Рецензия на фильм «Проект «Адам» / «The Adam Project»

#новые_критики #комедия #рейнольдс #фантастика #путешествие_во_времени

год: 2022
режиссёр: Шон Леви
в ролях: Райан Рейнольдс, Зое Саладана, Уокер Скобелл, Дженнифер Гарнер, Марк Руффало, Кэтрин Кинир

 

Салют зрителям!

Некоторые франшизы прошлого, несмотря на солидный возраст, сделаны настолько хорошо, что практически не поддаются каким-либо перезагрузкам, расширениям вселенных и прочим хитрым финансовым трюкам. Что же в таком случае делать продюсеру, которому вполне закономерно хочется получить прибыль? Разумеется, снимать нечто, максимально похожее на живую классику, в надежде привлечь внимание зрителя знакомыми концепциями. Увы, выгорает такое мероприятие довольно редко, причём даже в тех случаях, когда к делу подключается известный специалист комедийного жанра.

Однако, в случае с «Проектом Адам», в игру включились целых три положительных элемента — весьма креативный режиссёр Шон Леви, грандмастер комедии всех мастей Райан Рейнольдс и талантливый молодой актёр Уокер Скобелл. Посмотрим, удалось ли количеству перерасти в качество и создать современного конкурента франшизе «Назад в будущее». 

Сюжет фильма вращается вокруг на первый взгляд обычного американского мальчишки по имени Адам Рид. Адам живёт с мамой, ходит в пятый класс, задирает там сверстников, дерётся, получает выговоры и в целом делает всё возможное, чтобы отвлечься от воспоминаний о погибшем а автокатастрофе отце. Мать Адама, будучи весьма практичной особой, немедленно начинает встречаться с другими мужчинами, дав Адаму повод толсто троллить её кавалеров. 

Как-то раз, получив очередное исключение из школы, Адам сидит дома и скучает, как вдруг в лесу недалеко от его дома совершает жёсткую посадку НЛО. Ожидая увидеть пришельцев или что-нибудь не менее интересное, наш герой несколько разочаровывается, обнаружив на своём участке с виду вполне обычного человека в лётной униформе и с огнестрельным ранением в боку. Впрочем, пилот немедленно начинает преподносить сюрпризы — ретривер семьи Рид радостно бросается к незнакомцу, сам лётчик неожиданно упоминает детали, которые никак не могут быть известны чужаку, да ещё и у Адама оказывается такой же шрам на подбородке. Словом, авторы не затягивают интригу и уже на десятой минуте фильма раскрывают основную сюжетную тайну — пилот НЛО это и есть Адам, но из будущего и в наши дни он прибыл с важнейшей секретной миссией. Впрочем, поскольку Адам в возрасте 40+ всё такой же крайне несерьёзный балагур, секрет миссии немедленно выбалтывается — оказывается Адам прибыл в прошлое не изменять мир к лучшему, а спасать от смерти свою девушку по имени Лора (увы, далеко не Палмер) — также пилота машины времени, которая не вернулась с миссии. 

Тем временем из будущего прибывает зондеркоманда, состоящая из слабо персонифицированных негодяев, горящих желанием убить Адама. Их мотивация, кроме того факта, что Адам украл у них футуристический самолёт, способный перемещаться во времени, не до конца понятна, но режиссёр не тратит время на разъяснение подобных мелочей, вместо этого предлагая вниманию зрителей прилично поставленные сцены драк с использованием лазерных дубинок — очевидно, ковать лазерные мечи в будущем всё же не научились. Взрослый Адам, не сумевший выстоять перед лицом превосходящих сил, уже готовится принять достойную героя смерть, как вдруг на сцену, в лучших традициях deus ex machina выходит Лора, которая спасает обоих Адамов и слегка проясняет сюжет. 

Оказывается, что технологию путешествия во времени изобрёл отец Адама, а его коллега по имени Мая Сориан быстро сориентировалась, слетала в 2018 год, убила своего партнёра и дала своей прошлой версии подробные инструкции, в какие акции вкладывать деньги — прямо как Биф из фильма «Назад в будущее». Услышав такое, Адамы решают спасти папу и отправляются в прошлое.

Казалось бы, общая идея фильма, хоть и глубоко деривативна, в целом не так уж и плоха, но по неизвестным причинам её реализация исполнена на удивление поверхностно. Если уж режиссёр задумал снимать переосмысление классического хита о летающих скейтбордах, то явно недостаточно показать прыжок из 2022-го в 2018-й и после этого иметь право считать, что галочка в графе «путешествие во времени» поставлена. В отличие от опуса Земекиса и даже от «Терминатора», технология путешествий во времени не объяснена в принципе, поскольку считать объяснением единственное предложение о том, что «кванты открывают чёрную дыру» может только человек с IQ Форреста Гампа. Впрочем, такой подход вполне соответствует духу нынешних времён — соевым зумерам ведь тоже не интересно, как устроен их айфон, лишь бы он снимал инстаграм, а выражение «причинно-следственные связи» вообще покажутся им тарабарщиной.

Также нам совершенно ничего не рассказывают о мире будущего, кроме того факта, что белые женщины к середине XXI века, вероятно, успешно закончились, иначе с чего бы главному герою с внешностью неплохо сохранившегося красавчика Рейнольдса встречаться с негритянкой? Абсолютно непонятно, почему в будущем полёты во времени контролирует одна корпорация, пусть даже очень богата? Чем в это время занимается правительство? Есть ли оно вообще? Почему с густонаселёной территории Калифорнии регулярно вылетают в космос специальные самолёты, а диспетчерские службы гражданской авиации и в ус не дуют? 

Но всё это мелкие недоработки, а наиболее серьёзная проблема «Проекта» заключается в стремлении режиссёра прыгнуть выше головы. В прошлый раз, когда Леви сотрудничал с Рейнольдсом, первый чётко знал, что снимает именно комедию, и в итоге получилась прекрасная картина «Главный герой». В этот раз детище Леви старается побыть одновременно и комедией, и фантастикой, и боевиком, и драмой, в итоге не достигая ни одной из поставленных целей. Создаётся впечатление, что авторы картины решили буквально повторить опыт героев Джерома, варивших ирландское рагу из всех имеющихся под рукой ингредиентов, включая дохлую крысу, которую принёс в зубах Монморанси. Нельзя сказать, что данный подход полностью портит готовый продукт, но развитие любой области деятельности человека недаром всегда движется в сторону специализации, поэтому фильм бы только выиграл от более чёткой жанровой принадлежности и нормального сценария. 

Увы, но программа-максимум авторов, имеющая целью переосмысление классического хита «Назад в будущее», выполнена не была. Подвёл ли креативную группу относительно скромный бюджет (116 миллионов для современных режиссёров не деньги) или же всё-таки не хватило творческого потенциала, но факт остаётся фактом — недавно перезагруженные «Охотники за привидениями» смогли зацепиться за нужные элементы исторической славы и возродить дух гранд-фильма 80-х, а детище Шона Леви — нет.

Впрочем, справедливость требует признать, что с технической стороны фильм выполнен прилично и в целом неплохо развлекает. Многочисленные полёты футуристических истребителей, драки, погони и перестрелки поставлены крайне бодро и весело, мало того, в фильме присутствует даже такой беспроигрышный элемент бесстыдного заимствования, как уже упомянутый летающий скейтборд — уверен, что было бы мне лет на 30 поменьше, я был бы в восторге. И, разумеется, огромная заслуга в вытягивании фильма на сколь-либо приемлемый уровень принадлежит актёрскому составу.

Райан Рейнольдс — общепризнанный король современной комедии, с достоинством принявший эстафету от Лесли Нильсена 80-х и Джери Льюиса 60-х. Как и положено высококлассному профессионалу, Рейнольдс выкладывается по полной, максимально оживляя абсолютно двухмерный персонаж. Зое Саладана, несмотря на все её стенания о притеснении в шовинистически-расистском Голливуде, тем не менее является хорошей актрисой и достойно выступает в роли любовного интереса Рейнольдса. Уокер Скобелл — прекрасный молодой актёр, и 12-летний Адам в его исполнении, пожалуй, получился самым живым и объёмным персонажем. Гарнер и Руффало хороши в эпизодических ролях родителей Адама, а вот злодейка в исполнении Кэтрин Кинир не удалась совсем — хотя, возможно банальность зла в картине это осознанно применённый элемент философии нигилизма.

Итог: пустой, но вполне себе весёлый фильм для детей от 6 до 60 лет. Остальным получать удовольствие от просмотра помешает вторичность концепции и прорехи в сценарии.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 321

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют