Оскорбление вкуса, а не русских
В истории с комиком Гудковым, чей клип-пародия на патриотическую песню сейчас столько обсуждают, наиболее неприятное — сама необходимость его смотреть. Я бы даже сказала, что она оскорбительна. Для человека моего уровня образования, моих интересов, моей культуры и моей профессии просто-напросто оскорбительно открывать глаза и видеть перед собой лицо этого человека, который не умеет держаться в кадре и шутить.
Это низовая культура, которая в норме отделена от остальной непроницаемой стеной. Вернее, потолком. Если все идет хорошо, то неносители такой культуры с ней не пересекаются.
Но потихоньку она стала прорываться туда, где ее в интересах всего общества быть не должно. Гудков появился в политических новостях в результате нарушения здорового баланса. Он долго вращался в пределах резервации, отведенной этой низкопробной масс-культуре. На ТНТ или где он там себя показывал? Можно было не смотреть ТНТ, и все. И СТС с его «Уральскими пельменями» тоже можно было обходить. Потому что это давно — низовая культура. Я помню первые годы Comedy Club: тогда были молодыми Мартиросян и Воля, их приглашали на нефтегазовые корпоративы, они давали концерты в филармониях. Потом пошли по наклонной. Потом появились боковые проекты: Comedy Woman, стенд-ап... Потом это все полезло в интернет, где быстро развилось и стало плодить все новые и новые проекты.
В какой-то момент их стало слишком много, они, как брага, поперли из бутылки. Тут бы смахнуть все тряпкой, прополоскать ее и от греха подальше выставить бутыль с забродившим пойлом в сени, но у нас догадались, что можно его монетизировать. Я отчетливо помню, что где-то в 2019 году имеющие власть и деньги решили пристроиться на этой взрывной струе, прорвавшей пробку, и понеслось: в телевизор полезли Моргенштерн, Гудков, Ивлеева, Милохин... Им заказывали рекламу, они стали вести передачи. Милохина даже на ПМЭФ звали. Все это делалось с одной целью — заставить треш-аудиторию идти за своими кумирами и покупать, покупать, покупать. Так впервые была легитимизирована треш-культура.
Это даже не гоп-стоп, не шансон, не попса с «Русского радио». Это продукт, которые делается для людей с самыми низовыми потребностей. Это культура ржаки. Той, где даже не смеются, потому что не смешно, а ржут, потому что тупой юмор вызывает тупую реакцию.
Но даже когда эти люди вдруг влезли в телевизор и стали рекламировать нам телефоны, кефир и банковские карты, все равно можно было увернуться. Просто не воспринимать рекламу, в конце концов. Да, в мире есть много очень необразованных людей с посредственным интеллектом, которые смеются над рыгающим в кадре комиком или эффектом кривого зеркала. Да, так уж вышло, что и у этих людей есть какие-никакие деньги, потому кто-то хочет их выманить, потому для такой публики появляются свои звезды, которые делают для них свой треш-контент, а потом снимаются в треш-рекламе, чтобы треш-аудитория подняла с диванов свои зады и пошла в магазин купить кефира, которые ей так ржачно рекламировал тот же Гудков.
Но у тех, кто такую культуру не потребляет, все равно был выбор — они могли от нее отвернуться. Треш-звезды потихоньку отвоевывали пространство, но все равно задевали интересы лишь массового человека, который и сам недалеко ушел: смотрит рекламу и телешоу, на ту же Ивлееву наверняка был подписан. Так что у чуть более образованного обывателя, поначалу шокированного вывалившимися на него треш-звездами, было пространство тихонько ужаться и отползти молча: что поделать, кто-то хочет рубить деньги на самых нетребовательных.
Все это есть, было и будет, если государство не запретит — законодательно или по факту такую аудиторию эксплуатировать, а оно может это сделать. В советские времена не было товаров для треш-публики и не было для нее своих фильмов. Их нет в современной Великобритании, например. Там постоянно снимают передачи про жизнь своих гопников — chavs они называются. Про них, но не для них. При этом гопников, уголовников и прочих потребителей контента про ржаку с сракой нет в телевизоре, на радио. Не принято, знаете, в обществе утвержден консенсус: низовой культуре нельзя давать слово. Нельзя и все. Не в последнюю очередь — потому что она оскорбительна для тех, кто способен воспринимать что-то серьезнее гримас из немого кино... Да, все хотят видеть в телевизоре, на больших экранах, на концертных площадках понятное, близкое и смешное для них. Но интересы носителей не сниженной культуры ставятся выше, потому что их ценность в обществе больше.
Случай с узким Гудковым — нарушение паритета. Множество людей, которые никогда бы не пересеклись с этим Гудковым, были вынуждены посмотреть его видео, чтобы быть в курсе скандала. Это — преступление. Гудков давно снимает видеоклипы, на его собственном канале, одно название которого должно нормального человека отвратить — Чикен Карри, такие клипы набирают по несколько сотен тысяч просмотров, что ерунда для человека, который не вылезает из телевизора. Просто, видео эти ну совсем уж для рафинированнейшей треш-публики. Не видеть их никогда и не слышать — естественное право любого сколько-нибудь развитого человека.
И вот оно было Гудковым нарушено. Он сделал шаг, который заставляет носителей и потребителей нормальной культуры смотреть на культуру сниженную и реагировать в ответ, что само по себе оскорбительно. Дело не в содержании песни, а в том, как в ней сложены слова, как сделано видео, как играет и как двигается сам Гудков — все там оскорбительно для вкуса. Зачем его судить за оскорбление русских? Осудите за оскорбление вкуса. Это будет гораздо полезнее для всего общества. Нам нужен урок, который навсегда отучит производителей треш-культуры заступать в калашный ряд.
#новые_критики #fresh_trash #гудков #я_узкий #ивлеева #треш_культура