НОВЫЙ  ЖЮЛЬ ВЕРН И ПРОСТО ЖУЛИКИ

«Петтерсы. Дети океанов» это приключенческая книжка для детей младшего школьного возраста, написанная известным комиком Павлом Волей. Книжка, на мой взгляд, откровенно плоха. С катастрофическим стилем. Нелепыми персонажами. Провальным сюжетом. И насколько Воля любопытен в своем амплуа показного комического циника, настолько он беспомощен в качестве писателя. Зато, предположим, он хороший семьянин. Судя по авторскому предисловию, в работе над этим сочинением принимала участие вся семья – и знаменитая супруга красавица Ляйсан Утяшева, и их дети. С которых, как можно предположить, и списаны герои.

Итак, дело происходит в этакой усредненной Англии, списанной из Гарри Поттера и книжек про Паддингтона, во второй половине девятнадцатого века. Мать семейства-океанолог (да-да, так и написано!) отправляется в экспедицию в Полинезию. За ней следом отец и двое детей – девочка и мальчик. Ну, читали «Детей капитана Гранта»? То же, но хуже раз в сто.

Вот увлекательная цитата, описывающая мир, в котором происходит действие:

«Великобритания ослабила давление на европейские рынки и переключилась на колониальную торговлю, заполняя менее развитые страны дешевыми промышленными товарами и нещадно выкачивая из них золото, серебро, другие металлы, хлопок, шерсть, чай, специи, предметы роскоши и многое другое».

Откуда позаимствовано? Из советского школьного учебника истории 1951 года издания? Неужели же сочинено "из головы"? Тогда вообще тяжёлый случай....

В общем, семейная забава популярного и обеспеченного человека благодаря его знаменитости и издательству «РИПОЛ» приобрела обложку, картинки (среди которых, кажется, есть и нарисованные семейством г-на Воли. Или это такая тонкая стилизация?). Мода на написание детских книжек у западных звезд по-прежнему существует, тут отметились персоны, уж извините, не чета Павлу Воле – Мадонна, Пол Маккартни, Боб Дилан, многие другие. Вот и наш комик тянется за ними. Не чужды ему и акутальные тренды. Неожиданно раздаются аккорды патриотической темы - Крымская война и все такое. Даже британские поставки оружия на театр военных действий упоминаются, с которыми  в прошлом боролся один из персонажей – и вообще, русские лучше англичан как воины, честнее и благороднее! И ведь не поспоришь!

Как обычно, слабый текст интересен с точки зрения литературной социологии и социальной психологии. Одно дело – подражание западным звездам. А другое – литературное коллективное бессознательное, которое тут нам подмигивает с каждой страницы. Видно, что именно читал постсоветский ребенок сам. Что он впоследствии читал своим детям – и как это перепуталось у него в наивной, но вечной попытке продлить существование вымышленного мира, когда захлопывается книжка, в которой он описан. Из этой неумелой, графоманской по сути, но искренней тяги рождаются многочисленные фанфики. И право, их авторы Павлу Воле сто очков дадут вперед по литературной одаренности. Филологическое (пединститут) образование тут роли не играет – мы видели целых докторов филологических наук, которые пишут ничуть, по сути, не лучше (об этом еще скажу).

Ну вот еще один образчик стиля. Думаю, никакой редактор этому косноязычию слога и мысли уже не поможет:

«Плодами любви Джорджа и Марты стали, как тому и полагается, два прекрасных ребенка – старший сын Майкл и младшая дочь Эйша. Майкл, активный, боевой мальчуган, унаследовал от матери копну черных как смоль волос, а от отца – крепкое телосложение, что даже в его девять лет выглядело впечатляюще. Практически постоянное отсутствие отца в доме в связи с занятостью и стремлением обеспечить достойную жизнь семье привело к тому, что мальчик вскоре стал испытывать острую нехватку мужского воспитания».

По уму, взять бы Павлу Волю соавтора и переписать бы с его помощью весь текст от первой до последней буквы. Но, думаю, этого ему просто не надо.

В общем, книга –  чистая ерунда. Но ерунда понятная и даже извинительная. Поясню.  С мотивами автора все очевидно, как и с "диагнозом" -  отсутствие литературного таланта. Инстинкт критика срабатывает четко: как не поглумиться над беспомощным текстом (я еще старался воздерживаться; что толку обижать слабых)! Сам виноват, если такое опубликовал -  терпи. Думаю, перед нами чистой воды коммерческий проект. Не знаю, да и не очень интересуюсь, кто кому платил за издание – то ли Павел Воля издательству, то ли наоборот. Стоит, кстати,  книжка объемом 300 с небольшим страниц больше тысячи рублей, на каких-то площадках почти до двух доходит.  Кто-то вроде бы даже покупает. Может, и «бабки» отобьются. Пусть себе!

Не имею серьезных претензий и к почившим в бозе небезынтересными начинаниям десятилетней давности, которые честно именовались «литературными проектами». Например, «Метро». Или, похитрее, «Этногенез». Помните еще такие? Попадались там вещи любопытные, между прочим. Но никто это «настоящей» литературой не считал, и авторы в «настоящие» писатели не лезли (разве что сам зачинатель «метростроя» г-н Глуховский, насмешивший народ своими непомерными и необоснованными литературными претензиями). Есть еще и легендарный ресурс «Автор тудей» где плохие с любой точки зрения авторы честно зарабатывают деньги откровенной макулатурой.

Проект – это хитрый план, как втюхать аудитории книжку, которая внимания, мягко говоря,  не заслуживает. Это касается бизнеса, отнюдь не литературы. Книжный бизнес нынче находится на «нисходящем тренде», издателям надо изворачиваться, чтобы заработать. Потому и проекты в ходу.

Но! Если проектный подход  применяется к «премиальной», «серьезной» прозе, это уже надувательство. Она ж вроде не по части денег – а по части духовности и культуры. Есть читатели, которые этому искренне верит – честь им и хвала за это. Тем более стыдно обманывать таких людей. Что мы видим? Откровенную халтуру,  только принаряженную и замаскированную. Давно исписавшиеся авторы  усердно воспроизводят подделки под самих себя, с помощью издателей спекулируя своими именами, своими былыми заслугами (часто весьма сомнительными). Конечно, г-н Воля несколько в другом роде, чем «премиальные» г-да Макушинский и Илический, или Ксения Букша, или Борис Акунин, или Владимир Сорокин (увы!) – имя им легион. Но по сути – разницы нет. Литературы, само собой, нет тоже.

Так что уж лучше откровенный трэш про тихоокеанские приключения, чем прокисшая псевдодуховная баланда второй свежести.

 

#новые_критики #гундарин #новая_критика #петтерсы_дети_океанов #рипол #павел_воля #проектная_литература #графомания

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 885

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют