Рецензия на сериал «Мастер»

Год:2021
Режиссер: Степан Коршунов
В ролях: Анатолий Белый, Игорь Петренко, Антон Васильев, Линда Лапиньш, Макар Запорожский, Никита Павленко, Сергей Шакуров, Ангелина Поплавская, Ингрид Олеринская, Аристарх Венес, Полина Долиндо, Антон Риваль

 

Привет почтенной публике!

Фёдор Михайлович Достоевский недаром утверждал, что Россия сама спасётся и весь мир спасёт. Поэтому как бы не старались глобалистские злопыхатели удушить суверенную демократию санкциями, россияне лишь посмеиваются и в итоге только выигрывают. Ушёл из России «Макдональдс» — через месяц открылась новая сеть исключительно здоровой и умопомрачительно натуральной пищи; пропал PlayStore с его замечательными полезными прогами — вот вам NashStore, ну а на уход нетфликсов, хулу и прочих стриминговых сервисов большинству наплевать — мы и сами умеем снимать такую картонную сериальную клюкву, нашпигованную модной повесточкой, что любая студия из Сан-Франциско удавится от зависти. Как говорится, кому нужны враги с такими-то друзьями? Но, обо всём по порядку.

Сериал повествует о трудовых буднях гоночной команды «Камаз-Мастер». Как и положено любому нормальному коллективу, господа раллийщики тратят большинство времени не на непосредственные служебные обязанности, а на интриги и подсиживание друзей. Номинальный главный герой — чемпион «Дакара» по имени Денис Сазонов — подвергается остракизму со стороны коллег за то, что в горячке гонки проигнорировал, что товарищ сошёл с трассы, и предпочёл победить. Сазонова увольняют, он находит себе куда более спокойную и высокооплачиваемую работу в мотогонках, но мечтает вернуться в мир грузовиков. А тем временем в «Камазе» полным ходом идёт внутривидовой отбор, заместитель руководителя команды по фамилии Ерёмин успешно смещает с должности своего шефа, и немедленно начинает продвигать на место пилота главного экипажа своего сына Макса, причём делает это с ярко выраженными корыстными целями. Какие-то инфернально злобные канадцы из конкурирующей команды предлагают Ерёмину архетипичный миллион долларов (удивительно, что не в коробке из-под ксерокса) за переманивание лучшего пилота «Камаза», ну а Ерёмин, не будь дурак, решает подсунуть им сынишку, чтобы таким образом все деньги пошли в семью.

Но Макс, будучи тупым зумером, ломает планы мудрого папы, и постоянно ввязывается в неприятности — то угонит «Камаз» с базы, чтобы дрифтовать на нём на парковке торгового центра (и потом искренне удивляться приезду милиции), то разобьёт чужую «бэху» во время стрит-рейса, сломав при этом позвоночник своей подружке (кстати, отрадно узнать, что в областном центре можно прямо в середине дня перегораживать улицы, и никто ухом не поведёт), то расстроит помолвку с богатой невестой. 

Ну и, разумеется, поскольку сериал у нас современный, то в нём нельзя обойтись без сюжетной линии, посвящённой Сильной, Независимой Женщине, по имени Женя Алексеенко, которую, ясное дело, играет Линда Лапиньш, явно намеренная целиком захватить рынок подобных ролей. Проклятые Y-хромосомные угнетатели сначала вовсе не хотят брать её в команду, а затем смеют не допускать её до руля, маринуя на должности штурмана. Мало того, Женя оказывается матерью-одиночкой, родившей сына от главного героя Сазонова и скрывающего сей факт, чтобы биологический отец не мешал в процессе воспитания настоящего современного мужчины. В отличие от патриархальных ретроградов, Женя уважает выбор сына — он же свободная, самостоятельная личность, поэтому, к примеру, если захотел подросток сжигать машины — пусть сжигает, ведь это его способ самовыражения. Но а когда Сазонов возвращается в команду и попадает в один экипаж с Женей, выясняется, что они когда-то были женаты и он изменял ей, что поднимает градус ненависти до предела (тут, впрочем, сценаристы слегка перегнули палку — кто, будучи женат на Лапиньш, не изменил бы ей, пусть первым бросит в меня камень).

И вот теперь все эти взрывоопасные элементы должны как-то найти общий язык и сработаться, чтобы привести команду к победе.

Говоря о стиле и художественном исполнении сериала, первое, что бросается в глаза это титры а-ля Дэвид Финчер образца середины 90-х — винтажненько и, главное, оригинально. Параллельно уши начинает безжалостно резать рок-музыка, процентов на 80 позаимствованная из компьютерной игры «Дальнобойщики» эпохи вторых «Пентиумов». Я понимаю, конечно, что выучить два риффа — тоже достижение, но даже у Майкла Бэя саундтрек к гонкам на грузовиках звучал куда интеллектуальнее. Об уровне Iota из опуса Джорджа Миллера речь, разумеется, не идёт. Впрочем, когда ближе середине первой серии русский рок сменяет русский же рэп, немедленно вызывающий рвотные позывы, гитары начинаешь вспоминать с некоторой степенью ностальгии.

Затем, присмотревшись к сериалу внимательнее, проникаешься уважением к гуманизму и толерантности творческого коллектива, в частности, далеко не каждый продюсер даст работу оператору, у которого в моменты экшн-сцен регулярно случаются эпилептические припадки. Также радует глаз замечательный в своей очевидности product placement ВТБ, «ТатНефти» и «Ростеха» — помнится, даже во втором «Антикиллере» печально известные телефоны Panasonic рекламировали менее агрессивно. 

Ну и, разумеется, человеку, хоть иногда вылезающему из зимней берлоги, трудно не заметить и по достоинству не оценить тот факт, что добрую половину сюжетных ходов, особенно касающихся истории ярко выраженного гонщика-индивидуалиста, долгое время не способного найти общий язык с коллективом, но в самом конце жертвующего всем ради успеха команды, авторы «Мастера» искусно передрали из художественного фильма «Форд против Феррари». Знай наших!

Впрочем, в сериале есть и некоторые спорные моменты. В частности, волею сценаристов целых три боевых оленя ломают рога ради внимания пары сильно потасканных дамзелей из Набережных Челнов. Что за пещерный шовинизм — получается, что во всём Татарстане нет ни одной красивой девушки, если все, с позволения сказать, «мужики», с высунутыми от восторга языками сладострастно увиваются вокруг героинь Линды Лапиньш и Полины Долиндо. Или в «Камаз-Мастере» все пилоты днём и ночью в дым пьяные? Где красивые башкирочки, призванные провести успешное импортозамещение японочек из работ Сиона Соно и Такаши Миике? Словом, сплошные загадки.

Но деривативность, технические огрехи и ударная доза современной глупости — сущие мелочи по сравнению с наибольшим грехом «Мастера». Если критик Латунский в своё время величал булгаковского героя воинствующим старообрядцем, то сериал можно смело отнести к жанру воинственной и крайне агрессивной банальности.

Затёрто до дыр и заставляет морщиться всё — столь характерная для «спортивных» фильмов смесь надрывного пафоса, помпезности и безвкусицы; абсолютно предсказуемые и видные за километр повороты сюжета; отсутствие нормального конфликта, в который можно было бы поверить; картонные двухмерные персонажи, вроде кумира школьниц с чёлкой и недельной щетиной, призванной скрыть отсутствие челюсти, и влюблённой в него круглой дуры, а также гаденьких хипстеров и креаклов; диалоги в стиле «Дома-2»; борьба с пост-травматическим стрессом от несчастной любви; продажные международные спортивные федерации, подыгрывающие конкурентам; сермяжные русские петровичи, в последнюю секунду на коленке вытачивающие нужную деталь; случайно приходящее менделеевское озарение, спасающее ситуацию; «Санта-Барбара» с потерянными в детстве детьми и подложными тестами ДНК и, конечно же, общая мораль уровня философского сериала «Наркоман Павлик» — главное в жизни быть нахально-гламурным подонком, тогда всё сложится, все тебя простят и поймут. 

Отдельно стоит отметить последовательное и намеренное создание поистине омерзительного образа мужчин, в целом сравнимых разве что с подкаблучником Геной Букиным из «Счастливы вместе». Начиная с половых тряпок мужского пола, которым достаточно одной улыбки femme fatale чтобы растаять и позабыть многократное предательство, и заканчивая жирными бородатыми учёными-инцелами, которых третирует начальница НИИ, и которые сами не могут даже склеить шину — вся это не сильно замаскированная пропаганда доказывает, что в повесточку матриархата вкладываются весьма серьёзные средства. 

Актёрский состав хорош настолько, насколько это возможно в отечественной версии гонконгского боевика 70-х. Антон Васильев, в своё время согревший сердца аудитории НТВ своими ролями в современном аналоге Тарковского — сериале «Невский», прекрасно вживается в роль обаятельного негодяя Сазонова. Аристарх Венес идеально попадает в образ гламурно-соевого порриджа, охмуряющего пэтэушниц. Ангелина Поплавская, хоть и сильно старовата для роли первокурсницы, талантливо играет роль круглой дуры. Линда Лапиньш стабильно бесит каждым своим феминистическим появлением в кадре. Анатолий Белый и Игорь Петренко хороши в ролях двух картонных соперников, да и в целом, вся труппа немедленно напомнила мне подторможенную Милу Кунис из «Восхождения Юпитера».

Итог: наиболее полный каталог клише и банальности — 2022. Порриджи, зумеры, а также любители наблюдать крупные планы карданных валов «Камаза» будут в восторге. Остальным избегать всеми силами.

#новые_критики #русские_сериалы #камаз #антон_васильев #линда_лапиньш #сильные_женщины #феминизм

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    545

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bastet_66

    И снова автор порадовал незамутненностью глаза. Вроде бы и покритиковал создателей и актеров фильма, а вроде отметил и положительные стороны. Особенно нравятся рекомендации, кому можно, а кому не стоит смотреть это кино. Наверное, картина была снята до того, как запретили пропаганду разных неправильных взглядов на отношения между женщинами и мужчинами.