Рецензия на фильм «Бивис и Батт-Хед уделывают Вселенную» / Beavis and Butt-head Do The Universe
#новые_критики #бивис_и_баттхед #комедия #постирония #американа #абсурд #ну_тупые
год: 2022
режиссёры: Джон Райс, Альберт Каллерос
в ролях: Майк Джадж, Карлос Аласраки, Мэри Бердсонг, Гэри Коул, Фил Дэвис, Крис, Диамантополос, Нат Факсон, Зехра Фазал, Эшли Гарднер
Начо-привет зрителям!
Чаще всего, созерцая полотна, созданные в стиле примитивизма, искренне удивляешься тому, насколько в наше время широко истолковывается понятие искусства, и одновременно испытываешь глубочайшее сострадание к тем, кто воспринимает такой концепт-арт всерьёз. Но иногда, несмотря на неизбежные ограничения, накладываемые жанром, небрежно намалёванная кривая линия неожиданно раскрывается со столь беспрецедентной стороны, что все усилия, приложенные в процессе познания, немедленно оказываются оправданными.
Анимационные герои Бивис и Батт-Хед впервые появились на голубом экране в начале 90-х. В отличие от уже известных публике «Симпсонов», развлекательный эффект которых достигался стандартными элементами комедии положений, «Бивис и Батт-Хед» изначально задумывались как авангардный сатирический сериал, и были, по словам самого автора, острой аллергической реакцией на набирающую силу политкорректность. Однако проблема для авторов данной эпохи заключалась в том, что до пришествия «Южного Парка», который наглядно продемонстрировал, что материться и цитировать Гитлера с экрана не только вполне приемлемо, но и коммерчески выгодно, оставалось ещё несколько лет. Увы, но даже продюсеры отвязного MTV в те времена были слишком пугливы и консервативны, и у автора сериала Майка Джаджа остался единственный выход — сделать персонажей клиническими идиотами. Ведь даже в стародавние времена единственным, кто мог открыто выражать своё мнение при королевском дворе, был шут, следовательно, и в XX веке проверенный рецепт должен был сработать.
Так и родились наши герои — тупорылые сексуально озабоченные старшеклассники, основным занятием которых был просмотр телепередач, поедание начос и глубоко интеллектуальные шутки о сиськах и жопе. Сериал продержался в эфире восемь сезонов, неоднократно отменялся и возобновлялся, породил полнометражный фильм и несколько компьютерных игр, и вот теперь возвращается вновь, и весьма успешно, учитывая тот факт, что идиотизма, который можно злобно высмеять, в мире только прибавилось.
Фильм повествует о приключениях Бивиса и Батт-Хеда, которые начинаются в 1998 году — после того как друзья устраивают пожар в школе («огонь — это клёво!» метко подмечает Бивис), либеральный и прогрессивный суд вместо тюремного заключения приговаривает их к обязательному посещению центра подготовки юных астронавтов. Благодаря умопомрачительной серии взаимных недопониманий, либеральная Сильная Женщина по имени Серена Райан, являющаяся капитаном шаттла, принимает их идиотизм за аутизм (несомненно полезный для технических специалистов) и приглашает их принять участие в миссии по установке орбитального телескопа. Разумеется, Бивис и Батт-Хед портят всё, к чему прикасаются, повреждают шаттл и попадают в чёрную дыру, которая телепортирует их в будущее — прямо как в «Интерстелларе». Вынырнув из пространственно-временной воронки в 2022 году, друзья знакомятся с миром будущего, встречаются со своими двойниками из параллельной реальности, выстраивают романтические отношения с голосовым помошником Siri, но не забывают и о своей великой миссии, ведь классная тёлка в скафандре обещала им дать, и они не остановятся, пока не найдут её! Тем временем правительство США, констатировав факт прибытия инопланетян из другого измерения, посылает по следам парочки группу захвата, а сама Серена, сделавшая к 2022 году карьеру в политике, решает ликвидировать потенциальный источник компромата.
Впрочем, данный рудиментарный сюжет служит лишь холстом, на котором авторы создают свой истинный шедевр, изливая на аудиторию нескончаемые потоки тонкой иронии. В первую очередь бросается в глаза факт того, насколько современный мир приспособлен для выживания клинических идиотов, можно даже сказать, что он заточен исключительно под них. Если в тех же 90-х Бивису с Батт-Хедом приходилось работать, пусть и в макдональдсе, то в наши времена естественный отбор для этой категории граждан заменён социальными пособиями. И правда, зачем обществу стимулировать чью-либо мозговую активность, если можно с комфортом проедать остатки старых запасов и технологий?
Столь же искромётной критике подверглись уже давно набившие оскомину и вызывающие рвотные позывы феминистки, сойбои и прочие СЖВ. Великолепно отражена суть современного высшего образования, в рамках которого студенты, заплатив 100 тысяч баксов в год, в основном занимаются углублённым анализом инклюзивных местоимений и исследованиями того, можно ли употреблять слово «шлюха» в небинарном, но гендер-позитивном ключе. Весьма тонко подмечен факт, что не умеющие даже самостоятельно завязать шнурки главные герои буквально за пять минут усваивают идеологию радикального феминизма, «привилегии белых», и немедленно начинают «разрушать расистскую парадигму угнетения». Не менее изящно сценаристы намекнули на последствия массового внедрения подобных образовательных стандартов — идеальные, стерильно-политкорректные федеральные агенты, идущие по пятам Бивиса и Батт-Хеда, несмотря на все находящиеся в их распоряжении технические средства, в интеллектуальном плане ушли от главных героев совсем недалеко, а полиция, усвоившая, что чёрные жизни имеют значение, немедленно становится подобной повару из басни Крылова. Ну а народные массы также стараются не отставать в этой гонке дегенерации и для того, чтобы вызвать в их среде революционные процессы, достаточно одной зажигательной речи, произнесённой наркоманом.
В целом, концепция «Бивиса и Батт-Хеда» прекрасна всем, кроме своего избыточного интеллектуального уровня. Чтобы понять, почему Фафнир пожирает солнце, а Иггдрасиль горит в финале «Гибели богов» Вагнера, надо либо прослушать «Золото Рейна», либо знать нордическую мифологию; так и здесь — чтобы полноценно и всесторонне насладиться комедией о двух придурках, надо самому обладать значительным культурным и интеллектуальным багажом, в противном случае смысл произведения может ускользнуть от зрителя. Ирония Майка Джаджа порой бывает настолько тонкой, что подавляющее большинство аудитории принимает интеллектуальный стёб за чистую монету. И хотя лишь немногие смогли оценить блистательную задумку режиссёра, парадоксально, но именно это и помогло проекту стать коммерчески успешным — сразу после появления на свет Бивис и Батт-Хед стали значимым культурным событием современности, первый полнометражный фильм десятикратно окупился в мировом прокате, став одной из самых успешных картин до эпохи «Титаника», а наиболее дремучая часть тупо хихикающей аудитории настолько полюбила героев, что стала копировать их действия, включая поджоги домов.
Интересно, что обратный процесс произошёл с не менее гениальным фильмом Джаджа «Идиократия», в котором он, не прибегая к каким-либо метафорам, подверг жёсткой критике очевидные тенденции развития западного общества. Дебилам не понравилась колющая в глаза правда, и фильм с треском провалился в прокате. Так что прав был Хаксли, в своё время воспевший мастерство творцов, создававших шедевры из трёх нот для гамм, дельт и омикронов.
Итог: замечательное интеллектуальное кино, ловко маскирующееся под цирковое шоу для олигофренов. Олдскул, ностальгия и классные шутки прилагаются. Рекомендую.
P. S. Кстати, новая полнометражная анимация, повествующая о приключениях Бивиса и Батт-Хеда вызвала столь значительный интерес публики, что продюсеры всерьёз задумались о съёмках художественного фильма с живыми актёрами. На роль Батт-Хеда прочат Джонни Деппа. Считаю, отличный выбор, но тогда на роль Бивиса надо брать Эмбер Хёрд — заодно сэкономят на визуальных эффектах, благо ей даже грим не нужен.