vasyukhin Влад Васюхин 13.04.22 в 09:11

На сцене — ЖЗЛ!

Историки меня поправят, но, скорее всего, не ошибусь, если скажу, что зрелища о знаменитых мужчинах и женщинах существуют столько же, сколько и сам театр. Еще древние греки делали их героями своих пьес, а возьмите Шекспира с его историческими хрониками — все эти его номерные Ричарды да Генрихи, или Пушкина с «Борисом Годуновым», с «Моцартом и Сальери»... 

В общем, для театра, как и для его младших братьев — кинематографа и телевидения, жизнь замечательных людей — неиссякаемый источник сюжетов. Что же касается публики, так ведь Александр Сергеевич уже всё объяснил: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе».

Жадно читает и не менее жадно смотрит. Сегодня на столичных сценах можно увидеть немало спектаклей-биографий. Сделаны они с разной степенью исторической достоверности, с разной долей скуки и пошлости (или с отсутствием оных), а среди героев есть как всемирно известные деятели, вроде Сталина, так и вполне себе локальные персоны. 

Больше всего публике интересны, конечно же, зрелища о наших современниках — или живых (дай им Бог здоровья), или относительно недавно усопших. Поэтому настоящей сенсацией стал спектакль «Горбачев», поставленный в 2020 году в Театре Наций латышским режиссером Алвисом Херманисом по его собственной инсценировке, где нет места официозу и пафосу. 

Буквально на наших глазах народные артисты РФ Евгений Миронов и Чулпан Хаматова (её недавняя эмиграция, увы, поставила под вопрос дальнейшее существование спектакля) превращались в первого президента СССР и его супругу и проживали десятилетия — от первого знакомства до смерти Раисы Максимовны. И правильнее этот спектакль о любви и власти было бы назвать «Горбачевы». 

Спектакль «Горбачев», Театр Наций

Еще одно зрелище о человеке с Олимпа, получившее, может, и не такой резонанс, как спектакль о чете Горбачевых, называется «Аудиенция». Пьесу написал в 2013 году британец Питер Морган. Это череда встреч Елизаветы II с премьер-министрами. Их много, она одна. Английскую королеву играет королева сцены Инна Чурикова. 
Этот спектакль делался как независимый проект, но сейчас вошел в репертуар Театра Вахтангова.

Кажется, Вахтанговский театр — лидер по байопикам. Недавно я писал про их премьерный «Мастер-класс», где в центре — легендарная певица Мария Каллас (Людмила Максакова). А еще в его репертуаре есть спектакли, посвященные другим артистическим легендам: «Смех лангусты», где Сару Бернар играет Юлия Рутберг, «Люся. Признание любви», в котором Нонна Гришаева предстает в образе Людмилы Гурченко, спектакль «Фрида» о культовой художнице Фриде Кало, «Нижинский. Гениальный идиот» — о танцовщике Вацлаве Нижинском, а «Танго между строк» посвящено композитору Оскару Строку, и среди действующих лиц там есть даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева. 
К этому списку можно добавить «Дневник Анны Франк» и «Ромула Великого».

«Фрида. Жизнь в цвете», Театр Вахтангова
«Люся. Признание в любви», Театр Вахтангова

Если вахтанговцы лидируют в командном зачете, то Сергей Безруков — чемпион в индивидуальной гонке. Его всеядность уже стала объектом анекдотов. Валентин Гафт говорил: «Умереть не страшно. Страшно, что после смерти могут снять фильм, и тебя сыграет Безруков». Сергей Витальевич регулярно и успешно выходит на сцену Губернского театра то в образе Пушкина, то Есенина, то Высоцкого.

Спектакль «Пушкин», Московский Губернский театр

Сегодня на столичных сценах можно увидеть «Женщин Есенина» (МХАТ им. Горького), Чарли Чаплина и Соломона Михоэлса («Двое», агентство «Арт-партнер»), Сталина, Рузвельта и Черчилля в спектакле «Большая тройка» (Малый театр). 

Целое созвездие известных личностей — Михаил Шемякин, Сергей Довлатов, Вилли Токарев, Эдуард Лимонов, Елена Щапова, Рудольф Нуреев, Петр Вайль, Александр Генис и другие — представлено в Театре Стаса Намина в спектакле «Нью-Йорк. 80-е. Мы!»

Можно найти отличия в воплощении образа незабвенной Фаины Раневской Ольгой Хохловой (спектакль «Одинокая насмешница») и Светланой Коркошко («Птица, парящая в клетке»). Можно сравнить Софью Андреевну Толстую в исполнении Евгений Симоновой в «Русском романе» (Театр Маяковского), и в версии Ирины Алферовой («Толстого нет» в Школе современной пьесы). Там же, в ШСП, Елена Санаева играет Фаину Райхельгауз, мать худрука театра Иосифа Райхельгауза, в поставленном им спектакле «Фаина. Эшелон». 

И примеры театрального ЖЗЛ можно приводить и приводить. 

«Нью-Йорк. 80-е. Мы!», Театр Стаса Намина

Поскольку сам я не только пишу о театре, но и для театра (правда, пробиться на сцену невероятно сложно, ну кто сейчас — не драматург и не сценарист?!), то в финале поделюсь личным опытом.

У меня есть, как минимум, две пьесы, основанные на биографиях знаменитостей — «Без Есенина» и «Нина и Тонино». Почему — как минимум? Потому что еще две — «Беглец» и «Финисаж» — подразумевают реальных прототипов, но их герои носят другие имена, а потому у автора развязаны руки насчет каких-то фактов.

Но вообще я убежден, что если пишешь об историческом персонаже, то нужно влезть в его шкуру. Мало перелопатить как можно больше материалов о нем и о его эпохе, забуриться в архивы и библиотеки, сопоставить документы и мемуары, посмотреть фото и видео, сходить в его музей и так, и тому подобное. Важно помнить, что не для того многие селебретис так кропотливо всю жизнь создавали и лелеяли свой миф, чтобы ты взял да и разрушил его. И, разумеется, важен сюжет. Мне, к примеру, интереснее показать жизнь и характер героя не чередой эпизодов, а через какой-то конкретный случай, как океан через каплю воды. 

В моей пьесе «Без Есенина» (второе название «Русская любовь»), помимо вымышленных, есть три когда-то живших человека — Айседора Дункан, её приемная дочь Ирма и муж Ирмы, директор танцевальной школы Дункан Илья Шнейдер. Мне показалось увлекательным — рассказать о Есенине без его непосредственного участия в пьесе. Я взял короткий эпизод из их биографий, буквально несколько дней: в Ялте, в начале октября 1923 года, Дункан и её спутники ждали приезда поэта и постоянно говорили и спорили о нём. Так вот когда я сочинял эту драму, у меня образовалось две или три полки книг, связанных с моими героями. 

А вот пьеса «Нина и Тонино» родилась после моего интервью для журнала Story с актрисой Театра им. Пушкина Ниной Георгиевной Поповой, много лет дружившей с Тонино Гуэррой, выдающимся итальянским поэтом, художником и сценаристом. Это была платоническая любовь. Часто он звонил ей в Москву, чтобы просто сказать: «Нина, здравствуй! Это я. Я тебя люблю». И вешал трубку. Трогательные воспоминания, наблюдения и впечатления актрисы я дополнил историями, афоризмами, строчками стихов и короткой прозой самого Тонино, фрагментами мемуаров его друзей и соратников по искусству — Феллини, Антониони, Параджанова. А еще почти пять часов провел в его московской квартире и слушал вдову Тонино — Лору...

Писать об исторических персонах нужно так, чтобы на том свете автору было не стыдно встретиться с ними.

#новые_критики #театральныйобзор #спектакльгорбачев #театрнаций #театрвахтангова #фридажизньвцвете #московскийгубернскийтеатр #спектакльпушкин #театрстасанамина

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 409

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют