vasyukhin Влад Васюхин 20.07.22 в 08:00

Куда ж несешься ты?

Не хочу выступать адвокатом дьявола, но если оставить в стороне весь контекст, симпатии-антипатии, эмоции, истерики, оголтелость и принять во внимание исключительно имеющиеся обстоятельства, то решение построить на месте обезглавленного Гоголь-центра новый театр — самое что ни на есть разумное.

Для тех, кто совсем не в курсе ситуации (а вряд ли такие люди будут читать мою колонку), изложу — насколько получится кратко — хронику событий за последние почти сто лет.

Театр имени Гоголя

Жил-был в Москве драматический театр им. Гоголя. История его началась в 1925 году, и до 1959 года, когда ему присвоили имя автора «Ревизора» и «Женитьбы», он не раз менял название, все они были связаны с железной дорогой, поскольку возник этот очаг культуры как отраслевой. И до переименования в Театр Гоголя это был Центральный театр транспорта (бредовое название, согласен).

Свое нынешнее помещение на улице Казакова около Курского вокзала театр обрел 80 лет назад. Здание бывшего депо, шагать до него надо было по длинному, обоссанному и вечно тусклому переходу.

Вероятно, как и всякий театр, Театр Гоголя знал свои звездные часы, победы и триумфы, имел поклонников, хотя на моей памяти это был театр-аутсайдер, театр класса С, билеты в него в театральных киосках часто навязывали в нагрузку — к Таганке, к «Сатире», к Ленкому. Труппу составляли хорошие артисты, правда, среди них почти не имелось, как теперь принято говорить, медийных лиц. Главной звездой многие годы была выдающаяся актриса Светлана Брагарник (дай ей Бог здоровья).

Как и многие театралы, ходил я туда очень редко, а единственный спектакль в тогдашнем «Гоголе», который меня впечатлил, это постановка 1983 года «...А этот выпал из гнезда» по культовому роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».

С 1965 по 1987 год «Гоголем» руководил Борис Голубовский, а с 1987 по 2012 год — Сергей Яшин. Оба — крепкие профи, народные артисты России.

Десять лет назад, в августе 2012 года, с худруком Яшиным неожиданно не был продлен контракт. Новым руководителем департамент культуры безо всякого конкурса назначил Кирилла Серебренникова, на тот момент уже популярного режиссера. Театр Гоголя переименовали в Гоголь-центр. Сделали ремонт, обнажив стены до кирпичей. Весь прежний репертуар был снят, а большая часть артистов уволена. Кирилл привел из Школы-студии МХАТ выпускников своей мастерской. 

Жизнь закипела. Помимо новых спектаклей, каждый из которых становился если не событием, то объектом обсуждения, в театре стали давать концерты, читать лекции, устраивать дискуссии, показывать артхаусное кино и перфомансы, заработало кафе и книжный магазин.

Кирилл Серебренников

Серебренников, как когда-то Юрий Петрович Любимов на Таганке, делал авторский театр. И Гоголь-центр довольно быстро стал больше, чем театром. Территорией свободы и любви, центром притяжения молодежи, модным тусовочным местом, на которое, скрипя зубами, с завистью и неудовольствием смотрели пожилые худруки многих столичных театров. Если при Яшине театр заполнялся на 63%, то при новом лидере при весьма ощутимых ценах на билеты публика висела на люстре.

Но этому предшествовала шумная, нервная и безуспешная борьба прежней труппы с командой Серебренникова. Митинг у памятника Гоголю, интервью, письма в инстанции о гибели русского психологического театра не помогли. Силы были неравны: за Кириллом стояли тогдашний министр культуры Москвы Сергей Капков, первый зам. руководителя аппарата президента Владислав Сурков, несколько театралов-олигархов, группа либеральных критиков и критикесс и... толпы, толпы зрителей.

Дальше, в 2017 году, случилось дело «Седьмой студии» (простите, но пересказывать несколько томов уголовного дела я не буду), Серебренникова и еще несколько лиц обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Худрук оказался под домашним арестом, который длился до апреля 2019-го. В этих условиях он продолжал работать, как и его театр.

А в феврале 2021 года с Серебренниковым, с которого сняли судимость, не продлили контракт и он уехал в Европу. Прощаясь, основатель Гоголь-центра выразил уверенность, что его детище «как театр и как идея продолжит жить». На место Кирилла назначили человека из его команды — актера Алексея Аграновича (самая известная роль — в фильме «Юморист»).

Новый худрук, которого воспринимали больше в качестве менеджера, пообещал обойтись без радикальных перемен, приглашать к сотрудничеству разных режиссеров и сохранять репертуар и свободолюбивый дух ГЦ. Что он собственно и делал, пока в июле нынешнего года и с ним, и с директором театра Алексеем Кабешевым тоже не продлили контракты.

И тогда Серебренников написал в своем телеграм-канале: «Гоголь-центр закрыт. Все. Они закрывают живой театр. С постоянными аншлагами. Со своей прекрасной публикой. С уникальным репертуаром. Театр с мировым именем. Театр для людей. Они могут это делать по праву учредителя. Но с точки зрения искусства это не просто вредительство — это убийство. Очередное обыкновенное убийство».

Конец Гоголь-центра

Департамент культуры его опроверг: труппа продолжит работать. Новым творческим руководителем культурного учреждения, снова ставшего театром им. Гоголя (хорошо еще, что не Театром транспорта), неожиданно назначили 52-летнего режиссера Антона Яковлева.

Это человек с мощными театральными корнями: его папа — Юрий Яковлев, народный артист СССР, сестра Алена — народная артистка РФ, старший брат Алексей тоже актер. Антон Юрьевич поставил несколько спектаклей в ведущих театрах столицы, но он — ну совсем не человек Гоголь-центра. Другая, если так можно сказать, группа крови.

Антон Яковлев

И неудивительно, что в интервью свое кредо он обозначил так: «Никогда не надо пытаться новому руководителю сохранять театр, который был до тебя. Это — утопия. Нужно создавать свой!»

А ведь он, друзья мои, прав! На примере нескольких российских театров мы видели (и видим!), что тщетны усердные попытки что-то как-то сохранить, сберечь и приумножить какие-то традиции и наследие, возродить какой-то дух и атмосферу. Увы и ах — не выходит каменный цветок!

Снова послушаем Яковлева: «Приходить в театр и оставлять все, как было, бессмысленно, незачем тогда и начинать. Хочу создать абсолютно новый организм. Каким он родится, каким будет, покажет ближайшее время. Это не значит, что я собираюсь уничтожать все, что было до меня, надо все смотреть, анализировать, обсуждать».

А еще добавил, что все страхи по поводу его ретроградности «абсолютно беспочвенны и глупы».

#новые_критики #театральный_обзор #театр_гоголя #гоголь_центр #кирилл_серебренников #алексей_агранович #антон_яковлев

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 354

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют