vasyukhin Влад Васюхин 08.06.22 в 08:00

В Псков за театром

Не представляю: как можно отправиться в другой город и не запланировать поход в местный театр (или театры)?! Нет, ну а что еще делать вечером в чужом месте? Или даже в таком знакомом до слез, как Санкт-Петербург? В ресторане с караоке торчать? Для меня в случае с упомянутым Питером премьера у Додина, Жолдака или Могучего — вообще главный повод для очередного визита.

Более того, уже давно любые поездки, разве что кроме пляжного отдыха, я подгадываю под конкретный спектакль, то есть сперва смотрю афишу, а уж после бронирую отель и перелет. Так было, когда мотался в Лондон на «Генриха V» с Джудом Лоу, в Берлин на «Сонеты Шекспира» в «Берлинер ансамбль» или в Милан на «Арлекина, слугу двух господ» в «Пикколо театро». 

Театральный туризм — модный тренд последних лет. Есть города, о которых благодаря ему заговорили с новой силой и в положительном контексте. Например, Пермь и проводимый там Дягилевский фестиваль. Или Ярославль и Волковский фестиваль. Или Воронеж с его Платоновским фестивалем. 

В Пскове, где я на днях побывал, с 1994 года проводится международный Пушкинский театральный фестиваль. Акцент делается на спектакли по русской классике и, в первую очередь, по произведениям Александра нашего Сергеевича. Но я ездил по иному поводу. 

В местном академическом драмтеатре, носящем имя АСП, выпустил премьеру один из самых интересных и обсуждаемых российских режиссеров Антон Федоров. Он — из тех театральных деятелей, кого либо называют гением, превознося до небес, либо ругают похлеще великого и ужасного Богомолова. 

О Федорове всерьез заговорили недавно — после его «Ревизора», поставленного в 2019 году в маленьком московском театре «Около», которым руководит федоровский педагог — Юрий Погребничко. Это было одно из самых необычных и радикальных воплощений гоголевской комедии за всю ее многолетнюю историю. Пьесу сильно порезали (мол, ее и так в школе проходили), а все персонажи, напоминающие крыс, объясняются какими-то нечленораздельными звуками и живут вне времени. 

«Ревизор» в театре «Около»

После у него вышли еще два заметных спектакля в Гоголь-центре: «Петровы в гриппе» по роману Алексея Сальникова и «Буковски» — коллаж по рассказам и письмам великого американского маргинала, «грязного старика» Чарльза Буковски. Оба — экспериментальные, метафизические, фантасмагорические и для значительной части публики малопонятные.

«Петровы в гриппе» в Гоголь-центре
«Буковски» в Гоголь-центре

Параллельно не столько радикальные, но все равно резонансные спектакли Антон ставил и в других городах — «Иваново детство» в Казани, «Королевство кривых» в Альметьевске. И вот модного, культового Федорова заполучил к себе и Псков. Под занавес сезона здесь вышел спектакль «Морфий» — по мотивам булгаковских «Записок юного врача» и близкого по теме, но не входящего в этот цикл рассказа «Морфий» (1926). История двух молодых докторов, только что закончивших институт, работающих в глуши, в спартанских условиях, и живущих в одиночестве. Один из них, Поляков, впадает в наркотическую зависимость... При этом героев можно воспринимать и как одно целое: есть доктор Бомгард (Александр Овчаренко), а есть его альтер эго, мифический Поляков (Камиль Хардин), которого он видит в своих снах или галлюцинациях. 

И один из главных вопросов, которые ставит режиссер, это вопрос спасения. В чем оно? Нужно ли спасать других, не спасая себя? Или спасать нужно только себя самого?

Сцена из спектакля «Морфий», Псковский драматический театр им. Пушкина

Федоров (он еще и художник спектакля) сочинил сложное по форме, тонкое по мысли, многослойное — и по картинке (художник по свету Игорь Фомин), и по звуку (композитор Григорий Калинин) — зрелище. Говорят, ничего подобного, с технической точки зрения, на псковской сцене еще не делали. И при всем натурализме — больница — это совсем не чернуха! Спектакль можно сравнить с мультфильмом, с комиксом или компьютерной игрой, с ожившей кинохроникой. Все персонажи причудливо двигаются и реагируют, странно говорят. В их пластике есть нечто клоунское, цирковое. А благодаря эффектной видеопроекции (Владислав Щетинин) на сцене создается удивительная, завораживающая, по-булгаковски мистическая, совсем небытовая атмосфера. 

Сцена из спектакля «Морфий», Псковский драматический театр им. Пушкина

Понятно, что настоящими художниками спектакли ставятся не только и не столько ради денег и/или наград, но что-то мне подсказывает, что псковский «Морфий» сделает трехкратного номинанта национальной премии «Золотая маска» Антона Федорова её лауреатом. Ну или отметят кого-то из создателей спектакля.

#новые_критики #театральныйобзор #антон_федоров #морфий #drampush

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 367

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют