Lenin, vodka, sputnik, babushka... Tcheburashka

Россия делает ход конем и выводит на орбиту свой главный козырь — Чебурашку. Союзмультфильм приступил к съемкам полнометражного фильма о гражданине из ящика с апельсинами. Вместо Гены — смурный садовник Сергей Гармаш. Вместо старухи Шапокляк, судя по титрам, Елена Яковлева. Гена-садовник, словно наполетанец, ездит на дорогом ретромотороллере (Vespa?) и живет в старинном особняке с огромными залами и добротным интерьером. Дети гуляют на красочной европейской ярмарке. Какие-то люди приезжают на роскошном автомобиле явно не производства ЗАЗ. Дети — как из каталога H&M, женщины — сдержанные миссис, одетые из последней коллекции лондонского магазина Harrods. Красивые, сверкающие успехом, уверенные в себе европейские дяди, тети, мальчики и девочки все вместе запускают кого-то на ракете, для этого у них не российский космодром, а добротная европейская ратушная площадь. 

Фильм снимают в Сочи, но производит он впечатление Европы. Крепкой такой старой Европы. Все красочное, взрывное и в каждом кадре европейское. Семейный лакшери-фильм из сочинского дендрария. Для почтенных европейцев. 
А как же обшарпанная комната Гены с капающим умывальником? Самодельные качели из арматуры? Дом дружбы из занозистых досок? Грустные звери, товарищи Гены по работе в зоопарке? Где наша экзистенциальная тоска и прямо-таки достоевская тема одиночества, которые в свое время покорили японцев и даже шведов? У японцев, кстати, Союзмультфильм недавно захотел вернуть права на использования образа Чебурашки — японцы же их в 2000-е купили. Тогда наши рады были все продать, даже Чебурашку. А теперь, смотрите-ка, пригодился!
Интересно, зачем киностудии понадобились эксклюзивные права на этого Чебурашку именно сейчас? А потому что она планирует своим фильмом завоевать мир! Кино снято... не то чтобы для иностранцев, а с очевидным желанием самим сойти за иностранцев. Россия в этом фильме вовсе даже и не Россия, а какой-то обезличенный благополучный мир, где в домах с огромным потолками и изящными башенками живут люди, нанимающие себе садовника. Наверное, создателям кино показалось, что в этом залог успеха. Ну и, похоже, Чебурашкой решили покорять мир. Для чего сочли нужным его дерусифицировать: сделать выхолощенным европейцем, поместить его в мир, где никакой Россией и не пахнет.
Тяга к успеху понятна. Попытка сорвать на Чебурашке куш и влететь в мировую индустрию — тоже. Верхом на Чебурашке в рай собрались. Ничего страшного, дело хорошее. 
Но насколько успешное? Недавно глава Союзмультфильма Юлиана Слащева на всю страну говорила о необходимости для российской анимации искать себе международного зрителя. А в начале года в прокат вышел наш полнометражный фильм «Мальчик-дельфин», снятый совместно с турецким режиссером в совершенно американских традициях. Я бы даже сказала, что он был сделан не в подражание, а в повторение успеха диснеевских подобных лент, где однотипные персонажи кочуют из мультика в мультик, представляют то гавайцев, то индейцев, то маори с латиноамериканцами. Много песен, волшебства, обязательно злое чудовище — все высчитано по секундам: сколько реплик до песни, сколько цветов в кадре. Однотипная лабуда, запущенная по лекалу однажды хорошо выстрелившего мультфильма. «Моана», «Энканто», «Райя», «Айнбо», «Лука» туда же. 
И вот после всего этого вторичного продукта наша страна, имея сильнейшую школу анимации и неплохие государственные ресурсы, имея свою узнаваемую традицию мультипликации, свой колорит и свои фольклорные истории, снимает обезличенную сказку, действие которой происходит где-то примерно в Марокко. Персонажи, сюжет, отрисовка — все как у американцев, а последнее — даже немного похуже. Очевидно, что «Мальчика-дельфина» делали с прицелом покорить мир. Перетянуть к себе часть мирового зрителя, который с интересом пойдет в кинотеатр узнать, что и культурный мир не однополярен. 
Закрываю глаза и прямо вижу, как вся анимационная индустрия и все телеканалы (там чуть не все они приняли участие в создании фильма) достают из кубышек последнее и делают ставку на Чебурашку. Вот он выйдет, вот он выстрелит! Вот все увидят, что мы можем снимать детское кино не хуже американцев или французов. Что у нас есть свой дизайн, свой постпродакшн. И свой Чебурашка — такая милая история.
Весь мир поразится и пойдет смотреть — что это за Россия такая, которая умеет снимать не хуже Диснея? 
Печально. Не пойдет. Мир ходил на наши мультфильмы («Маша и медведь», «Смешарики», «Фикисики») или наше кино («Ночной дозор», «Эпидемия»), когда мы снимали не «не хуже», а другое. И Чебурашка этот японцам так понравился, потому что другое. Никому не нужна сотая по счету «Моана», если все уже посмотрели первую. 
Чебурашка, работавший в магазине игрушек, грустный крокодил Гена из каморки, ответственная пионерка Галя — это ведь в Чебурашке главная ценность. То, что сейчас называется фактурой. Все гонятся за экзотической фактурой и хорошим сюжетом. Сюжет с Чебурашкой прошел уже все проверки временем. Если у создателей фильм стояла задача удивить россиян, тогда, может, и впрямь надо снимать Чебурашку в европейских интерьерах и со стильной Шапокляк. Если же решили удивить мир, затея вряд ли удастся: все это Европа уже давно видела.

#новые_критики #чебурашка #tcheburashka #сергей_гармаш #елена_яковлева

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 2091

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют