Рецензия на фильм «Смерть в прерии» / Terror on the Prairie

год: 2022
режиссёр: Майкл Полиш
в ролях: Джина Карано, Ник Сирси, Дональд Серроне, Тайлер Фишер, Гэбриел-Кэйн Дэй-Льюис, Маттиас Хьюз

 

Снимаю свою ковбойскую шляпу перед зрителями!

После просмотра очередной попытки Голливуда реанимировать жанр среднебюджетного вестерна, в своё время подвергнутый столь успешной эксплуатации Леоне и Иствудом, я утвердился во мнении, что всеобъемлющее упование на героя-спасителя это весьма характерная для людей черта. Возможно, я слишком много требую от окружающих, но почему-то хочется, чтобы креативный класс, получив в своё распоряжение приличную актрису на главную роль, на радостях не бросал бы всё на самотёк и не забывал бы и о других витально важных элементах хорошего фильма, таких, как сценарий, мотивация героев и реализм. Но, как в своё время писал Булгаков, снов нет — есть действительность, поэтому давайте разбираться, что нам в очередной раз приготовила фабрика грёз.

Сюжет закручивается хоть и стандартно для вестерна, но в целом прилично. США, 1880-е, супруги Джеб и Хэтти МакАллистер переезжают из тёплого и солнечного штата Миссури куда-то в заснеженную глубь штата Дакота, поскольку недавно отгремела гражданская война и федеральное правительство выделяет по 40 акров земли в собственность каждому желающему с одним условием — обрабатывать её в течение 5 лет, что оказывается не так просто, учитывая примитивные технологии, рыскающих вокруг индейцев и суровую природу. 

Джеб — человек непростой судьбы, известный снайпер, сначала воевавший за Конфедерацию, а затем переметнувшийся на сторону безбожных янки, много лет назад покорил сердце Хэтти, единолично распугав дюжину солдат, домогавшихся его будущую жену. Но время летит и постепенно теряющий свою силу романтический флёр уже не может вытеснить из женского сознания реальные факты — шалаш, в котором они живут с милым посреди прерии, плохо отапливается и явно не тянет на рай, ферма не приносит дохода, двое детей требуют внимания, и в целом жизнь на фронтире оказывается далеко не столь гламурной, как казалось десять лет назад. Хэтти понемногу пилит мозги мужу, который в итоге выдумывает гениальный план — взять все семейные сбережения и поехать в близлежащий город с целью выиграть своё счастье в карты.

Как назло, именно в этот самый момент скелеты гражданской войны, мирно лежавшие в шкафу у Джеба, решают вылезти наружу и обрадовать хозяина. Выясняется, что бравый солдат Джеб, дезертировав из армии Конфедерации, не просто скрылся в ночи, а решил уйти красиво. Подговорив нескольких боевых товарищей дезертировать вместе с ним, Джеб, убегая, поджёг дом своего капитана (ясное дело — белого расиста), в результате чего заживо сгорела малолетняя капитанская дочь. Поэтому последние 15 лет капитан Миллер методично прочёсывал территорию штатов, разыскивая виновных и снимая с них скальпы. Джеба он оставил на сладкое, и нанятая мстителем банда отморозков стучится в дверь дома МакАллистеров именно в тот момент, когда Хэтти с двумя детьми ждёт мужа из загула. Но негодяи, рассчитывая безнаказанно поглумиться над семьёй врага, не приняли во внимание два важнейших обстоятельства: во-первых, хоть на дворе и XIX век, но Хэтти — Сильная и Независимая Женщина, и, во-вторых, у неё есть дробовик!

Признаюсь честно, объективно оценивать данный фильм мне было нелегко, ведь Джина Карано мне нравится просто как женщина — я люблю валькирий, и если бы Вотан жил в Мексике, она бы несомненно была его излучающей аромат буррито Брунгильдой. К тому же, в отличие от сотен её коллег, молча давящихся насильно заливаемой им в глотку политкорректностью, Джина не стерпела и публично высказала всё, что думает о дегенеративной транс-повесточке, за что её с жутким скандалом уволили из вселенной «Звёздных войн». Согласитесь, желание не поступиться своими принципами даже ценой 10-15 миллионов долларов заслуживает уважения. Словом, я очень хотел, чтобы у Карано всё получилось и фильм, прогремев, сделал бы её новой экшн-суперзвездой категории «Б+», вроде Милы Йовович, с той разницей, что Джине не нужны инъекции Т-вируса, чтобы успешно расшвыривать противников.

И поначалу кажется, что дело может выгореть — в конце концов, если кто и способен вытянуть современный вестерн с сильной женщиной в главной роли, так это Джина Карано. Роль Хэтти словно создана для неё, образ прекрасно соответствует её амплуа и таланту — особо лицедействовать и передавать сложные эмоции не надо, мотивация персонажа очевидна и правильно задана, казалось бы, защищай детей, стреляй в негодяев из двустволки, бей особо наглых чугунными сковородками по морде, благо мышечная масса позволяет — и всё будет отлично! И тем не менее, как не старалась Джина, а всё равно паззл упорно не желал складываться, и дело тут в огромном грузе идиотизма, который не в силах вынести даже её тренированные плечи. 

Повторюсь, сюжет фильма per se очень неплох, но вот сценарий явно писал клинический идиот с соей вместо мозгов — очевидно, что в наше время другим в Голливуде работу тупо не дают. Чует моё сердце, вот вымрет поколение Джона Фавро, и создавать хорошие, реалистичные остросюжетные картины будет просто некому. Вопиющий непрофессионализм современных авторов поражает — даже у Леоне, который изначально делал дешёвые, картонные и глубоко коммерческие вестерны, персонажи получались куда более объёмными, и главное — действовали куда более рационально. 

Начнём с главного идиотизма — по мнению крайне одарённого сценариста, на Диком Западе никто не умел стрелять. В принципе. Люди, регулярно добывающие пропитание охотой, ни в коем случае не могли попасть в ростовую мишень на расстоянии 15 метров и это из дробовика, картечью. Поэтому, несмотря на десятки произведённых что Хэтти, что её оппонентами выстрелов, результативность ураганного огня стремится к нулю. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов возможность того, что авторы таким образом решили порадовать следящих за карьерой Джины фанатов «Звёздных Войн», где, как известно, Имперские штурмовики постоянно промахиваются. 

Ещё хуже сценаристу удались злодеи — с одной стороны, капитан Миллер, цитирующий Ветхий Завет перед тем как отрезать очередной жертве голову, это всегда беспроигрышный вариант, с другой стороны, даже с элементарной логикой ни один из членов его банды не дружит. Постоянных проколов и идиотизма с их стороны столько, что перечислять их все бесполезно, но замечу, что о таких понятиях как разведка, устройство засад и тактическое мышление ветераны войны, очевидно, даже не слышали.

Ну и, разумеется, нельзя обойти вниманием замечательную в своей тупости сцену попытки изнасилования Хэтти озверевшими бандитами. Я, конечно, не ковбой XIX века, но немного понимаю в мужской физиологии, и спешу вас уверить, что мужчина, получив ножом в глаз от милой дамы, в последнюю очередь будет думать о половом акте с ней. Мало того, дикая боль обычно не способствует хорошей эрекции, если ты, конечно, не австрийский аристократ. Но с другой стороны, возможно, что смыслом всего эпизода было продемонстрировать ноги Карано, и следует признать, что в данном контексте сцена удалась. Да и в целом, попытка сексуального насилия над дамой на полголовы выше и на 30 кило тяжелее нападающего, смотрится скорее как эпизод Looney Tunes.

Впрочем, сценаристы на удивление беспристрастны и в области идиотизма Хэтти и её муж стараются не отставать — особенно порадовал Джеб, знавший, что по его следу идёт разъярённый мститель, и в течение 15 лет не удосужившийся сменить имя, ну а Хэтти для того, чтобы успешнее держать оборону, подожгла собственный дом, находясь при этом внутри. На таком фоне о мелочах вроде того, что Хэтти, регулярно копающаяся в мёрзлой земле в поисках картошки, умудряется сохранять нежную кожу рук и идеальный маникюр, неудобно даже заикаться. В целом, сценарий оставляет стойкое впечатление того, что его переписывали как минимум полдюжины раз, причём прямо в процессе съёмок, чем, возможно, и объясняются все его многочисленные «хвосты» и общая интеллектуальная неровность. 

Актёрская труппа подобрана удачно, работает очень хорошо, и бесстрашно бросается на амбразуру. Джина Карано старается изо всех сил, но сценарий не оставляет ей ни малейшего шанса спасти картину. Ник Сирси делает всё возможное, чтобы создать устрашающий образ злодея, крайне важный для любого триллера, но последовательная тупость его персонажа склоняет чашу весов в обратную сторону. Габриель-Кэйн Дэй-Льюис, сын самого великого Дэниэля, при всём его старании превзойти знаменитого папу, не приносит в фильм ничего.

Итог: замечательный потенциал и очень хорошая работа труппы, загубленная бездарным режиссёром и тупым сценаристом. Смотреть имеет смысл в качестве комедии абсурда. 


P. S. Если в Голливуде совсем разучились работать — так выпишите из-за океана хотя бы Козловского или Петрова, чёрт побери! Даже они лучше сделают.

#новые_критики #джина_карано #феминизм_в_прерии #сильная_женщина #комедия_абсурда

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 445

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют