Рецензия на фильм «Падение луны» / Moonfall

год: 2022
режиссёр: Роланд Эммерих
в ролях: Патрик Уилсон, Холли Берри, Джон Брэдли, Майкл Пенья, Чарли Пламмер, Юй Вэньвэнь

 

Космический привет зрителям!

В своё время Ник Офферман крайне метко охарактеризовал современный Голливуд, заявив, что парни с ярко выраженным дефицитом креативности бесконечно запускают в эфир одни и те же идеи, и при этом ожидают, что публика ничего не заметит. Во времена массовых психозов и локальных войн подобной тактикой не брезгуют даже именитые режиссёры — в конце концов, шоу должно продолжаться и народ надо развлекать любой ценой. Но даже плебс в римском Колизее прекрасно знал, какие гладиаторы ленятся и имитируют бой, а какие работают честно. Увы, в этот раз похоже, что известный шеф-повар пытается скормить нам далеко не самый свежий продукт.

Фильм начинается небольшим флешбеком, повествующем о том, как в 2011 году команда американских астронавтов выполняет рутинную миссию по ремонту спутника связи. Как и положено профессионалам, работающим в крайне агрессивной среде, и на примере неудачливых коллег из «Аполлона-18» и «Челленджера» хорошо знающим, что вакуум не прощает даже малейших ошибок, астронавты тем не менее ведут себя как пионеры на экскурсии — болтают, слушают попсу 80-х, засоряя радиоэфир, словом, развлекаются как могут. Веселье неожиданно прерывает некий таинственный объект, который, пролетев мимо шаттла, отключает всю электронику, в результате чего гибнет один из членов экипажа. Командир корабля Брайен Харпер умудряется в ручном режиме стабилизировать полёт и успешно вернуться на Землю, но поскольку высокому начальству надо на кого-то свалить вину за срыв миссии, а кроме Харпера в живых осталась только сильная, независимая негритянка по имени Джосинда Фаулер, всех собак вешают на белого гетеросексуального мужчину и увольняют его с позором.

Проходит 11 лет, Харпер спивается и от него уходит жена, а Джосинда оказывается не только нигрой, но ещё и лесбиянкой, сожительствующей с симпатичной японочкой, за что Джосинду, ясное дело, немедленно назначают на пост замдиректора американского космического агентства NASA. Ну а пока американские госструктуры занимаются вопросами политкорректной кадровой политики, некий самородок-одиночка по имени Кей Си Хаусманн, безуспешно пытается достучаться до правительства и поведать им о важнейшем открытии, от которого зависит судьба Земли.

Хаусманн, будучи гением-математиком маниакального типа, выкрал сверхсекретные данные об изменении траектории Луны и буквально на коленке рассчитал, что ровно через три недели, в день святого великомученика Серафима, Земля налетит на небесную ось, то есть, тьфу ты, Луна упадёт на Землю. Случайно встретив похмельного экс-астронавта Брайена, Хаусманн пытается убедить его использовать старые контакты из NASA и предупредить мир об опасности.

Тем временем сильная и независимая замдиректора космического агентства также получает информацию о грядущем катаклизме и в срочном порядке запускает исследовательскую миссию. Но едва корабль Илона Маска подлетает к Луне, как его атакуют разумные наноботы, которые с удовольствием сжирают весь экипаж.

Ситуация начинает приобретать безвыходный характер, но Джосинда неожиданно находит информацию о заброшенной программе по созданию электромагнитной бомбы для борьбы именно с означенными со зловредными наноботами. Тут я не выдержал и в ужасе схватился за голову — то есть правительство десять лет знало о том, что пришельцы напали на шаттл, пробурили дырки в Луне и готовятся уронить её людям на голову, но при этом для программы по разработке единственного оружия, способного спасти Землю, не нашлось средств в бюджете. Очевидно, власть имущим куда важнее встретить конец света с фискальным профицитом, чем просто выжить.

Параллельно развивается сюжетная линия, посвящённая исследованиям доктора Хаусманна, в процессе развития которой мы получаем сведения и так давно известные любому зрителю РЕН-ТВ, а именно — что Луна внутри полая, и вообще это искусственно созданная структура, построенная рептилоидами, внутри Луны находится сфера Дайсона, то есть термоядерный реактор на основе белого карлика, а управляет всем этим делом продвинутый суперкомпьютер, который 4 миллиарда лет назад создал жизнь на Земле. Ну а в США, согласно доброй традиции фильмов-катастроф последнего десятилетия, начинаются массовые беспорядки и грабежи — очевидно, население предполагает, что наличие свежеукраденного 65-дюймового телевизора сильно поможет в момент глобальной катастрофы.

Тем временем военные принимают ожидаемое решение атаковать падающую Луну ядерными зарядами — военных ведь хлебом не корми, дай только возможность запустить куда-нибудь ядерную ракету. Причём авторы даже не пытаются объяснить, каким образом смешные в масштабе небесных тел мегатонные заряды смогут изменить траекторию Луны, главное запустить ракеты, и сразу всё будет ОК. Очевидно, из-за преимущественно соевой диеты способность мыслить логически у голливудских сценаристов окончательно атрофировалась. Видя такой непродуктивный настрой армейцев, Джосинда решает в авральном порядке реанимировать закрытую ранее программу ЭМП-оружия, но проблема заключается в том, что инопланетяне автоматически атакуют любую приближающуюся к ним электронику, поэтому дрон, везущий ЭМП-бомбу, будет сбит ещё на подлёте к Луне. И лишь один человек на сей планете способен успешно пилотировать космический корабль в полностью ручном режиме — это бывший напарник Джосинды Брайен Харпер.

Роланд Эммерих в своё время стабильно радовал зрителя такими замечательными картинами как «День независимости», «Послезавтра» и «2012», а также гениальным в своей простоте «Патриотом». Но, время идёт, и под его безжалостным влиянием даже самое лучшее вино в какой-то момент превращается в уксус. Все элементы фирменного стиля Эммериха на месте — глобальный характер проблемы, ненавязчивый юмор, обильные и с умом применённые спецэффекты, но что-то мешает мастеру соединить их в правильной последовательности и в итоге фильм в целом оставляет впечатление незавершенности.

Возможно, свою роль сыграли как стремление режиссёра одновременно развить сразу полдюжины сюжетных линий, что растягивает хронометраж до трёх часов, так и проблемы с мотивацией персонажей. На ум немедленно приходит недавний идеально сбалансированный «Не смотрите вверх», но в отличие от него, в опусе Эммериха не предпринимается даже слабых попыток использовать столь мощный инструмент повествования как сатира и высмеять бездеятельность власти, мало того, складывается впечатление, что правительства в наше время как такового нет. Ну падает Луна на Землю и падает, что же теперь, президенту США отвлекаться от послеобеденного сна и выступать с речью перед нацией? Все решения в любом случае принимают афро-директор NASA и афро-генерал, а остальным на всё происходящее попросту наплевать.

Как и положено в фильмах Эммериха, визуальный ряд и техническая часть выше всяких похвал — Луна падает прекрасно, шаттлы стартуют на ура, злобные наноботы с сочным звуком грызут металл, да вот только удивить этим в наше время сложно — чай не эра «Армагеддона» Бэя. К тому же, подавляющее большинство эпических крупных планов взаимодействия планет и контактов с инопланетянами внаглую передрано у Кубрика и Земекиса, но кто в наше время смотрит старых мастеров? Ироничную улыбку вызывает также нахальнейший product placement марки Lexus — новый RX настолько крут, что даже лунная гравитация не способна засосать его в открытый космос, по бездорожью он идёт не хуже БТР и даже воздух его двигателю не нужен, словом, как только наступит апокалипсис, мы знаем в какой автосалон бежать. Да и, разумеется, нельзя обойти стороной однозначный минус фильма — отсутствие русских космонавтов — в любой уважающей себя картине непременно должен присутствовать свой Лев Андропов.

Труппа хороша и выжимает максимум из весьма посредственного сценария. Актёрское мастерство Патрика Уилсона я полюбил ещё со времён великолепного «Аламо», и в последствии ему всегда удавались роли простоватых, но честных, цельных и принципиальных личностей — так и здесь образ астронавта Харпера, готового пожертвовать собой ради блага человечества получился весьма убедительным. Холли Берри традиционно хороша, но не особо напрягает свои драматические мускулы. Джон Бредли прекрасен в одновременно стереотипном и пронзительно реальном образе неприкаянного гения. Майкл Пенья замечательно изображает результат эволюции латиносов в Калифорнии, а Юй Вэньвэнь радует глаз.

Итог: неплохой фильм «под Эммериха» от самого Эммериха. Для начинающего режиссёра такой результат был бы великим достижением, но от именитого профессионала ожидаешь больше креатива и меньше самоцитирования.

#новые_критики #эммерих #фантастика #падение_луны #патрик_уилсон #холли_берри

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 307

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют