cp
НОВЫЕ КРИТИКИ

Гамлет в черешневом лесу

«Вы видели моего "Мудреца" в [Театре] Наций? Вам зашло? Тогда welcome на Гамлета на Бронной! Спешите. Три спектакля в июне. Билетов осталось совсем мало» — так писал в начале лета режиссер Константин Богомолов в соцсетях. Билетов и в самом деле оставалось немного, стоили остатки бешеные тыщи, до 18 косарей. Мне удалось купить на старте продаж гораздо, гораздо дешевле.

Автор колонки на фоне пресс-вола

Три премьерных показа спектакля «Гамлет in Moscow», имеющего подзаголовок «Все, что осталось от Шекспира после встречи с Богомоловым», проходят в рамках XXII Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Это не первый опыт коллаборации проекта миллиардера Куснировича и эпатажного режиссера. 

Афиша спектакля

Помню, в 2014 году Богомолов выпустил в рамках этого фестиваля спектакль «Гаргантюа и Пантагрюэль». Светская публика, пришедшая посмотреть веками проверенную французскую классику, Рабле, что-то такое веселое о великанах-обжорах, в тихом ужасе уползала из зала. После критикессы предупреждали в своих заметках: мол, если соберетесь на спектакль, будьте готовы «настроиться на специфику постановки, не утаивающей, а даже смакующей некоторые интимные моменты человеческого бытия». Под этими «моментами» стыдливо умалчивался, в частности, озвученный со сцены трактат о подтирке задницы.

Свободные от предрассудков театралы повалили на зрелище, где постановщик скрещивал Наташу Королеву и Иосифа Бродского, валом. После оставляли восторги типа «восхитительная белиберда», не забывая отметить, что «скабрезно и мерзко» и что это «осознанное публичное унижение зрительного зала».

И вот — новая встреча «Черешневого леса» и Константина Юрьевича, ставшего к этому времени мужем К. А. Собчак и худруком Театра на Бронной (с его приходом из названия убрали слово «Малой»).

Вообще анонсировалось, что «Гамлета» будет ставить 25-летний уроженец Еревана, ученик Андрея Могучего Эдгар Закарян. Премьера планировалась на осень прошлого года. Но что-то не срослось. В театре такое бывает. И в результате Шекспир встретился с Богомоловым, был радикально переписан, а Закарян отмечен в программке в качестве режиссера-ассистента.

Чтобы пересказать все хирургические манипуляции, совершенные с главной пьесой всех времен и народов, потребуется немало времени. Но не зря же кинокритик Зинаида Пронченко (в «Гамлете» есть на нее пародия) съязвила, что богомоловские спектакли лучше всего смотрятся в пересказе.

 

Кстати, моя любимая история на этот счет — про его постановку «Волшебной горы».

Простите, процитирую собственный пост пятилетней давности:

«Знакомые, побывавшие вчера на новом спектакле К. Богомолова — в Электротеатре, "Волшебная гора" по Томасу Манну, сообщают ржачные спойлеры. Но при этом просят ничего не писать — мол, творец такой нежно-ранимый, что обидится. 

Я говорю: "Творец скоро начнет вас со сцены поливать мочой, а вы будете объяснять, как же это прекрасно, и свежо, и ново! И смело! И какой напор! А цвет!.." 

"Волшебная гора", в которой от Манна — только название, это туберкулезный санаторий, а потому артистка Морозова в первой части недлинного спектакля 40 минут кашляет. 

"В зале сидят Кудрин с Кудриной, а она кашляет! Мой сосед вышел покурить, вернулся, а она все кашляет, а Богомолов сидит в углу с листиками, — сообщает мне очевидец. В спектакле два исполнителя — сам режиссер и артистка Елена Морозова. — Потом она читает одно стихотворение и снова возвращается надрывно кашлять... Наверное, он гений. Но я не догоняю. Почитаем Арлекина и Федянину".

И я не удивился, прочитав утром длиннющий пост одного любителя театра, где популярно и отличным слогом объясняют, как же это хорошо. 
Цитата из фаната: "Декорация от бессменной Ларисы Ломакиной в этот раз построена так, что где бы вы не сидели, вы гарантированно не будете видеть 30% происходящего". 

Гарантированно! А на что там смотреть-то? Кашель и так слышно. 

"Думаю, спектакль слепили за день..." — говорит человек, вкусу которого я не могу не доверять. Но — еще одна цитата из фаната: "Уверенно могу сказать, что этот спектакль абсолютно точно стоит особняком. Даже если он создан быстро, легко и на бегу (в чем наверняка тоже будут обвинять), он важен и значителен". Ну а как же! 

Билеты на этот морозовский кашель стоят 5 тысяч. 

Ёжики давились, но продолжали есть кактус... 

Но — молчите в тряпочку все критики! — пусть расцветает тысяча цветов!»

 

Однако вернемся к свежему «Гамлету». Как ясно уже из названия, Богомолов перенес действие в современную Москву. Главного героя зовут Гамлет Гамлетович Гамлетман, он еврей по отцу и русский по матери. Вообще евреев в спектакле много, как и шуток на их счет (прилетит известному ресторатору Александру Раппопорту, который «открыл ресторан при кладбище»). Есть даже еврейская свадьба, её играют в первом антракте, прямо в фойе, ломая всякую четвертую стену. Одна моя знакомая назвала спектакль антисемитским, что, конечно, абсолютно не так. С таким же успехом его можно назвать и антитаджикским, что тоже не соответствует истине, хотя Полоний (неузнаваемый Игорь Миркурбанов), его дочь Офелия (Василиса Перелыгина) и сын Лаэрт (Максим Шуткин) — таджики. Первая — служанка в доме Гамлетманов, второй — курьер, которого с пиццей отправляют в космос — «как Пересильд, только еще более бессмысленно». И вообще там целый хор гастарбайтеров.

«Гамлет in Moscow»: спектаклю мало сцены, он переместился в фойе

Гамлет Гамлетович (Александр Шумский) несколько лет живет в Лондоне, где учится актерскому мастерству, а потому по-русски говорит с сильным акцентом. Знаменитая «Мышеловка», которую в оригинале играют бродячие лицедеи, здесь представлена в виде фильма, снятого Гамлетом и представленного на Каннском кинофестивале. На церемонию награждения заявится Офелия, которая продемонстрирует публике сына-олигофрена (его, как и Клавдия Иосифовича, играет Валерий Горин), рожденного от Гамлета. Через этого младенца ушлая таджичка приберет к рукам все состояние Гамлетманов, а сама выйдет замуж за свою адвокатшу... И это, разумеется, далеко не все перипетии сюжета. 

Стоит еще сказать, что вместо надоевших павильонов, которые обычно городит вечный соавтор Богомолова Лариса Ломакина, сцена превращена в арену. Зрителей с балкона разместили прямо на ней, и артисты играют между этой трибуной и партером. 

Богомолов сам не скрывает, что новый спектакль сделан им по лекалам, использованным недавно при постановке пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Да, почерк узнается. Что это было? Капустник, КВН, лекция, концерт, перфоманс или тот самый современный театр, что, как было заявлено со сцены, «ад, в который продают билеты»?

«Игра с первоисточником и с реальностью» — так охарактеризовал свою продукцию сам постановщик. Для одних Богомолов — обладатель острого глаза и живописатель нравов, для других — режиссер из катафалка. Для кого-то его «Гамлет in Moscow» — талантливый бурлеск, комедия про московскую жизнь, позитивный трэш, а для критика Екатерины Кретовой это «наггетсы от театра. На радость гламурному быдлу. Банально аж до тошноты».

Стыдно признаться, но наггетсы я люблю...

«Гамлет in Moscow»: сцены из спектакля

#новые_критики #театральный_обзор #театр_на_бронной #константин_богомолов #гамлет_in_moscow

  • 255

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют