До и после
Ну а в самом деле, разве не интересно было бы узнать, как пошли дела с дачами у Лопахина, купившего и пустившего под топор вишневый сад? Умер ли Фирс в заколоченном доме? Поженились ли Аня и Петя Трофимов? А кто у них родился — мальчик или девочка? Какие новые несчастья у Епиходова? Продолжает ли фокусничать Шарлотта? Но главное — что с Раневской? Добралась ли до Парижа? Жива ли? Счастлива?
А куда уехал Чацкий? Вышла ли Софья замуж за Молчалина? А кого родила?
И, наконец, как сложилась жизнь Хлестакова? И чем закончилась карьера Городничего после приезда настоящего ревизора?
Конечно, всё это и забавно, и любопытно.
Был соблазн назвать эту колонку иначе — «Приквелы и сиквелы». Но в нашей речи и без меня сегодня столько англицизмов, птичьего языка, словесных карикатур, что решил воздержаться.
Если вы посмотрите определение этих понятий (ну вдруг кто-то не знает), то обязательно обратите внимание, что обычно их, приквелы и сиквелы, относят к литературе, конкретно к прозе, или кинематографу, но не к театру. А между тем мода дописывать продолжение или начало известных историй тихой сапой докатилась и до театральных подмосток. Конечно, было бы сильным преувеличением сказать, что это приняло характер эпидемии, однако примеры есть.
На экспериментальной сцене Театра Армии сейчас идет моноспектакль «Баба голубиная». Это продолжение популярной и полюбившейся пьесы Владимира Гуркина «Любовь и голуби». Дмитрий Минченок, автор сиквела, оставил одну героиню — Надю Кузякину, которую и в постановке театра «Современник», и в народном кинохите Владимира Меньшова играла Нина Дорошина. Говорят, эта пьеса (авторское название — «Когда голуби улетели») и писалась специально для Дорошиной, но она, прочитав, эту затею отвергла. В итоге спектакль вышел в другом театре и с другой не менее прекрасной актрисой — Алиной Покровской, той самой, из фильма «Офицеры».
У меня было опасение, что Покровская будет играть Дорошину, играющую Кузякину. К счастью, шоу «Точь-в-точь» не случилось. Играет актриса по-своему, совсем другой характер. Играет пронзительно. Публика плачет: на старости лет Надя-Надюха-Надежда осталась одна, даже соперница-разлучница Раиса Захаровна умерла от рака. Но тем, кто по каким-то причинам умудрился ни разу не посмотреть меньшовский фильм, «Баба голубиная» будет не очень понятна.
Еще один пример — «Розовое платье» во МХАТе им. Горького. Тоже моноспектакль, хотя актрисе Ирине Линдт немного подыгрывают присутствующие на сцене несколько участников спектакля «Три сестры».
Наталия Мошина написала пьесу «Розовое платье с зеленым пояском» как монолог 50-летней Натальи Ивановны. Той самой Наташи из чеховских «Трех сестер», которую принято считать чудовищем — и недалекая, и одевается безвкусно, и мужу изменяет, и в доме всеми командует. Но так ли это все?
У Наташи своя правда: «Знаете ли вы, как трудно быть женой мужчины, у которого куча сестёр? Зависть, вечные женские шпильки — и всё это в тройном объёме. А кто адресат? Я, обычная провинциальная барышня. Казалось бы. Они ни секунды не считали меня рóвней себе — так почему зависть, спрашивается? Позднее-то я, конечно, поняла. Бог умом не обидел — раскусила довольно быстро, перестала внимание обращать. Но первое время обижало до слёз. Они же сначала были для меня... Ах, с чем и сравнить, не знаю. Яблоневый цвет в утренней дымке».
Пьеса Мошиной — одновременно и приквел (мы узнаем, как её героиня жила до замужества), и сиквел (публике расскажут, что случилось дальше: к примеру, Протопопов после революции уехал за границу, а сын её Борис, Бобик, погиб на фронте, а сама она работает уборщицей в театре), и спин-офф (так называют произведение, основанное на второстепенных персонажах «родительской» истории). Классическим примером спин-оффа можно назвать пьесу Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», главными действующими лицами которой стали эпизодические персонажи шекспировского «Гамлета». События рассказываются с их точки зрения.
Даже Джоан Роулинг, вроде бы уже окончательно попрощавшись с Гарри Поттером, вдруг взяла да сочинила продолжения эпопеи в виде пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя». И речь в ней идет о жизни взрослого мистера Поттера и его сына Альбуса. Гарри трудится в Министерстве магии, у него трое детей.
Предисловия и продолжения имеют право на жизнь. Кто запретит? Тем более, самому автору. Это литературная игра, разминка для писательских мозгов, забава для продвинутых зрителей. Но вот стоит ли это делать, если создатель оригинальной пьесы уже ответил на все вопросы и свёл все линии? Тогда это выглядит натужно, вымученно, искусственно. А потому и осудил один критик авторов спектакля «Розовое платье», что они выворачивают «кишки Чехова наизнанку с энтузиазмом первооткрывателей». Ну нет, не будем так строги!
#новые_критики #театральныйобзор #театрармии #алина_покровская #баба_голубиная #мхат #ирина_линдт #розовое_платье