Рецензия на фильм «Топ Ган: Мэверик» / Top Gun: Maverick

год: 2022
режиссёр: Джозеф Косински
в ролях: Том Круз, Майлз Теллер, Дженнифер Коннелли, Джон Хэмм, Глен Пауэлл, Вэл Килмер, Башир Салахуддин, Чарльз Парнелл, Моника Барбаро, Эд Харрис

Привет зрителям!

Как верно подметил Дон Дрейпер из «Mad Men», ностальгия во все времена является ходовым товаром. Едва ли не первых дней цивилизации, каждое поколение свято верило в то, что раньше всё было лучше и уж они-то точно знали, как правильно жить. Именно поэтому любой творец, обладающий достаточным талантом для того, чтобы затронуть именно эту струну человеческой души, непременно будет пользоваться успехом у публики. Опытнейшие ветераны Голливуда Том Круз и Джерри Брукхаймер, прекрасно понимающие данный принцип, совершили невозможное, реанимировав франшизу, почти 40 лет находившуюся в анабиозе, и результат превзошёл их самые смелые ожидания.

Когда-то давно, в самом начале 90-х, бывшие советские школьники неожиданно осознали, что существует универсальная формула счастья, необходимыми элементами которой являлись видеокассеты Fujifilm, видеоплеер Goldstar и сникерс, которым можно было закусить очередной голливудский шедевр. Именно тогда я узнал, что в США, оказывается, есть школа боевых пилотов под названием «Топ Ган», выпускники которой, по их собственному мнению, являются лучшими истребителями в мире. Оригинальный фильм «Топ Ган», снятый в 1986-м под чутким руководством мастера штамповки классических боевичков Джерри Брукхаймера, стал уникальной картиной. Брукхаймер фактически создал новый подвид кинематографа, который можно назвать «военным порно», в котором силиконовые импланты восьмого размера и сверкающая военная техника играют одинаково важную роль (данный жанр, кстати в последствии был доведён до совершенства Майклом Бэем). Если до этого момента авторы в основном концентрировались на ужасах войны, то «Топ Ган» рисовал совсем другую картину — калифорнийские пляжи, девушки в бикини, полёты на классных футуристических самолётах, небывалая крутизна каждого момента жизни боевого пилота и постоянный адреналиновый кайф. Соответственно, как и положено порнографическому фильму, сюжет в франшизе «Топ Ган» присутствует, но совершенно не мешает просмотру.

Главный герой — капитан Пит Митчелл по прозвищу Мэверик, закончил авиашколу «Топ Ган» в конце 80-х и сразу после этого сбил целых три вражеских МИГа над Индийским океаном. Казалось бы, начало карьеры нового Хартманна было успешно положено, но, к несчастью для протагониста, Холодная война закончилась, и всю кипучую энергию Митчелла стало тупо некуда девать. Начальство, в боевой остановке закрывавшее глаза на пролёты на бреющем полёте над аэродромом и прочее воздушное хулиганство, быстренько перевело бузотёра в резерв и отправило лётчиком-испытателем на полигон, тестировать гиперзвуковые самолёты. Прошло 35 лет. Мэверик, которого в возрасте около 60 каким-то чудом всё ещё допускают до полётов, разбивает очередной многомиллионный прототип, и его наконец-то хотят списать на пенсию, но тут на помощь приходит Иран. Американцам надо во что бы то ни стало разбомбить завод по обогащению урана, расположенный в труднодоступной гористой местности, и протагониста посылают в школу «Топ Ган» преподавателем, обучать молодёжь летать на бреющем и выдерживать перегрузки 9g. В процессе обучения Мэверик встретит новых друзей, заново разожжёт старую любовь, сядет за штурвал древнего самолёта и совершит очередной подвиг, причём даже не ради свободы или демократии, а просто так, ведь он — настоящий true blue американский герой.

С морфологической точки зрения, «Топ Ган: Мэверик» представляет собой скорее не фильм, а в большей степени последовательность видеоклипов, посвященных полётам истребителей F/A-18, слегка разбавленную диалогами и пляжным футболом. Разумеется, учитывая высокий класс картины, наличие звёзд и опыт продюсеров, вышеупомянутый видеоряд выполнен технически безупречно, но ничего кроме прекрасных средних планов фюзеляжей и подкачанных пилотов в данном кино попросту нет. О какой-либо драматической составляющей картины речь также не идёт — персонажи и их проблемы настолько стандартны, что на их фоне герои гонконгских боевичков Джона Ву кажутся персонажами Дэвида Мэмета. Продюсеры, в числе которых есть и звезда картины Том Круз, бесстыже подмигивая аудитории, используют самые примитивные и избитые клише, строя повествование по тысячу раз виденной зрителем несложной схеме «харизматичный антигерой — сложное прошлое — конфликт поколений — упорные тренировки — кризис веры в себя — победа из последних сил». И, разумеется, в процессе написания сценария нельзя было обойтись без не столько оммажа, сколько нахальной экспроприации сюжетного хода из «Звёздных войн» — если вы горите желанием увидеть, как Том Круз летит по узкому каньону, намереваясь взорвать Звезду Смерти протонной торпедой, вы явно не будете разочарованы.

Казалось бы, при таких исходных данных «Мэверик» был обречён стать очередным провальным высокобюджетным проектом вроде римейка «Дня независимости» или «Падения луны». Но, как верно заметил классик, факт — самая упрямая в мире вещь, и колоссальные сборы фильма доказали очевидную компетентность авторов картины. Узнав о коммерческом успехе фильма, я сначала несколько растерялся — неужели Том Круз, будучи сайентологом, успешно молился, и был осенён благословением Лорда Ксену? Или же зрители, в одних лишь США добровольно отдавшие продюсерам без малого полтора миллиарда (-sic!) долларов, деградировали настолько сильно, что уже неспособны отличить откровенно тупую картину от шедевра? 

Думаю, что хотя определённое падение интеллектуального уровня масс несомненно имеет место быть, дело тут в другом. Свежий проект Тома Круза является прекрасным примером практического применения философии эскапизма, основы которого в современной культуре заложили такие титаны как По и Лавкрафт. «Мэверик» это в первую очередь эфемерное воспоминание, призрачный мост в прошлое, луч света, падающий из приоткрытой двери, ведущей во времена, когда мир был простым, логичным и понятным, когда добро и зло были чётко определены и немедленно узнаваемыми. Соответственно, все стереотипные сюжетные ходы, красивые картинки и картонные переживания абсолютно вторичны, главное же — старание авторов создать непередаваемую атмосферу ощутимой ностальгии и на пару часов вырвать из пасти лангольеров Америку, которую мы потеряли (ТМ). И насколько бы смехотворной не казалась такая концепция интеллектуальному меньшинству, народ тем не менее проголосовал ногами, а продюсеры получили возможность радостно потирать ручки.

Так что в итоге «Мэверик» оказывается ещё и лакмусовой бумагой цинизма — если в процессе просмотра вы неожиданно поймали себя на мысли, что вам небезразлична судьба «ребят», миссии, и пожилой пассии Тома Круза — поздравляю, где-то глубоко в вашей душе ещё не умер незамутненный девятилетний ребёнок. 

Труппа одновременно хороша и абсолютно бесполезна. Том Круз — отличный актёр (при условии наличия нормального режиссёра), но в «Мэверике» он поражает не своим актёрским мастерством, а талантом выглядеть молодо, разменяв шестой десяток. Дженнифер Коннели изо всех сил старается оживить абсолютно пустой персонаж, Майлс Теллер успешно изображает Гуся v.2.0. Джон Хэмм, Эд Харрис и Вэл Килмер присутствуют, за что им большое спасибо, а Моника Барбаро привлекательна, сильна и независима.

Итог: прекрасно снятый, профессионально сыгранный и в целом любопытный артефакт давно ушедшей эпохи. Смотреть стоит детям и исследователям древностей.


#новые_критики #топ_ган #том_круз #блокбастер #новые_фильмы #самолётики #лорд_ксену

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    606

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bastet_66

    Исследовать древности – мой конёк, поэтому обязательно посмотрю фильм. Автор рецензии так мастерски расписал присутствие ностальгических нот в картине, что я тут же бросилась искать её на просторах интернета. Очаровательного Круза увидеть на экране одно удовольствие. Содержательную части фильма обдумаю после просмотра. Спасибо за обзор.