Годами натаскивают

Послезавтра дети начнут сдавать ЕГЭ. Прямо с моей любимой литературы начинают. Как они эту литературу сдают по тестам, я до сих пор не поняла. В каком году организована РАПП? От чего умер Белинский? Чей гроб встретил Пушкин у Гергенской крепости? Скучно!

То ли дело раньше. По литературе писали сочинение и сдавали устный экзамен. И еще — в университете, и экзамен, и сочинение. И диктант! В моем билет на вступительных экзаменах на филфак было три вопроса. Два не помню, а третий запомнился: настроение белых в прозе Булгакова. Я уехала утром на экзамен, зашла в первой пятерке и вернулась только к вечеру. Дома мама пила корвалол. А мы все это время сдавали экзамен!!!

Мои ровесники, окончившие школу в 2000-2001 гг., единственные, кто помнит, как страна переходила на ЕГЭ. Мы тогда сдавали централизованное тестирование. Это что-то вроде ЕГЭ, но непредсказуемое и на много часов. И с сохранением выпускных-вступительных экзаменов. Можно было выбрать, сдавать тестирование или идти на экзамен. Можно было сравнить. Я тогда сравнивала и не поняла. 

С одной стороны, искоренение школьного блата и университетской коррупции. Все мы помним, кто постарше, как «тянули на медаль» учительских детей. Как с нужными детьми оставались после экзамена: дописывали, кто переписывали... В селах было много медалистов — кто бы их там проверял? В лучшие вузы фальшивые медалисты не шли, а вот в университет областной столицы или в «пед» — эшелонами, без конкурса. 

А еще у нас были очень хитрые репетиторства. Сейчас такие остались только в университетах, сохранивших право на собственные вступительные экзамены. А раньше преподаватели вузов за год-два распределяли места в приемных комиссия и набирали себе учеников на репетиторство с «гарантией поступления». Платил, учился, а потом как будто бы чудом и силой педагогического таланта наставника поступал. Ну, просто он был в приемной комиссии. Всем удобно, все довольны, бренд репетитора рос: эффективно обучает! 

Надо было что-то с этим делать? Конечно. Сделали. В первые годы валом валили в Москву и Петербург стобалльники из глухих деревень и горных аулов. Не могли двух слов связать. «Я учусь инстетут. Хочю стать врачь». Это была большая проблема. Камеры поставили, теперь эксцессов меньше: то ли убоялись аферисты и больше им учителя на ЕГЭ не помогают, то ли просто решили не афишировать такие случаи. От греха подальше! 

Мотив борьбы со злоупотреблениями понятен, благородная цель ясна. Но как быть с отбором лучших? Вот я на выпускном экзамене по истории вытянула вопрос про Бородинское сражение. Я была девочкой умной, много читала. Поэтому стала подробно рассказывать, как эту битву описывали в российской и французской историографии, в литературе. Кому бы и где бы я сегодня показывала, какая я умная? 

А еще чем старше становится мой ребенок, тем больше меня тревожат рассказы родителей о том, будто в школе в последние два года обучения тем только и заняты, что «натаскивают на ЕГЭ», то есть учат ставить галочки. Что большая часть школьников для натаскивания ходят к репетиторам — огромные деньги. Я постоянно слышу, что золотых голов сейчас нет — есть правильно натасканные. А если у школы высокий балл ЕГЭ, это она просто ловко натаскала. 

Неужели образование свелось к такой ерунде? К тупому долдониванию галочек в клеточках? Или это родители троечников выступают? И они же жалуются на неподъемность школьной программы, на необходимость до полуночи всей семьей делать уроки. В мои юные годы эти же родители жаловались, что без блата нигде не поступишь и что детей нагружают «по полной». Радовались бы, что нашли ключ от ларчика: значит, и впрямь можно натаскать, раз это работает? Но тогда зачем такой экзамен?

Еще жалуются на стресс. Очень, говорят, сложно, надо легче. В пандемию разрешили не сдавать ЕГЭ тем, кто не идет в вузы. Сколько жизней тогда было загублено? Не все в 16 лет способны понять, хотят ли они получить образование. А потом — поздно. Попробуйте сдать ЕГЭ после трех лет работы в ресторане. Все, жизнь утекла. 

Вчера вдруг показали результаты опроса: 79% учителей считают нужным сохранить это правило. Им легче, не нужно тянуть весь класс, можно сбросить балласт — пускай себе идут на автослесарей. У школы отчетность, рейтинги, ей лучше заниматься с двадцатью, чем с тридцатью. Что будет, если выбывшая десятка ошиблась с планами на жизнь — видимо, это интересует лишь каждого пятого российского учителя. 

Вообще, интересно было бы подсчитать жертв ЕГЭ. Не тех, кто то ли пострадал, то ли нет от отмены выпускных экзаменов, а именно жертв конкретных мер, которые в последние годы падали на этот экзамен. Каждый десятый выпускник в пандемийные годы все же отказался от сдачи ЕГЭ. Если учесть, что в 2020 году, к примеру, в вузы поступили 69% выпускников, значит, каждый пятый перестраховался и сдал ЕГЭ, даже не имея планов получать высшее образование. Это похвально. Но что случится, когда подобные решения школьники станут принимать из года в год? И с первого класса уже будут знать, что можно не сдавать экзамены?

Уже есть 10% жертв, которые могут передумать, но станет поздно. Еще было два выпуска детей, которые готовились к ЕГЭ почти все время дистанционно. Нам говорили, что «дистант» никак не сказался на среднем балле. Я в это поверить не могу. Может, задания оба года упрощали? Чтобы не показать провала дистанционки? Я не поверю, что английскому или физике дети успешно обучались онлайн. 

У нас ведь еще были вступительные экзамены онлайн! Тоже со своими жертвами. Кого-то обвинили в том, что косо смотрел в камеру и подглядел. Кто-то сумел подсмотреть и таким образом занял в университете чужое место. Были и настоящие трагедии: оказалось, что у многих детей нет дома не только компьютера с камерой и они всю «дистанционку» отучились с телефона — нет даже отдельной комнаты во временное пользование. Я сама когда-то писала о девочке из северного поселка, которая обратилась к руководству ТюмГУ с просьбой разрешить ей приехать и сдать экзамен хотя бы в аудитории для информатики, потому что дома ее младшие братья-сестры лезут в комнату, негде запереться. 

Два года дистанционки серьезно отбросили назад семьи с наименьшим достатком или низкой культурой отношения к учебе. Семьи, в которых у ребенка не было неограниченного в рамках занятий и подготовке к экзаменам доступа к компьютеру. Если слушать псевдопрогрессистов, требующих «уходить в онлайн» и сокращать часы личного присутствия в школе, получим бомбу. Три года назад в The New York Times вышла колонка, в которой впервые на весь мир проговорили, что онлайн-образование стало уделом бедных, а очное обучение — товаром класса люкс. Если школьное образование будет уходить в онлайн, мы получим замкнутый круг династийной бедности.

Пока само лучшее — живое обучение и живая сдача экзаменов. Но контролировать живых людей, чтобы они не напакостили детям, очень дорого. Как только и Россия, и мир решат проблему эффективного контроля злоупотреблений, уверена, все вернутся к классическим экзаменам. Потому что при отборе самых умных надо дать им себя показать.

#новые_критики #егэ #экзамены #образование #школа 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 983

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют