Рецензия на фильм «Чёрный краб» / Svart krabba

#новые_критики #постапокалипсис #боевик #комедия #нуми_рапас #чисто_скандинавские_проблемы

год: 2022
режиссёр: Адам Берг
в ролях: Нуми Рапас, Якоб Офтебро, Давид Денсик, Дар Салим, Сусан Таслими, Ардалан Эсмаили

 

Привет зрителям!

Обычно, когда видишь трейлер фильма про солдата, спецагента или представителя любой другой чисто мужской профессии, с Сильной, Независимой женщиной в главной роли, никакими силами не можешь сдержать ироничную и усталую улыбку. Тем не менее, в крайне редких случаях, когда режиссёру удаётся найти определённый баланс между дебильными нуждами повесточки и необходимостью развлекать зрителя, результат непременно выходит приличным. «Чёрный краб» по счастливой случайности относится именно к этой категории кино. 

Фильм повествует о гражданской войне, причём не где-нибудь в Ваканде, а в Швеции. Впрочем, в процессе просмотра всё-таки до конца не понятно, Скандинавия перед нами или всё-таки Африка, поскольку большая часть героев у нас негры или арабы. Как и положено любой гражданской войне, идеи, которые сталкиваются на поле битвы, затрагивают саму суть развития конкретного общества, ну а поскольку дело происходит в Швеции, можно предположить, что сограждане с упоением режут друг друга, решая важнейший для каждого неравнодушного человека вопрос — считать ли омнисексуалов отдельным гендером? 

Главная героиня по имени Каролина Эд когда-то была чемпионом мира по фигурному катанию, но когда повстанцы украли у неё дочь (которую, ясное дело, зовут Ваня, потому что давать девочкам женские имена это гетеронормативный сексизм), Каролина немедленно присоединилась к правительственным войскам и начала воевать за демократические ценности. В один прекрасный день героиню неожиданно вызывают с фронта и отправляют в глубокий тыл для выполнения секретного задания.

Тем временем, правительство постепенно проигрывает войну, повстанцы теснят его войска на юг, и готовятся сбросить оппонента в море. Видя неизбежность поражения, командование решается на отчаяный шаг — применение биологического оружия. Проблема заключается в том, что единственная оставшаяся под контролем правительства лаборатория спрятана на отдалённом острове Одо, подходы к которому контролирует враг. Вот тут и пригождаются навыки Каролины — командование собирает отряд из лучших конькобежцев страны и приказывает им доставить капсулы с вирусом, двигаясь на коньках по льду. 

Как и положено, миссия начинает пробуксовывать, так толком и не начавшись — встечающий Каролину лейтенант Нилунд вместо военной базы отвозит её в какое-то захолустье и бросает на съедение крайне агрессивным и подозрительно хорошо вооружённым мирным жителям, но Каролина, чудом отбившись от нападавших, умудряется самостоятельно добраться до базы. Тут, кстати, начинаешь понимать, насколько деликатные и культурные люди живут в Швеции: даже в условиях братоубийственной войны, когда предателем может оказаться любой, ни охрана базы, ни служба безопасности, ни высшее начальство даже не попыталось всерьёз выяснить, куда делся офицер, которого послали привезти на базу важного специалиста. Охрана, правда, вяло поинтересовалась, с чего это вы угнали наш хаммер и куда пропал ваш эскорт, но когда Каролина брякнула «не знаю», караульные вполне удовлетворились этим ответом. Впрочем, хороша и сама героиня — вместо того, чтобы на брифинге у полковника заявить, мол, херр оберст, тут ваш лейтенант, знавший о моей ценности для миссии, пытался меня убить, не хотите ли выяснить, зачем; Каролина лишь пучит глаза и упрямо настаивает, что пройти 180 километров по льду это чистое самоубийство. 

И тут начальство, отпустив остальную команду (в этот момент напрашивается реплика «а вас, Эд, я попрошу остаться»), выкладывает на стол убойный козырь — оказывается, дочка Каролины ещё жива и находится как раз на базе в Одо. Так что всё неожиданно становится крайне просто: довезёт героиня капсулы с вирусом — увидит дочку, а если нет — извините. Тут бы Каролине призадуматься, с чего бы гражданской девочке 14 лет от роду находиться на сверхсекретной базе, напичканной биологическим оружием, но вместо этого героиня впадает в экстаз и радостью соглашается на все условия, наглядно демонстрируя, какие же Сильные, Независимые женщины вдобавок ещё и умные, прелесть просто. 

Впрочем, тут в голову невольно приходит мысль гуманитарного характера — а стоит ли Каролине так прорываться к дочке, в конце концов, ребёнку увидеть персонаж с фейсом Нуми Рапас без грима это гарантированная психологическая травма, почище любых ужасов войны.

Тем временем миссия продолжает идти вразнос — не успевают конькобежцы пройти и трёх километров, как командующая отрядом капитан Форстберг (ясное дело, тоже Сильная и Независимая женщина) проваливается под лёд. Радист-араб без команды лезет в эфир, чтобы узнать, как дела у его подружки, оставшейся на базе и раскрывает их позицию противнику (разумеется, араба за такие фокусы не расстреливают на месте, потому что нетолерантно). Какие-то подозрительные старички, встретившиеся команде по пути, угощают их свинцом из «микро-узи» (откуда это крайне специализированное и редкое оружие в мирной Швеции, их даже в США не достать!) Команда натыкается на пулемётное гнездо (это вообще за гранью добра и зла — зачем повстанцам оставлять расчёт пулемёта из трёх человек на крохотном необитаемом островке, причём зимой, где они через пару дней замёрзнут? Просто так, типа «цели миссии нет, но вы держитесь»? А если ждали именно курьеров с биологическим оружием — почему не оставили целый взвод?)

В добавок ко всему, повстанцы регулярно посылают на перехват группы Эд вертолёты, которые палят по льду из крупнокалиберных пулемётов, но почему-то не могут его проломить и потопить всю группу, хотя минуту назад этот же самый лёд не держал даже вес человека. Я задумался было над этим вопросом, а потом хлопнул себя по лбу — конечно же, в Швеции вода замерзает не просто так, а по евростандартам, и для шведского льда законы физики носят чисто рекомендательный характер. 

Ну и в качестве вишенки на торте оказывается, что лейтенант Нилунд, который весь фильм вёл себя как предатель, всё-таки оказывается предателем — кто бы мог подумать? Впрочем, ренегатом он оказывается ее особо умным — вместо того, чтобы убить спящих коллег, чтобы ему уж точно никто не помешал, он просто ворует капсулы с вирусом и сбегает, так что теперь Каролине придётся самостоятельно биться с настигшими группу врагами и наказывать негодяя.

Казалось бы, такая концентрация идиотизма в сценарии непременно должна тянуть фильм на дно, но несколько замечательных элементов неожиданно поднимают его уровень до вполне приличных высот. В первую очередь это прекрасно отражённая атмосфера гражданской войны: жуть, разруха, холод, голод и безысходность едва ли не льются с экрана. Впрочем, тут не совсем понятно, является ли полученный эффект заслугой режиссёра или скорее умело подобранной натуры — в Швеци достаточно на пять минут вьехать в любой обжитый мигрантами город, вроде Мальмё, и можно наснимать столько полуразрушенных домов, сожжённых машин, агрессивных человекообразных существ и обезображенных трупов, что хватит на дюжину постапокалиптических фильмов. Но, как бы то не было, эффект вышел отличный и добавляет фильму очков. Правда, в погоне за символизмом Берг не смог удержаться от соблазна ввести в фильм самых настоящих всадников Апокалипсиса, тактично обойдя вопрос о том, чем же именно бравые солдаты кормят коней в подземном бункере и как кони выбираются на поверхность для выполнения боевого задания по узкой винтовой лестнице.

Кроме того, нельзя не похвалить сценаристов, позволивших героине стать сильной и независимой в первую очередь под влиянием объективных факторов — этнические чистки и массовые расстрелы быстро выбивают прогрессивную дурь из головы. Стоит также отметить технические навыки постановщика, Адам Берг недаром набил руку на рекламе и музыкальных клипах, и экшн у него выходит очень бодрым — перестрелки, бомбардировки «градами», полуразрушенные корабли, севшие на мель и застывшие трупы подо льдом сняты отлично, и это при весьма скромном бюджете. Персонажи, несмотря на некоторые пробелы в мотивации, получились вполне живыми и объёмными, хотя это в первую очередь заслуга труппы.

Актёры отработали прекрасно. Чем больше я смотрю фильмов с Нуми Рапас, тем больше склоняюсь считать её УАЗ-452, «буханкой» мира актёров — с виду совсем неказиста, но при этом ни в одной роли не буксует. Несмотря на минимальный бэкграунд, Каролина с её отсутствием логического мышления и железной волей в исполнении Рапас получилась замечательно. Якоб Офтебро, играющий роль лейтенанта Нилунда, порадовал интересной, хотя и весьма пацифистской мотивацией. Дар Салим и Ардалан Эсмаили отлично выступили в роли 100% шведов, Сусан Таслими хороша в образе злобного адмирала.

Итог: неожиданно прикольный бюджетный экшн из Швеции позволяет одновременно насладиться происходящим на экране и вдоволь посмеяться над ним.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 338

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют