Южный Парк». Рецензия отличная, даже захотелось посмотреть фильм. Немного пугает прозорливость авторов фильма. Зато есть над чем задуматься тем, кому есть чем думать. Автор прекрасно владеет словом, но вот с грамматикой как-то не дружит.