cp
НОВЫЕ КРИТИКИ

«Артхаб» от Хабенского

Бурная театральная жизнь в столице постепенно, но не окончательно, сошла с ума. Я хотел сказать: сошла на нет — жара, отпуска, гастроли. Хотя вот Константин Райкин в конце июля обещает показать премьеру «Грозы» по драме Островского, поставленной им в жанре трагического балагана. 

И все же время подводить итоги сезона, собирать бриллианты и булыжники, чем, вероятно, я и займусь в ближайшее время, ну или рассказывать о планах на сезон грядущий. Некоторые театры их уже заранее озвучили. 

К примеру, Студия театрального искусства, которой руководит Сергей Женовач, один из главных ньюсмейкеров (осенью он внезапно и вероломно лишился поста худрука МХТ им. Чехова и остался с созданным им в 2005 году маленьким театром), уже начала продавать билеты на октябрьскую премьеру «Ревизора». Шансов, что этот Гоголь окажется острым и необычным, меньше, чем, что зрелище выйдет скучным, стерильным, старомодным и затянутым. Но Женовач есть Женовач, то есть большой мастер, мэтр, живой классик. А их, увы, все меньше и меньше. Поэтому надо будет идти. 

Сергей Женовач поставит вечнозеленого «Ревизора»

Подробно о планах руководимого им Театра на Бронной рассказал на недавней пресс-конференции в ТАСС другой ньюсмейкер — Константин Богомолов. Озвучил несколько названий. Похвастался отсутствием ограничений и цензуры. Не факт, что скандальный режиссер и его команда даже в условиях полной свободы творчества воплотят намеченное (минувший сезон показал, что дорога от «сказать» до «сделать» у них довольно длинна и запутанна, а результат сомнителен). Однако «Вы чьё, старичьё?» по одноименной повести Бориса Васильева и «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», которые худрук поставит сам, заведомо заслуживают внимания. Он явно не станет переписывать этих советских классиков, как поступил с «Оптимистической трагедией» Всеволода Вишневского, которую репетирует сейчас «на стороне», оставив от неё скелет. 

Константин Богомолов на пресс-конференции. Фото: Агенство городский новостей Москва

Есть и у других театров многообещающие анонсы, только я хочу сегодня обратить ваше внимание на довольно новый и буйно расцветший жанр — театральных лабораторий.

Конечно, эти проекты больше рассчитаны на специалистов и заядлых (зажравшихся) театралов, хотя, как показывает общение с простыми зрителями, созданные на скорую руку недоспектакли нередко вызывают куда как больше эмоций, чем уже готовая продукция.

Схема довольна проста, понятна и почти всюду одинакова: театр приглашает молодых режиссеров, иногда студентов, и предлагает им за короткий срок сделать эскиз возможного спектакля. Эти эскизы показывают блоком. Таким образом происходит поиск новых имен, идей, тем, форм, театрального языка и нового зрителя. И, что не менее важно, загружены актеры, в том числе редко выходящие на сцену, балласт. Труппа загружена, пашет, ей не до интриг. 

Если эскиз выйдет удачным, у него есть шанс вырасти в полноценный спектакль, ну а на нет и суда нет. Конечно, в определении победителей есть элемент лотереи. Я не раз видел достойнейшие эскизы, которые по каким-то причинам оказывались зарублены. Главная прелесть этих проектов, что на публике играют их всего один раз. Кто не успел, тот опоздал. А еще, как правило, после проходит обсуждение увиденного. 

К лабораториям можно относиться скептически. Но для артистов, а особенно для режиссеров и драматургов, это не только полигон, но и какой-никакой, а социальный лифт. 

Незадолго до конца сезона главный театр страны — МХТ им. Чехова объявил, что на Новой сцене будет осуществляться экспериментальный проект «Артхаб». Курирует его режиссер Марина Брусникина и театральный критик Павел Руднев, а основной патрон — Константин Хабенский, ставший в прошлом году во главе театра. 

Константин Хабенский презентует «Артхаб»

Мхатовцы решили не мелочиться и запустили на два года целых десять лабораторий по пять эскизов в каждом. Таким образом полсотни режиссеров и столько же драматургов получат шанс обратить на себя внимание Художественного театра, его руководства и зрителей. 

Первая «пятерка» уже отстрелялась. Лучшим признали работу Петра Шерешевского — он поставил пьесу белоруса Константина Стешика «Друг мой». Зачем маститый Шерешевский, неоднократный номинант «Золотой маски», стал участвовать в этом проекте наряду со вчерашними выпускниками? Ответ прост: к своим 50 годам он успел поруководить несколькими театрами вне Москвы, а вот в столице работал мало. А тут сразу — МХТ! То есть, тоже шанс. 

А для театралов или желающими таковыми стать, повторюсь, лаборатории — шанс увидеть что-то свежее, оригинальное и, простите, за это слово, но тут оно уместно — эксклюзивное. В общем, заглядывайте на сайты РАМТа, Театра на Таганке и того же МХТ. Не пожалеете!

#новые_критики #театральный_обзор #сергей_женовач #константин_богомолов #константин_хабенский #мхт #театр_на_бронной #cтудия_театрального_искусства

  • 141

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют