Рецензия на фильм «Борьба со льдом» / Against the ice

#новые_критики #живая_классика #арктика #костер_вальдау #приключения #ланнистер_во_льдах

год: 2021
режиссёр: Петер Флинт
в ролях: Николай Костер-Вальдау, Джо Коул, Чарльз Дэнс, Хейда Рид

 

Привет зрителям!

Посмотрев за последние полгода как минимум дюжину фильмов, повествующих исключительно о борьбе Сильных, Независимых Женщин с гетеронормативным угнетением, я уж грешным делом думал, что Голливуд окончательно забыл о существовании остальных 38 гендеров. И тут вдруг под руку попалась картина, выполненная по настолько классическим лекалам, что привыкший к СЖВ-продукции автор несколько оторопел. Бывает, что гуляя по городу и с брезгливой иронией наблюдая за одноразовыми обмылками из силумина и жести, которые по недоразумению называются современными авто, неожиданно замечаешь сверкающий на солнце идеально сохранившийся 108-й «Мерседес», и вместе с этим немедленно получаешь заряд веры в человечество и надежду на то, что не всё в процессе нашей эволюции ещё потеряно. Именно такие чувства у меня вызвал эпос «Борьба со льдом».

Фильм рассказывает нам о последних годах великих географических исследований, о периоде времени, когда с каждым месяцем надписей «terra incognita» на карте оставалось всё меньше, а людям, в душах которых горел огонь познания неизвестного, неожиданно стало некуда себя деть. Капитан Эйнар Микельсен относился именно к этой категории людей — в то время как превратившиеся в благообразных буржуа датчане, окончательно позабыв своё славное прошлое викингов, с упоением развивали промышленность и сельское хозяйство, Микельсен всё ещё странствовал по северным морям, исследуя берега Гренландии. Бездарное правительство Фредерика VIII уже подумывало о полном прекращении финансирования деятельности Микельсена, как вдруг помощь пришла с совершенно неожиданной стороны — из-за океана. Американские исследователи высадились в Гренландии, заявили, что остров на самом деле разделён пополам замёрзшим проливом, назвали северную часть Гренландии Землёй Пири и объявили её собственностью США. И тут датское правительство немедленно вспомнило об убыточном Микельсене и направило ему срочную депешу с заданием найти важные документы, утерянные предыдущими исследователями, которые должны помочь Дании в территориальных спорах. 

Как назло, необходимость в очередной экспедиции появляется в самый неподходящий момент — в Гренландии начинается зимний сезон, и так не особо высокая температура падает до стабильных минус 40, экипаж корабля устал, припасов осталось мало, и самое главное — наиболее опытный погонщик собак отмораживает пальцы, лишив Микельсена ценнейшего члена команды. 

Одному Микельсену с дальним переходом явно не справиться, добровольных помошников капитану не находится, поэтому он принимает решение взять с собой на лёд абсолютно неопытного матроса Ивара Иварсена. Задача кажется практически невыполнимой — пройти более тысячи километров по сильно пересеченной местности, борясь одновременно с природой и временем — если не успеть за полтора-два месяца, ожидающий экспедицию корабль может раздавить льдами. Тем не менее, Микельсен не колеблется не минуты, ведь если не он, кто же ещё совершит подвиг и рискнёт жизнью за короля и отечество?

Но, согласно всех заветов Хайнлайна, природа совершенно не настроена воспринимать всерьез человеческие сентименты, соответственно, буквально с первых же дней наспех собранную экспедицию начинают преследовать неудачи. Неопытный Иварсен не справляется с собаками, теряет лучшего пса и часть припасов, ломается единственный примус, на экспедицию нападают белые медведи, и, самое страшное — карта, оставшаяся от предыдущих исследователей, оказывается неточной и нужный ориентир никак не желает находиться. Но несмотря ни на что, Микельсен и Иварсен идут вперёд, заходят чуть ли не за полярный круг и на голом энтузиазме всё-таки находят закладку с документами. Теперь товарищам предстоит долгий путь назад на юг, практически без еды и патронов, с тремя собаками (которых ясное дело, придётся съесть по дороге), да ещё и в условиях наступившей полярной зимы. Перспектива успеть до отплытия корабля становится всё более туманной, во время очередной атаки белых медведей капитан получает серьёзное ранение, да ещё и постепенно начинает сходить с ума, всюду видя галлюцинации своей невесты. Но стремительно мужающий Иварсен не отступает, последние километры едва ли не тащит на себе раненого, но, добравшись до дождавшегося их корабля, получает очередной неприятный сюрприз...

«Борьба со льдом» полностью захватывает внимание нормального гетеросексуального мужчины с первых же минут хронометража. В наше время созерцать героев, которые, казалось бы, шагнули на экран прямиком со страниц романов Джека Лондона — редчайшее удовольствие.
Перед глазами зрителя восстают из праха небытия такие, казалось бы давно и надёжно забытые понятия как сила воли, чувство долга, самопожертвование, гордость и великие цели, и эффект, производимый ими на сознание публики, привыкшей к ироничной амбивалентности метросексуального протагониста, подобен обильному ливню после долгой засухи. Причём самое замечательное во всём процессе наслаждения фильмом это факт, что ничего особенного на экране не происходит — инопланетяне не нападают, судьбы империй не решаются в битвах пяти армий, пожилые британские девушки не вскармливают грудью драконов — а фильм тем не менее держит в напряжении все полтора часа. И основная заслуга тут принадлежит великолепным психологическим портретам протагонистов. Микельсен и Иварсен — кстати, реальные исторические личности — отнюдь не супергерои, а вполне себе обычные люди, способные противопоставить судьбе не мощь планеты Криптон, а исключительно свою смекалку и силу воли. Природа подвергла их жесточайшему испытанию, которое они с честью выдержали, заплатив за это высокую цену. Разумеется, для современных маркетологов это станет открытием, но нормальным людям куда приятнее наблюдать за тем, как настоящие мужчины решают насущные и вполне реальные проблемы, чем за надуманными психологическими страданиями дегенератов марвеловского пошиба. В процессе просмотра снова и снова радуешься тому, что люди, историю которых мы видим перед собой, всего лишь сто лет назад были нормой, а не исключением, и грустишь, понимая, как далеко мы все деградировали, согласившись считать нормой нынешних сойбоев, содрогающихся от любой неполиткорректной мысли. 

Несмотря на весьма скромный бюджет, техническое исполнение фильма на высоте, прекрасные натурные сьёмки величественных панорамы гренландских пейзажей мастерски передают дух смертельно опасной ледяной пустыни, с царственным равнодушием наблюдающей за играми людей. 

Актёрский состав этого камерного фильма одновременно функционален и прекрасен. Николай Костер-Вальдау, полюбившийся мне ещё со времён замечательного «Выстрела в пустоту», и тут не разочаровыает, снова играя роль настоящего мужика с железными принципами. Джо Коул, знакомый зрителю по эпизодической роли в «Острых козырьках», идеально изображает процесс стремительной эволюции восторженного мальчика-идеалиста, под влиянием суровых обстоятельств оперативно превращающегося в умудрённого опытом мужа. Ну а Хейда Рид, исполняющая роль не очень молчаливой галлюцинации, своей нордической красотой наглядно демонстрирует, почему Джордж Линкольн Рокуэлл в своё время искал себе жену именно в стране геотермальных источников.

Итог: отличный фильм для настоящих мужчин.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 316

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют