vasyukhin Влад Васюхин 17.03.22 в 08:00

Тео и Гукон

Сколько в Москве театров — не знает никто.

Вы скажете, что такого не может быть. Да запросто!

Разумеется, те коллективы, что сидят на государственном бюджете, пересчитать легко. Они делятся на театры федерального подчинения, которые находятся в ведении министерства культуры России (Большой, Малый, оба Художественных, Вахтанговский, Театр наций и т. д.), и на городского подчинения (этих гораздо больше, ими управляет департамент культуры Москвы). Итого в общей сложности — около ста. Плюс Театр армии, принадлежащий министерству обороны.

И примерно столько же, если не больше, независимых, частных, полупрофессиональных, полулюбительских, народных, студенческих театров и театриков, бездомных антрепризных проектов и продюсерских центров. Они то появляются, то исчезают, то возникают вновь, выиграв грант, ограбив банк или найдя спонсора, какого-нибудь современного Савву Мамонтова. Или безумный энтузиаст упорно воплощает свою мечту — кто запретит? Ведь театр, по словам Немировича-Данченко, начинается, когда на площадь выходят два актера и расстилают коврик.

Главное — успеть расстелить этот пресловутый коврик! И если завтра мне вдруг взбредёт в голову собирать дома желающих послушать мои пьесы или стихи и объявить свою квартиру, скажем, Театром на Скаковой (так называется наша улица, топоним объясняется просто — рядом расположен ипподром), то число столичных театров, которое всё равно никто толком не знает, снова изменится.

Будем считать, что сейчас в Москве чуть более двухсот театров. Много это или мало для мегаполиса, численность жителей, а значит и зрителей, которого тоже постоянно меняется? Тоже неясно. Одно время чиновники хотели вычислить: сколько театров требуется на душу населения, теперь от этой затеи отказались. Потому что открыть новый очаг культуры, к примеру, в спальном районе — это вам не очередную «Пятерочку» или «Магнолию» забабахать. Театральные союзы, как и брачные, заключаются на небесах.

А вот закрыть театр можно запросто. Помните, как в миниатюре Хармса «Неудачный спектакль» выходит маленькая девочка и объявляет: «Папа просил передать вам всем, что театр закрывается. Нас всех тошнит». 

Нет, ну не закрыть, это как-то не комильфо, а вот объединить, то есть женить или выдать замуж за другой театр, а после тихо оптимизировать труппу и остальной коллектив, это выглядит куда как симпатичнее. 

Наблюдается сейчас в столице и не только в ней такой тренд: укрупнять, объединять «успешных с неуспешными». К примеру, осенью прошлого года после почти 30-летнего раскола Театр на Таганке слили с «Содружеством актеров Таганки». Пересказывать историю разделения знаменитой труппы Юрия Любимова нужно долго и нудно, у каждой стороны — своя правда. Но в 2020 году умер влиятельный Николай Губенко, основавший «Содружество» и никогда бы не допустивший объединения двух пусть и соседних, но совершенно разных театров.

А теперь пришла новость, что к Таганке присоединят театр «АпАРТе», далеко не самый заметный столичный коллектив, который однако рассчитывал в этом году отпраздновать 25-летие своего существования и вступать в законный брак ни с кем не собиравшийся. Но он «ликвидирован путем присоединения».

Да что там «АпАРТе», о существовании которого многие зрители даже не подозревали, если давно ходят слухи о слиянии главных драматических монстров — МХТ им. Чехова и МХАТа им. Горького. И, кажется, только страх перед 88-летней Татьяной Васильевной Дорониной еще как-то удерживает минкульт от этого решительного шага.

Ведь спокойно объединили после смерти Армена Джигарханяна созданный им театр с Театром Сатиры. И ничего, что расположены они в разных районах Москвы.

Мне возмущенно написала одна известная артистка «Сатиры» о своих новоиспеченных коллегах: «Их там почти столько же, сколько нас — 60 человек, половина — с сомнительным образованием. И они теперь — артисты академического театра».

Людям, далеким от закулисья, не понять всего драматизма, комизма и даже трагизма ситуации. Вы футбольный фанат? Ну представьте, что если бы клуб «Зенит» объединили с командой «Олимп-Долгопрудный». Что будет с игроками последнего? Так и актеры более слабых трупп сперва окажутся на скамейке запасных, а после с ними попросту не продлят контракт.

Понятно, что государству всё труднее и труднее содержать такое количество театральных трупп. Понятно, что какие-то театры превратились в богадельни. Но объединителям и укрупнителям все-таки не стоило бы забывать стихотворение Маяковского «Прозаседавшиеся». Там речь, в частности, идет о слиянии Тео и Гукона. Тео — это театральный отдел Народного комиссариата просвещения, а Гукон – Главное управление коннозаводства.

Думаете, такое нереально? Но ведь ходит же в театральных кругах слух, что готовится «коктейль» из подмосковного ТЮЗа во главе с Нонной Гришаевой, драматического театра «Сопричастность», работающего теперь без худрука, и московского молодежного театра под руководством 79-летнего Вячеслава Спесивцева. Даже боюсь себе представить, что родится из этого союза…

#новые_критики #театральныйобзор #прозаседавшиеся #театрнатаганке #содружество #апарте #мхтчехова #мхат #театрсатиры #тюз

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 261

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют